Закхей! Сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя (Лк. 19, 5).
Наступают, благочестивые слушатели, недели, подготовительные к святой Четыредесятнице, в которые святая Церковь будет подготавливать нас к ней (святой Четыредесятнице) особыми словами, как бы сигналами, располагающими к тому, чтобы мы заранее «вошли в себя», отверзли «двери» нашего сердца, для покаяния и узрели образцы этого покаяния.
В сегодняшнюю неделю, подготовительную к неделе о мытаре и фарисее, святая Церковь предлагает нашему назиданию Евангельское чтение о Закхее. Кто такой Закхей и какое назидание содержит Евангельское повествование о нем?
Закхей по своему служебному положению был начальником, главой мытарей, т. е. сборщиков податей, налогов и недоимков. Народ не любил мытарей за их грубость, жадность, несправедливость при взимании налогов, за обиды и слезы от них. Народ считал их особо грешными, нечистыми, зазорными и избегал всякого общения с ними, осуждая и тех, кто это общение поддерживал.
Среди них однако встречались люди, сознающие, что живут неправильно и тяготились этим, ища выхода из своего кризисного внутреннего состояния. В числе этих мытарей оказался и их начальник в городе Иерихоне — Закхей. Уже давно он слышал о Христе, как о Чудотворце и Учителе обновления и возрождения человека. Эти слухи еще более усилили его сомнение в правильности своего жизненного пути и вселили в него надежду, что Христос может помочь и ему. И вот, узнав, что Христос идет в его родной пород, Закхей воспылал желанием увидеть Его, чтобы узнать кто Он, т. е. каков Он и может ли помочь ему. Будучи мал ростом, он при входе Христа в город взбирается на ягодичину, т. е. на масличное дерево, надеясь получше рассмотреть Его.
Христос, зная тайны сердца Закхея, его потребность в духовном возрождении, проходя мимо, говорит ему: Закхей, сойди скорее, ибо сегодня Мне надлежит быть у тебя в доме.
Закхей поспешил спуститься с дерева и подготовить дом свой к приему необычного Гостя. И когда Христос зашел к нему, он радостно встретил Его. И было чему радоваться: встреча со Христом произвела окончательный и полный переворот в душе Закхея. Евангельское повествование не говорит, о чем была беседа хозяина дома и его Божественного Гостя, но красноречиво говорит о ее результате: Закхей, став (после беседы), сказал Господу: «Господи! Половину имения моего отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо».
Думал ли раньше Закхей, что Христос так решительно и властно может перевернуть его душу, изменить его сердце: из жадного и жестокого превратить в милосердного, из обидчика — в щедрого человеколюбца, из презираемого людьми мытаря — в последователя, а впоследствии и служителя Христа. По преданию, Закхей впоследствии был учеником апостола Петра и поставлен им епископом Кесарии Палестинской.
Однако чудо этих необычайных превращений действительно совершились. Оно коснулось не только его самого, но и семьи, и всего его дома, ибо Христос сказал: Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он (Закхей) сын Авраама.
Братие и сестры! С чудом обновления и возрождения дома Закхея связано было еще одно обстоятельство, поучительное для нас. Когда Христос вошел в дом Закхея, то все, видящие это, стали роптать и говорили, что Он зашел к грешному человеку. Они осудили Христа за то, что Он зашел к грешному, т. е. недостойному человеку. Они не допускали возможности, что Христос, зайдя к Закхею, может духовно возродить его, и сам Закхей может духовно возродиться. Они не верили ни в Христа, пришедшего взыскать и спасти погибшего, ни в возможность возрождения грешника Закхея.
Это двойное неверие — в Бога и человека — и стало на пути их ко Христу. Господь ни к кому из них не зашел, ни на кого из них не обратил Своего нарочитого внимания. Зашел Он к тому, кто уже был близок к вере во Христа и в себе самом имел потребность в возрождении. А если чего в душе Закхея и не хватало, то было восполнено преизобильным милосердием Божиим.
Братие и сестры! Повествование о возрождении Закхея назидает нас вере в милосердие Божие. Как бы глубоко человек не погряз в своих заблуждениях, в своих грехах и пороках, как бы далеко ни ушел от людей и Бога, пути возрождения для него никогда не закрыты. На этих путях он всегда встретит милосердие Божие и помощь в возрождении. И все мы знаем, что в действительности это так и бывает. И все мы понимаем, что Господь всегда нас ждет и зовет. И однако не спешим к Нему.
Закхей научает нас, что следует не ждать, а самим выходить навстречу Господа, неся с собой боль и сокрушение о неправдах своей жизни и потребность духовного обновления.
И тогда Господь Сам положит в наше сердце «мысль благу», расположит нас к примирению с ближними и общению с Ним Самим в молитвах, таинствах покаяния и причащения.
Другой мытарь — из притчи о мытаре и фарисее — тоже сам пришел к Господу, пришел в храм помолиться и покаяться — и здесь обрел Господа и вышел из храма оправданным. Блудный сын, как ни далеко ушел на страну далече, однако кончил тем, что, одумавшись и раскаявшись, пошел обратно к Отцу Небесному и встретил объятия Отчие.
Так сделаем же и мы, братие и сестры, первый шаг ко Господу. Первый шаг часто бывает трудным, по зато и решающим, ибо в дальнейших шагах будет помощь Божия. Помолимся: Господи, помоги нам! Помоги нашему обновлению и воздержанию в наступающие дни святой Четыредесятницы, нашему единению с Тобой — Господом нашим Иисусом Христом. Аминь.
~ протоиерей Александр Ветелев