Сегодня, дорогие мои, воссияла наша Богородичная Пасха, и нам, любящим Пресвятую Богородицу, надлежит приветствовать друг друга светлым пасхальным приветствием: "Пречистая воскресе" – "Воистину воскресе!". Она – чудо чистоты, Она – чудо красоты, Она – чудо благости, Она – высота любви, неудобозримая и Ангельскими очима, Она – и глубина скорби, непостижимая человеческими помыслами. В Ней, как в священном Кивоте Нового Завета, почивает сокровенная тайна крестной, жертвенной, материнской любви, и поэтому о Ней можно только молчать и плакать. И Она Сама становится в нас источником слез в лицезрении дивных Богоматерних тайн Ее.
Она родилась как Дочь человеческая, жила бедно, в безвестности в Назарете. Но вот Господь призрел на смирение рабы Своей, и в благовещении Ей было открыто все великое и страшное дело спасения рода человеческого. И на призыв сраспинаться Христу Она ответила: "Се раба Господня - буди Ми по глаголу Твоему крестному".
Вся Ее жизнь, в таинственном неразрывном соединении с Сыном, – была постоянным Голгофским восхождением, исполненным лишений, болезней и непонимания. Но самой страшной была скорбь любви о страждущем Сыне и о погибающих людях, которая достигла своей кульминации в Ее страшном предстоянии при Кресте Господа. Как любовь Божией Матери безмерна и непостижима, так и скорбь Ее безмерна и непостижима для нас...
Но и после Воскресения и Вознесения Христова эта сокровенная печаль еще усугубилась. Как Она томилась на земле, как Ей было тягостно находиться в рамках этого темного, тесного, греховного мира. Как Она, пречистая, нескверная Голубица, скучала о возлюбленном Сыне и хотела возлететь горе…
Но всю сию безмерную скорбь Богородичного креста Она мужественно и кротко несла в духе послушания и преданности воле Божией. И после Вознесения Господня Она оставалась на земле в радость и утешение Апостолам – как чистейшее отражение красоты Богочеловеческой. Была Она светлым средоточием и нетленным вдохновением нового народа христианского. Вокруг Нее созидалась Церковь Нового Завета Христова...
Но вот пришел желанный час Ее – разрешиться от тела и прейти от земли на небо. К Ней паки приходит служитель небесных тайн Архангел Гавриил с пальмовою ветвью в руках в знамение победы и возвещает Ей о скором Ее преселении из мира сего на Небо, и в назначенный час снисходит Сам Царь Славы Христос и на Свои божественные руки приемлет пречистую душу Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафима и одесную Себя прославляет Ее небесною славою. "Предста Царица одесную Тебе в ризах позлащенных всех божественных добродетелей одеяна, преукрашена..."
И сие небошественное прехождение Ее от земли на Небо в честном успении мы благоговейно празднуем сегодня, возлюбленные братия мои. Но как же так? Мы стоим у смертного одра, а Церковь призывает нас радоваться, веселиться и торжествовать? Да, ибо сегодня совершается тайно воскресение, вознесение и прославление Пречистой, а в Ее лице – и всего тварного мира, о Ней радующегося.
"Во успении мира не оставила еси, Богородице", – вся жизнь Церкви, да и всего мира, свидетельствует о сем чуде Богоматерней любви. Она всех любит о Сыне Своем, в Своем всечеловеческом существе как Мать соединяет Она всех и вся: в сердце Своем и в природе Своей. Нет никого и ничего, что оставалось бы чуждо этой любви, даже если кто-то не открывается в ответ на Ее любовь. Все равно, любовь Богоматерняя нежно, покровно и молчаливо объемлет всех и стучится кротким призывом в двери каждого сердца. Преподобному Андрею когда-то открылись небеса, в которых однако отсутствовала всегда сущая в них Богородица. Ибо Она сходила на землю, к скорбящим людям Своим...
Богоматерь ныне вкушает высшее небесное блаженство как Присноблаженная, которое, однако, растворяется непостижимо со скорбью и страданием этого мира. Ее предстояние у Креста доныне продолжается, и Она до скончания века плачет о мире и с миром.
"Во успении мира не оставила еси, Богородице", – Пречистая живет с нами, и эта Ее близость к миру, человечеству и природе и составляет дивную тайну откровения о Богоматери, сущей в мире. На ложе смертном, в болезни, на поле брани, в радостях и скорбях, из которых состоит жизнь наша, всегда с нами Она – милующая и спасающая, покрывающая и вдохновляющая, и радующая... Она есть радостей всех Радость, Духоносица, ибо совершенная радость и есть сам Дух Святый, в Ней нам открывающийся.
Она – "в молитвах неусыпающая" – всегда обращается к Сыну с ходатайством, как это было на браке в Кане Галилейской: "Вина не имут" – не имеют они, бедные люди, вина Жизни с подлинной радостью, бодростью, вдохновением. Все упали и уныли, погибают во грехах и страстях многих…
Доколе Матерь Иисусова оставалась на земле, Ее любовь была как бы ограничена земною плотию. Но уже сейчас, с Ее восшествием на небо, всякая граница снята. И это вселенское архиерейское служение Богоматернего Покрова, Омофора, простираемого над миром, дано ныне Ей в честном успении, в котором и Она призвана вместе с Сыном на брачный пир человечества, на Пасху Христову, в успении Своем, Пасхе Богородичной. И если творит чудеса молитва и грешного человека, то всесильна молитва Матери Божией, которою молится Дух Святый, на Ней почивающий. И если верим, что днесь Пречистая воскресла и одесную Сына во славе неизреченной умоляет Его со слезами о всех детях земли, то ведаем, что ко благу совершается все происходящее с нами, и да умолит нам Богоматерь великое терпение во спасение душ наших. Да воссияет над нами и в нас, в сердцах наших и в России нашей радость и свет Покрова Богоматери.
О Царице небесе и земли, о Дивная Отроковица Мария! Ты в успении мира не оставила еси. Ты видишь, в какой скорби и тревоге мир совершает Твое честное погребение. К светлой радости Твоего гроба приносим мы ныне всю печаль и мрак, и ужас, нас окружающие. Буди и ныне с нами, Пречистая, пребуди с нами в горе нашем и во всех предстоящих нам испытаниях. Блажим Тя вси роди, милосердная Матерь наша, Богородица Дева, и славим Успение Твое, зовущее на весь мир – "Пречистая Воскресе" – и нам уже ничего не страшно. Аминь.
~ Схиигумен Серафим (Барадель-Покровский), Валаамский монастырь 28 августа 2009 г.
источник: сайт Валаамского монастыря