Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!
«Остались имена и даты на крестах у тех, кто в землю лег, и ожидает чуда; Какое имя будет на устах, когда я буду уходить отсюда? "
Для любящих сердец, ушедший в мир иной человек как бы уехал в другой город и в новую командировку. Разум человеческий понимает, что близкий дорогой человек умер, а сердце человеческое, согласиться не может с этим. Потому что, сердце человеческое чувствует, что близкий дорогой человек не умер, но жив.
Чем познают Бога в этом мире? Чем Его видят? Разумом ли? Сердцем его видят. Вот точно так же и сердце человеческое чувствует, что наши близкие, родные, они живы, и поэтому это все заставляет нас идти и молиться Богу: просить милости от Него, потому что Сам Бог является любовью.
Нам кажется, что граница между нами и ими поистине, как стена, или может — пропасть. Но это совсем не так. Эта граница очень условна и призрачна. Потому что если человек обладает духовным зрением, то он и чувствует, и видит ту будущую жизнь, и отвечает на нее. Точно также и они, видят нашу жизнь и, то же самое, беспокоятся; и, конечно же, всегда они печалятся, если мы здесь с вами ведем себя совершенно неправильно.
В духовном мире, кроме Христа и Божией Матери, нет целых людей. Потому что смерть человека разрывает его на части: на душу и тело. Человек только тогда целостен, когда в нем и душа и тело. Но смерть разрывает на части и поэтому в том мире нет целых людей, кроме Божьей Матери и Спасителя. И поэтому мы всегда с вами, собираясь здесь, и молимся об этом, чтобы в будущей жизни души человеческие обрели эту полноту бытия в Боге. Мы не можем послать им какую-то посылку, или, что-то еще такое, но у нас есть молитва. Когда с нами случается несчастье здесь, на земле или, какая-то болезнь, разве мы, наученные состраданием, бросаем этих людей, своих близких и родных? Нет, конечно: мы стараемся им помочь, исцелить их и всячески так, чтобы их тяготы немного ослабли или совершенно исчезли.
Точно так же и здесь: когда мы с вами собираемся здесь, в храме, для молитвы, то мы всегда подразумеваем то, что наша молитва поможет им в будущей жизни.
Второго Пришествия не было. Поэтому, души человеческие еще не познали полностью отверженность, или полноту счастья в Боге. Поэтому души их: наших близких и родных, живут сейчас ожиданием: или полноты бытия и радости в Боге, или вечного наказания. И вот когда мы с вами, своим близким, дорогим людям, здесь, еще на земле живущим, помогаем, то почему же мы должны отвергнуть души наших близких и родных? Если мы научены с вами добродетелям?
Не молиться о наших близких и родных, это равносильно, то же самое, что отсечь руку, выколоть глаз; то есть полностью тот орган, который мы стараемся сберечь. Мы всячески оберегаем и глаз, и руку, чтоб ничего не случилось. Печально осознавать то, что миллионы и миллионы людей не молятся о своих близких и родных, которые ушли в вечность? Это то же самое, что и отсечь и руку и выколоть глаз: то есть лишиться члена своего.
Но дело в том, что Церковь то земная и небесная одна, хотя волос, который на голове, он не видит подошвы наших ног. Правильно? Но в любом случаю, они питаются одной кровью человеческой, которая находится и течет в организме.
На одной лозе, растет множество кистей, но они соприкасаются и питаются одним соком этой лозы. Вот точно также и церковь, небесная и земная — она объединена, она одна, потому что питается от одного Источника Тела и Крови Христова.
И поэтому так важно нам с вами молиться о близких и дорогих нам людях. Потому что у них отнимается воля, но никто в Богословии еще не сказал, о том, что душа человеческая, находящаяся за гробом, лишается благодати Христовой. То есть она не лишается впитывания благодати Божией. И поэтому, если об этой душе молятся, то Бог посылает благодать этой душе. Соответственно, впитывая благодать, она берет в себя силу, и, постепенно, по молитвам здесь живущих, преображается. Соответственно еще до второго пришествия она уже будет искуплена дорогою ценою - Телом и Кровью Христовой, и наследует жизнь вечную. Вот почему так важно молиться о близких и родных нам людях.
Прошло их время трудов, прошло их время забот бесконечных на земле. Но жизнь не кончилась для них и за гробом и поэтому они ожидают наших молитв, ожидают нашей любви, ожидают нашей заботы.
Поэтому, живя здесь на земле, будем помнить всегда о том, что часть их, которая называется душою, она жива, она разумна, она все понимает и слышит молитвы своих близких. Так радостно воспринимать, когда те, которых уже нет с нами, осознают, слушают и помнят, что мы не забыли и помним о них.
Молитвами Пресвятой Богородицы да дарует Господь нашим близким, их душам, вечную жизнь, благодати Божией и вечного спасения. Аминь.
~ протоиерей Михаил Пономарев