Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь
Мы прославляем, дорогие братья и сестры, сегодня преподобного Серафима Саровского, которого именуют иногда всемирным светильником Православия. И действительно, он принадлежит к числу угодников Божиих, которых знает не одна лишь земля, где они подвизались, но воистину вся Вселенная, весь мир. Хотя, казалось бы, кто был скромнее маленького мальчика, родившегося в благочестивом городе Курске у добродетельных родителей. Кто менее помышлял, нежели он, о служении всему человеческому роду? А ведь нам открыто из Дивеевской тайны, что преподобный Серафим будет служить роду человеческому, вкупе с пророком Илией и пророком Енохом возвещая во времена антихриста всемирное покаяние.
И всякий раз, когда перечитываешь летопись Серафимо-Дивеевского монастыря, вновь и вновь вникаешь в вехи жизни преподобного Серафима, не можешь не изумляться великости благодати Божией, ему данной. Безусловно, некая тайна окутывает, пронизывает собою его жизненный путь. И тайна эта, думается, состоит их двух слагаемых.
Первое – его удивительная решимость в угождении Христу Спасителю. Та решимость, о которой он впоследствии скажет: «Если бы мы, христиане последнего столетия, подражали бы в ревности к богоугождению, в решимости апостолам и ученикам, то мню, верую, что и в наше время не скудны были бы дарования Святаго Духа, и в наше время удостаивались бы христиане лицем к лицу беседовать с Господом Богом Духом Животворящим. В этой-то решимости, Ваше боголюбие, - поучал он преданного своего духовного сына, - и состоит главное в угождении Богу».
Второе же слагаемое Дивеевской тайны есть, конечно же, покров Пречистой Преблагословенной Матери Божией, покровительство Ее, попечение о избраннике Своем. И вот об этом хочется еще раз воспомянуть вам. Ибо и мы также нуждаемся в осенении нашего малого подвига христианской жизни Божией благодатью. И мы также нуждаемся во всегдашнем покровительстве, поручительстве, споручничестве за нас Пресвятой Богородицы. Ибо, «если не Господь созиждет дом, всуе трудятся зиждущие», «если не Господь сохранит град, всуе бдят сторожа у ворот града». И если мы с вами не сумеем привлечь на свою душу благоволение Матери Божией, если не испросим Ее всегдашнего милостивого о нас промышления, то куда мы денемся со своими грехами, чего доброго заслужат наши бесплодные сами по себе усилия спасти душу нашу.
И, прежде всего, в раннем детстве мы видим в жизни преподобного Серафима попечение о нем Пресвятой Богородицы. Она хранит благочестивого отрока в самых, подчас, тяжких обстоятельствах его жизни. И в болезни не оставляет мальчика Прохора, и сохраняет его от смерти, когда он, по неосторожности, свалился с высокой колокольни, выстроенной родителями. Все это был добрый знак близости к нему Матери Божией.
Почему так была Она близка ему? Конечно, был он предуведен Богом и предизбран. Но, безусловно, много значили в этом хранении жизни благочестивого Прохора Матерью Божией молитвы и благословение его земной родительницы. Чем, конечно же, никак не должно пренебрегать и нам, грешным. Ибо, так устроил Господь, что чрез благословляющую десницу земной матери или земного отца, чрез благословление духовного отца и духовной матери, чрез молитвы наши друг за друга дивно хранит нас Господь Своей благодатью, особенно тогда, когда мы вверяем жизнь свою и близких водительству Господа и Матери Божией. О чем напоминает нам всегда Церковь в словах: «Сами себе и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим».
Это благословение матери ниспослано было святому Серафиму, мальчику Прохору, когда он отправлялся искать монашеского жительства. Верим, что чрез это благословение Сама Богородица взяла на поруки того, кто произвольно стал сиротой, отказавшись от земных родителей, вверил себя всецело попечению Христа Спасителя и Богородицы Марии.
Вглядываясь в жизнь юного послушника, юного подвижника, мы, с одной стороны, замечаем, как он не гнушался никаким послушанием, но прошел все виды монастырских послушаний, везде потрудился, везде испытал себя, везде утомлял свое бренное тело, дабы, почувствовав немощь душевную, еще более взыскать помощи от Господа.
А вместе с тем, видим замечательную мерность, умеренность в этих подвигах будущего православного светильника веры. Видим ту умеренность, то рассуждение, которого сегодня так не хватает нам, лишенным духовного разума. Ибо часто мы уклоняемся от царского пути умеренности, целесообразности и рассудительности. В крайности то «запащиваемся» и не соразмеряем наш подвиг с немощью нашей, то от противного - расслабляемся и вовсе перестаем обуздывать наше тело. Так, бросаясь из крайности в крайность, из одной рытвины во ухаб, часто мы топчемся на одном месте именно потому, что не взыскали духовного разума.
Попечение Матери Божией о юном подвижнике заключалось в том, что он всегда испрашивал Ее вразумления и благословения, всегда понимал, что цена внешнего подвига заключается в том, чтобы от него переходить к подвигу внутреннему. Внешнее трудничество необходимо для подвига душевного, то есть, внимания к своему сердцу, трезвению в мыслях, призыванию имени Господня, всегдашнему покаянию в глубине сокрушенного духа. Вот почему уже в сравнительно юных, молодых летах преподобный Серафим стяжал совершенный духовный разум, свидетельство о чем - явление ему Господа во время дьяконского священнодействия на Божественной Литургии. Пресвятая Богородица ведет Своего избранника тропой, многим непонятной, таинственной, потому что душевный человек не понимает законов жизни духовной.
И вот, еще не поседев, преподобный Серафим испрашивает благословение на уединенное жительство в пустыньке. Из общежития, которое стало уже не нужным ему, ибо он обрел совершенное терпение, совершенное братолюбие, неосуждение ближнего, милость и снисхождение к немощам собратий, из общежития он переходит на жительство в пустыньку, дабы там уже учиться совершенному житию безмолвника. И Матерь Божия покровительствует здесь Своему избраннику, учит его распознавать козни лукавого духа, учит его прибегать к Ней, к Ее покрову, когда демоны и через помыслы, и через образы, и непосредственно являлись подвижнику, желая привести его душу в смятение, в страх, ввергнуть в отчаяние. Думается, что именно в эти годы уединенного жительства преподобный Серафим стяжал непрестанную молитву ко Господу и Богородице, всегда духовно зрел Ее пред собою. А Она никогда не оставляла его знаками Своего благоволения и попечения о нем.
Некоторые из нас, взирая на лик Матери Божией, который есть сама благость и сама любовь, однако же, не понимают, что жизнь - вещь суровая. И «чем глубже скорбь, тем ближе Бог». Так и жизнь преподобного Серафима изобиловала скорбями. Мы помним ту смертельную болезнь, когда, вздувшись от водянки, он много месяцев лежал недвижимо, чая уже смерти, и от которой, болезни, был исцелен Матерью Божией. Помним о том огненном искушении, которое выпало на его долю от рук безбожных людей, топором почти что искалечивших преподобного.
Однако и здесь Пресвятая Богородица, попустившая Своему любимцу такие скорби, кажется непереносимые, явила ему Свое утешение, чудесно укрепив вопреки медицинским прогнозам его здравие. Итак, Матерь Божия не отступает от нас, как мы видим из жития преподобного Серафима, и в самые страшные часы нашего бытия. И тогда, когда физическая боль, кажется, превозмогает наши немощные силы. И тогда, когда нас окружают недобрые, неблагочестивые, злонамеренные люди, и мы остаемся беззащитными в их руках. И тогда, когда мы терпим крайнюю нужду, не имея и необходимого. И тогда Матерь Божия с нами, только лишь прояви мы должное упование, молитву и терпение, и мнимая богооставленность будет вскоре заменена благодатным утешением и радостью духа, ослабою для тела.
Видим, что Пречистая Дева, руководствуя преподобным Серафимом, наконец, повелевает ему выйти из затвора. Святой Серафим уподобился хорошо настоенному вину, которое виноделы скрывают в недрах земных, дабы, перебродивши, оно, превратившись в сладкий нектар, затем служило бы к утешению всех, пьющих его. Так и Пресвятая Дева держала Своего питомца в безвестности, терпел он много и от братий, не понимавших особенностей его подвига. И мало-помалу, стяжав совершенную для человека чистоту сердца, был поставлен на старческое духовное служение, утешение ближних.
Преподобный Серафим признавался в беседах с духовными чадами, что, когда он желал сказать нечто от себя, тогда бывали ошибки в деле душепопечения. Но когда сердце его оставалось совершенно чистым от помыслов, и он вопрошал Господа и Богородицу, то всегда, как в чистом зеркале отражается образ человеческого лица, получал он откровение о душе, о ее земной судьбе и часто даже о ее судьбе в вечности от Господа и Матери Божией.
И скончался преподобный Серафим, как мы помним, коленопреклоненно с воздеянием рук пред своей любимой иконой Невесты Неневестной. Это изображение Матери Божией он именовал «Радостью всех Радостей». И эта кончина знаменует всецелую прилепленность преподобного к Божией Матери, Которая более 10 раз являлась ему, открывая ему судьбы обители, повелевая ему созидать Дивеевскую обитель, будущую женскую Лавру, открывая ему судьбы самого мира, кончины Вселенной.
Из этого всего сказанного мы чувствуем необходимость, как и преподобный Серафим, хотя бы мы были и недостойны даже помышлять о том, чтобы следовать его стопам, однако, чувствуем необходимость всецело вверить себя в наше скудное благочестием, весьма лукавое время водительству Пресвятой Богородицы.
И тот не ошибется, кто захочет исполнить завет преподобного Серафима, завет церковный и почаще будет призывать Матерь Божию в Архангельском приветствии, веруя, что за этот малый подвиг молитвы, со вниманием произносимой, «Богородице Дево, радуйся», Пречистая Дева и нас - погибающих, немощных, утопающих в грехах - заступит Своей благодатью, исправит наше несовершенство и укажет нам ясный и прямой путь ко спасению, путь смирения и кротости, покаяния и любви к ближним, и непрестанной молитвы, которым прошел прежде нас преподобный Серафим и с радостью приглашает и нас следовать за ним во Царствие Христа Бога нашего. Аминь.
≈ протоиерей Артемий Владимиров
Источник