Совпадение дня Нового Года с праздником Обрезания Господня не случайно. Оно имеет глубокое символическое значение. И значение это заключается в том, что с этих дней действительно начинается весь круг нашей внутренней жизни. И что это не является пониманием моим, как пастыря, находящимся на этом месте, а есть понимание всей нашей Русской Церкви, которая в 1700 году перешла на исчисление времени от Рождества Христова и этим самым соединила все то, что было от начала нашего христианского быта, соединила все то, в чем заключается наша жизнь. Если бы люди понимали это, то наш храм был бы сегодня так же переполнен, как был переполнен на Пасху или на Рождество.
Вслушайтесь в то, что говорит наш великий учитель Церкви Феофан Затворник, один из тех, кто являлся исповедником Церкви Христовой. Как он говорил? – “Как Новый Год есть начало дней лета, так в день сей надлежит набрать в душу такие помышления, чувства, расположения, которые могли бы достойно христианина заправлять всем ходом дел его в продолжении года.”
Видите, что имеет ввиду Феофан Затворник: “В этот день, как бы, открывается для нас Церковью благодать Божественная для понимания, чувства, рассуждения, для возбуждения нашего духа".
Видите, как этот величайший учитель Церкви смотрит на этот день: Новый Год! До 1700 года время исчисления нашего исчислялось от сотворения мира с сентября месяца, но с 1700 года воссоединилось то, что должно происходить в душе христианина с исчислением времени.
С 1700 года христианский Новый Год стал начинаться от Рождества Христова, при нашем выходе из Вифлеемской пещеры, в день Обрезания Господня, когда дано было Ему имя Иисус. И поэтому получается: Новый Год как бы утверждает то, что должно быть в душе человека. Это как бы начало нашей обновленной жизни.
Вот как об этом продолжает Владыка Феофан: “Это мы тотчас найдем, как только возьмем в мысль, что есть Новый Год в духовной жизни. В духовной жизни есть Новый Год, когда кто из живущих в нерадении начинает ревновать о спасении и богоугождении…”
Есть моменты в жизни… есть то, что скребет наше сердце… что-то в нашем сердце такое, что мешает. А в тоже время мы рабы этого, того, что в сердце мешает… И вот этот первый день января, день, когда мы совершаем обрезание нашего сердца, становится для нас нужным днем. В этот день мы исповедуем себя христианином перед Господом, родившимся нашего ради спасения и обновляющим наше круголетие, и это является, как вы видите, началом.
“Ибо когда кто решается на это (т.е. на перемену жизни), продолжает святитель Феофан, тогда у него внутри все перестраивается заново и на новых началах, – древнее мимоходит и все бывает ново.”
Вот так и мы сегодня: выйдем из храма и будем в своем сердце чувствовать это начало.
Господи, с сегодняшнего дня я хочу быть Твоим рабом, не рабом Египта, где поневоле клал плинфы и работал на князя мира сего. Господи, хочу быть Твоим!
“Если у тебя есть это – понови, а если нет, – произведи, и будет у тебя Новый Год.” Так заканчивает Владыка Феофан. Вот почему с таким упованием на милосердие Божие мы совершаем этот начальный молебен, совершенно исключительный, который начинается словами: “Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святого Духа и ныне и присно и во веки веков. Аминь
архиепископ Андрей (Рымаренко)