Слово на Рождество Пресвятой Богородицы
Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь.
Этот наш многострадальный мир, дорогие братия, был когда-то прекрасным раем. При сотворении мира, сказано в книге Иова, было общее ликование утренних звезд, и все сыны Божии восклицали от радости. И в книге Бытия, после каждого дня: "виде Господь, что оно добро зело", и о всем творении сказано: "и увидел Бог, все, что Он сотворил, и вот хорошо весьма", и возрадовался Господь о делах своих.
Но произошла страшная трагедия: человек в гордом порыве отверг заповедь Божию, свободно отвернулся от чистой радости богообщения через послушание. Отпал от нетленного света бытия во тьму своих похотей, во мрак небытия. И услышал человек от Бога грозные слова: "Умножая, умножу скорбь твою, проклята земля за тебя. Со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей".
И вот, вместо благословения – проклятие, вместо присносущной радости – беспросветная печаль. Под этим страшным бременем, в этой тоске о потерянном рае, жило и томилось человечество, и вместе с ним вся тварь. Пока не настал тот великий день, предопределенный в творческой мысли Бога, день, ныне нами празднуемый, явление в мир Той, Которой надлежало быть Радостью всех радостей. Радостию всему творению: "Радостию бо радуются всяческая и обновляются, срадуются купно небо и земля, Боже, ибо на земле родися Богоневестная Дева от обетования". Ее пришествие в мир определено в вечности Божией, как Божие место. В творении – выше Ангелов, как святейшее средоточие тварного и нетварного, как девственное сердце всего мироздания.
Но о чем же эта радость миру, о которой возвещается сегодня всей вселенной? – в Ее Рождестве. В чем сила Ее предизбрания? – в Ее совершенной святости и чистоте, в Ее способности вместить всю полноту Благодати Божией, всю полноту любви Божией, через безмерное смирение, послушание и преданность крестной воле Божией, "Яко призре Господь на смирение Рабы Своея". Поэтому на Благовещение архангел Гавриил обращается к Ней со словами: "Радуйся, Благодатная, ибо обрела благодать у Бога". В Пречистой и Преблагословенной замысел божественный и человеческое его восприятие соединились в полном соответствии. И Творец не мог не радоваться, призывая к жизни это чистейшее, святейшее, прекраснейшее творение.
"О, Ты прекрасна, Возлюбленная Моя, Ты прекрасна" – говорит Ей Господь, в Песни Песней, и Она, Невеста Агнца, ответствует Ему: "О, Ты прекрасен, Возлюбленный Мой, и любезен". В ней восстановлена некогда нарушенная гармония миров, через послушную прозрачность твари для восприятия Божественного. В Ней симфония бытия звучит сладчайшей песнью: "Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Бозе Спасе Моем". О Ней радуется вся тварь, и одно имя Ее – Мария, радует душу. И Церковь, немолчно, в бесчисленных, дивных песнопениях, призывает Ее радоваться, ибо Она есть средоточие и слава творения Божия, святость человечества, призываемого и способного осуществить это призвание, в полноте богочеловечества, через пречистое богоматеринство.
Но Богоматерь, прежде своего богоматеринства, как условие его приятия, должна была явить через личный подвиг всю силу совершенного целомудрия и приснодевства, как осуществление крестной премудрости Божией и крестной славы в творении. И как это живое и личное явление Бога в творении и через творение, в новом бытии, где Дух Святой не только носится над бездной, но и проникает вглубь твари, освящая, оживляя и обожая ее. Она, Богоматерь, есть и радость мира, радость вселенская, радость совершенная о Духе Святом, радость всех радостей, дарованная всему творению, и этою-то радостию радуется ныне Церковь земная и небесная.
Жизнь Святой Троицы носит крестный характер, и образ креста запечатлен во всем творении. Поэтому и обновление твари, и новая радость о ней, могли придти только крестом: "Се бо приидет Крестом радость всему миру". Только безмерная печаль любви, явленная в Гефсимании и на Голгофе, могла победить печаль греха, печаль смерти, печаль диавола. Поэтому и радость, которая возвещается днесь всей вселенной, есть радость крестная, о том что "Бог тако возлюбил мир, яко же и Сына Своего даде на пропятие. Да всяк, веруяй в Него, не погибнет, но имать живот вечный". И совершенная сила, и исполнение этой крестной радости явлено нам в Пречистой Богоматери, поскольку Она больше всех любила, Она больше всех и страдала. И вольным приятием, и кротким несением Своего непостижимого Богородичного креста, креста богоматерней любви, Она стала для всех людей, для всех народов, для всей твари – Радостию всех радостей, всех скорбящих Радостию и всех погибших Взысканием.
И вот Она сегодня, в тихом свете Своего праздника, покрытого покровом богоматерняго смирения, молчаливо открывает нам небесную тайну непреложной, вечной радости. Высшее блаженство – в любви, в любви жертвенной и крестной. Отдать свою жизнь, чтобы жили другие, сделать чужую боль своею болью, приять добровольно печаль и скорбь – чтобы утешались другие, взять на себя проклятие и грех, дабы другие освободились и улучили благословение.
Таков путь Христов, таков путь Матери Божией, ведущий от смерти в жизнь, от мрака во свет, от печали в радость вечную. И Она, Пречистая, всех радостей Радость, Умиление, как Она открылась преподобному Серафиму, еще говорит нам, что высшая радость и небесное блаженство в том, чтобы по словам преподобного Силуана: "Плакать от любви к Богу и к брату, день и ночь". И это Ее Богоматерняя тайна – тайна плачущей любви, еюже да озарит Она, Матерь Божия, все пути наши, да будем свободны от греховныя тьмы, и свет и сила крестной радости Ея да будут в сердцах наших. Ибо Она днесь рождается, и Церковь украшается благолепием царского священия. Ибо дверь востоком зряще рождшейся, ожидает пришествия Святителя Великого. Она днесь рождается, и вся тварь радуется, и мы, все роды, смиренно Ее ублажаем, дивную Богоотроковицу Марию.
~ Схиигумен Серафим (Барадель - Покровский)
21 сентября 2006 г., Валаамский монастырь
|
|