• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Поминовения
  • Таинство Крещения
6 февраля 2022 года

Слово в Неделю о Закхее

Настоящие мужчины обычно не лазают по деревьям, за исключением героя фильмов о Тарзане. По крайней мере, на Ближнем Востоке во времена Иисуса Христа. Считалось неприличным также и бегать. Бегать могли дети, профессиональные посыльные, солдаты. Взрослые, которые не были ни теми, ни другими, не бегали. Они ходили неторопливой походкой, с чувством собственного достоинства, как и подобает серьезным людям.

Для нас важно вспомнить об этих элементах ближневосточной культуры, когда мы читаем историю Закхея в Евангелии от Луки. Сборщик налогов Закхей очень сильно захотел увидеть Иисуса Христа, когда вдруг услышал, что Он проезжает через его город Иерихон. Вокруг Господа собралась большая толпа народа, и Закхей, будучи низеньким человеком, не мог видеть сквозь нее. Обычно на Ближнем Востоке было принято уступать место богатым и влиятельным людям, но Закхей знал, что для него шансов на это мало. Он был главным сборщиком податей, человеком, который наживался на своих единоплеменниках, обирая их при каждом удобном случае, и за это его обоснованно ненавидели. Никто из собравшихся людей не собирался уступать ему дорогу, а пытаться пробраться сквозь толпу было слишком опасно. Как человек, всеми ненавидимый, Закхей хорошо это понимал.

Но так велико было его желание увидеть Иисуса, что он сделал то, что не сделал бы ни один важный взрослый человек.  Нисколько не заботясь о своем достоинстве: «он, побежав вперед, влез на смоковницу, чтобы увидеть Его» (Лк. 19:4).  Обратите внимание: он и побежал, и залез на дерево. Тем самым он выставил себя на посмешище, и это в культуре, где общественная честь значила все. Возможно, он чувствовал, что его уже так не любят, что ему нечего терять, но все-таки мне кажется - ему чего-то стоило побежать и карабкаться вверх. Забравшись на смоковницу, Закхей оставил последние клочки своей гордости у подножия дерева.

А потом случилось невероятное. Закхей не только увидел Христа, но и сам Господь остановился под деревом и взглянул на него. Я представляю, как сердце Закхея трепетало у него в груди, когда он ждал, что скажет ему Иисус. Что Он мог ему сказать? Все знали, что Иисус был на стороне бедных — тех самых, которых Закхей обманывал и притеснял годами. «Блаженны вы, нищие, ибо ваше есть Царствие Божие! Горе вам, богатые, ибо вы получили свое утешение сполна! Горе вам, которые теперь сыты, ибо вы будете алкать! Горе вам, которые сейчас смеются, ибо вы будете скорбеть и плакать!» (Лк. 6:20, 24-25). Что Он должен был сказать Закхею, нечистая совесть которого приготовилась к ужасному обличению? Но… ожидаемого обличения не последовало. Вместо этого Иисус сказал нечто еще более немыслимое: «Закхей, сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме".

Опять же, мы должны ненадолго оставить нашу собственную культуру, чтобы войти в культуру Закхея. Иисус обратился к нему по имени в знак нежности и любви. Господь сам попросил у него гостеприимства. Учитывая, что Закхей был самым презираемым человеком в городе, что общее мнение о котором было, как об отверженном Богом, такое отношение было просто ошеломляющим. Евангелист Лука пишет, что, когда толпа увидела это, «начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку» (Лк.19:7). Такова любовь Божия: она превосходит человеческую справедливость и всех призывает к покаянию, даже корыстных угнетателей, подобных Закхею.

Пример Закхея мытаря бросает нам вызов, когда мы приближаемся к Великому посту. Закхей так сильно хотел увидеть Иисуса, что оставил всю свою гордость и достоинство у подножия дерева. От чего готовы отказаться мы? От превозношения и нежелания простить тех, кто причинил нам боль? От нерадения совершать наши ежедневные молитвы? От привязанности к собственности? Мы в праве не отказываться от всего этого, если не хотим. 

Мы можем прожить Великий пост более или менее без изменений и сохранить все наши привычки. Мы можем оставаться такими, какие мы есть, самодовольными и неторопливыми, и идти по жизни с достоинством и безмятежностью. Но тогда мы не увидим Иисуса, и Он пройдет через наш город без остановки. Не лучше ли нам бежать и карабкаться вверх, стараясь избавиться от гордыни и всего, что стоит между нами и спасительной встречей с Господом. Маленький сборщик налогов из Иерихона очень хотел увидеть Иисуса Христа. Насколько сильно мы хотим увидеть Его?



~ Иерей Лаврентий Фарли

сайт "Древняя вера"