30 ноября/13 декабря 62 года испустил дух привязанный ко кресту «первозванный» ученик Господа Иисуса Христа святой апостол Андрей.
В течение нескольких дней распятый на диагонально скрещенных брусьях, он поучал народ, который во множестве стекался к месту казни, словами, исполненными мудрости и любви. Божественный свет осиял верного свидетеля Христова Воскресения и долго оставался там, где наконец неподвижно замерло многострадальное тело апостола, оставленное его непорочной душой…
Всё это происходило в первом столетии по Рождестве Христовом в скифском причерноморском городе в царствование языческого правителя Эгеата. С тех пор прошло почти две тысячи лет. Этот крест стал называться андреевским, а частицы цельбоносных мощей святого апостола разошлись по всей вселенной, от Кавказа до Апеннинского полуострова.
Россия с особенным благоговением чтит первого из учеников Христовых, освятившего некогда киевские холмы водружением креста. Именно тогда святой апостол Андрей, провидя значимость нашей Отчизны для судеб мира, предсказал, что «велия благодать распространится по земле россов и грады мнози воздвигнет здесь Господь».
Андреевский стяг из двух голубых, по диагонали скрещенных на белом фоне линий и поныне украшает торговые суда России, а орден Святого апостола Андрея Первозванного был и остаётся одной из высочайших государственных наград.
Имя «Андрей» означает «мужественный». Оно было избираемо многими русскими княжескими семьями для наречения державных младенцев. Среди достойно носивших это имя — князь-мученик Андрей Боголюбский, тщанием которого главная святыня русского народа, Владимирская икона Божией Матери, была перевезена в пределы одноимённого града.
Читая житие святого Андрея Первозванного, поражаешься той духовной свободе, с которой он вещал скифам «глаголы жизни», крепко-накрепко привязанный своими гонителями ко кресту. Казалось, не было силы ни на земле, ни на небе, которая могла бы сковать его помазанные Духом уста. Укрепляемый свыше Божественной благодатью, он как будто бы спокойно стоял на твёрдом помосте. Эта чудная проповедь, продолжавшаяся несколько дней кряду, обратила ко Христу сотни и сотни людей. Язычники убеждались, что крестные поучения страдальца за веру — суть не «безумие для эллинов», но «словеса, исполненные разума и силы». Многие из слушателей приходили в сокрушённое умиление, каялись во грехах и выражали желание креститься во имя Господне…
Прочитав со вниманием житие, искренний и простосердечный читатель возводит свой «умный взор» к андреевскому кресту и начинает молиться святому апостолу о даровании сил к несению собственному креста:
«О святый блаженный апостоле Андрее Первозванный! Умоли великого Господа Иисуса Христа, да и аз понесу отныне иго благое и легкое бремя животворных заповедей Его. Помоги мне отвергнуться душевных страстей и плотских похотей и взойти на крест зрячей и горячей веры в Победителя смерти, дражайшего Спасителя моего! Да отныне творю единую волю Его, "благую, угодную и совершенную"! Пусть же сокрушится вся сила вражия о Крест Господень, имже единым подобает нам хвалитися и побеждати врагов своих, видимых и невидимых! Ей, святый апостоле Андрее! Даруй и мне, недостойному, силу, дабы "заграждати уста нечестивых" и прославляти в мире всесвятое и великолепое имя Отца и Сына и Святого Духа!»
И в самом деле, братия, как радостно нести спасительный крест, не всуе именуясь учеником Христовым! Если мы несём его с благодушием, терпением и мужеством, благодать Святого Духа обильно осеняет нас и вспомоществует во всём и всегда, производя в сердце обильное утешение, конечно, насколько это соответствует нашей духовной пользе.
В чём же простые и, так сказать, осязательные признаки разумного и богоугодного крестоношения?
Во-первых, в ясности мысли и чистом, чуждом греховных помышлений состоянии нашего ума. Привыкши трезвиться, то есть призывать со вниманием имя Христово, ум становится подобным луку с калёными стрелами. Стрелы — это наши мысли, святые и непорочные, которые мы обращаем к Создателю в молитве. Ум наподобие лука испущает из себя мысли (молитвенные воздыхания, прошения, благодарения), направленные к Богу, «живущему во свете неприступном» Своей славы.
Лукавый дух всегда препятствует человеку спокойно и сосредоточенно молиться. Однако если ум трезвен и чист, а сердце ищет Господа в благоговейном предстоянии Ему, падшая сила даже не может приступить к усердно молящемуся человеку и бежит от него прочь, гонимая ангелами Божиими, которые невидимо осеняют ученика Христова!
Во-вторых, крестоношение доставляет неизъяснимый покой нашему сердцу… Бедное, как оно мучается и мятётся, пока не обручится верой и любовью со Крестом! Но едва лишь обретёт его в запредельной своей глубине, отвергнется мира со всеми его приманками и соблазнами, пригвоздит к святому Древу многообразные вредные пристрастия (уже не потакая и не удовлетворяя им), снисходит на душу христианина великий покой! Именно о нём говорит Владыка Христос в словах: Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо и бремя Мое легко (Мф. 11, 28—30).
Вкусив единожды Божественных мира и покоя, мы ни за что не захотим более с ними расстаться. Тогда-то нам станут понятными удивительные слова святого апостола Павла, который не хотел хвалиться ничем, кроме Креста Христова…
Наконец, ясное свидетельство действующей в нас и чрез нас, недостойных, благодати Божией — обновлённое состояние нашей воли. Ещё вчера дряблая, расслабленная, она заставляла нас (насилуемая грехом) совершать поступки, противоречащие нашей совести и убеждениям. Сегодня смирённая и возрождённая крестом, она бодро и охотно следует заповедям Господним, услаждается законом Божиим, побуждая христианина всегда и везде искать лишь единого блага — богоугождения…
Святые отцы утверждают, что даже тело христианина преображается под воздействием Духа Святого, щедро изливающего благодать на крестоносцев. Лёгкое и подвижное, наше тело становится самым настоящим нерукотворным чертогом, палатой для разумной души, согретой дыханием Божества…
Об этом и о многом другом вы, мои боголюбивые друзья, можете узнать из писаний подвижников благочестия, опытно познавших на себе благие последствия сораспятия Христу Жизнодавцу. А мы, воздав посильную хвалу и честь первозванному ученику Спасителя, позаботимся о том, чтобы не пройти в краткие земные дни мимо Креста Господня, который есть, по удостоверению церковной песни, «хранитель всея вселенной, ангелам слава, держава царям и демонам язва». Аминь!
~ Протоиерей Артемий Владимиров
Журнал «Русский дом», №12, 2012 год