Заканчиваются дни празднования Рождества Христова и Святая Церковь начинает готовить нас к празднику Крещения Господня. В первые века это был один праздник — Богоявления, когда вспоминалось и рождение Спасителя, и выход Его на проповедь. Но к концу IV века Рождество и Крещение стали отмечаться раздельно.
Всечестные отцы, дорогие братья и сестры!
Сегодня Святая Церковь продолжает готовить нас к празднику Крещения Господня, или Просвещения, или Богоявления. Все эти три слова отражают суть и содержание этого дня.
Богоявление постольку, поскольку Господь открывает Себя в трех Лицах на Иордане. Просвещение потому, что через сие Таинство, заложенное Господом Иисусом Христом – Крещение – мы просвещаемся Духом Святым, обновляемся. И сегодняшняя Неделя называется Неделей перед Просвещением.
Мы слышали только что с вами Святое Евангелие, в котором апостол и евангелист Марк повествует о начале дел Господа и Спасителя и об Ангеле, как называют Предтечу, который был послан пред лицем Господним. «Прямыми сделайте пути Господни», – говорит нам Святое Евангелие. Что же это за пути прямые, которые необходимо было Иоанну Предтече приготовить перед пришествием Господа?
Безусловно, это упоминание имеет историческое значение, потому что в древности, когда государи, фараоны, вельможи великого сословия шествовали куда-то, то с соответственною торжественностью обставлялось это путешествие. Заблаговременно высылались работники, которые готовили дорогу – она должна была быть прямой, проходить по открытой местности, чтобы еще более свидетельствовать о том, кто этой дорогой будет шествовать. И это упоминание – «прямыми сделайте пути Господни», – относящееся к Иоанну, говорит, конечно, не о том, что Иоанн Предтеча должен был предуготовать какую-то особенную дорогу, по которой бы шел Господь к Иордану, но речь идет о другой дороге – дороге, которую Предтеча своим служением и своей проповедью должен был проложить для Господа в человеческое сердце. И эта дорога, по которой Господь может войти и пребывать в человеке, является дорогой покаяния, ибо вся проповедь Предтечи была направлена на покаяние, призыв людей к покаянию.
Мы знаем, что греческое слово «покаяние» еще переводится как «изменение» и, безусловно, отображает суть происхоящего процесса. Вчера в Евангелии, которое также готовило нас к празднику Богоявления, святой апостол, упоминая о речи Иоанна Предтечи в пустыне, говорил следующее: «Принесите плоды достойные покаяния». Значит, покаяние – это не только исповедание грехов. Покаяние должно иметь плод, и плод покаяния, безусловно, выражается в делах.
О каком покаянии можно говорить, если не происходит изменения нашей жизни? Если мы не воспринимаем Бога как Господа и Спасителя своего? Если мы не понимаем всего того, что происходит в нашей жизни?
Безусловно, восприятие Бога как своего личного Спасителя затмевают в нашем сердце и в нашем уме постоянные жизненные заботы. Одно за другим – дела, и уже даже храм Божий становится обычным, банальным явлением в нашей жизни. Мы настолько иногда привыкаем к храму, настолько, бывает, привыкаем даже к своим послушаниям в храме, что в церковь приходим, как в общественное учреждение, как в магазин, как в метро, не отдавая себе отчета, куда мы входим, и с Кем мы встречаемся под сводами этого святого храма.
«Что же, – спросят многие, – заботы этого мира не нужны нам? Может быть, нам перестать заботиться о своих близких? Может быть, нам перестать есть и спать?» Бывает, и часто, задают такие вопросы. Житейские заботы, безусловно, важны в человеческой жизни, но и в них может присутствовать Господь.
Житейские заботы присутствовали у Спасителя 30 лет Его жизни в Назарете, когда Он был плотником и каменщиком, когда входил под своды Своего дома, когда Пречистая Богоматерь готовила для Него трапезу, и Он после многих трудов отдыхал. Но Святое Евангелие не повествует нам об этих годах жизни Спасителя, не считая их самыми важными в Его служении. И Пречистая Богоматерь среди забот этой жизни всегда находила Господа, общаясь с Ним. Лишь один раз мы видим, как праведный Иосиф и Богоматерь потеряли Спасителя Отроком в Иерусалиме во время праздника, когда собиралось множество людей в город. И что же они сделали? Они в течение трех дней среди этой толпы искали Господа и Спасителя, искали своего дивного Отрока и нашли Его, обрели Его – обрели под сводами храма, где Он сидел и учил, и разговаривал с учеными мужами, с законниками и фарисеями.
Так и в нашей жизни возможно всегда иметь память о Спасителе, иметь молитву в сердце среди многих и многих житейских забот.
И наше сердце безошибочно подскажет нам, когда восприятие Бога утрачивается в нашей жизни, когда кажется – вот был Господь, мы чувствовали Его, и вдруг Его нет. Тогда мы должны особенно усердно стремиться в храм Божий, научаемые Священным Писанием, чтобы здесь, под сводами храма, восстановить утраченную связь с Богом, обрести Христа и Спасителя в свое сердце.
Не только заботы, не только попечение о благе наших ближних и о благосостоянии наших домов в состоянии лишить нас общения с Богом. Чаще всего – это неправда нашей жизни, это грех, который мы совершаем. Он отделяет нас от Бога, он не дает нам видеть эту Божественную славу, он не дает нам говорить с Ним. И вот тогда мы и должны исправить пути, ведущие Господа в нашу жизнь, и принести плод достойный покаяния, исповедав свой грех, не просто «сдав» его на исповеди священнику, как часто бывает (иные даже говорят о «сдаче» некоторых грехов). Должно наступить то состояние, когда мы будем оплакивать этот грех, оплакивать время и нашу волю, которая позволила этому греху войти в нашу жизнь, когда для нас не будет другого пути, как только возрыдать о своей собственной безрассудности и оплакать свою греховную свободную волю перед лицом Божиим, испросив у Него прощения, испросив у Него отпущения наших грехов, испросив Его великой неизреченной милости и человеколюбия.
Плод достойный покаяния – это изменение нашей жизни, это изменение нашего отношения к Богу, это изменение нашего отношения к Церкви, к нашим близким и к самим себе, и если наша совесть говорит, что дорога в наше сердце не прямая, не достойная шествования по ней Господа, мы должны выпрямить эту дорогу исправлением нашей жизни – так, как учит нас Святая Церковь, так, как учил святой Предтеча и Креститель Господень Иоанн.
И тогда праздник не будет явлением, не причастным нашей жизни, но наполнится смыслом, содержанием. Мы войдем в это праздничное торжественное содержание, Бог откроет Себя нам. Мы будем чувствовать Его в своей жизни, Он будет в ней действовать. И это будет не схоластическое учение, а собственно христианская жизнь, к которой всех нас и призывает сегодня Святая Церковь.
Аминь.
Меркурий, митрополит Ростовский и Новочеркасский
rostoveparhia.ru