Празднество Владимирской иконе Божией Матери 21 мая/3 июня установлено в память спасения Москвы в 1521 году от нашествия татар под предводительством хана Махмет-Гирея.
В Неделю Всех Святых, отмечаемую в 1-е воскресенье по Пятидесятнице, предлагаем читателям слово «О Любви Божией Матери» схиигумена Серафима (Покровского), настоятеля Скита во имя Всех Святых Валаамского монастыря.
Многие русские преподобные отцы были избранниками, таинниками Пречистой Богородицы. Преподобному Сергию Радонежскому, как вы знаете, явилась Она Рождественским постом, во время пения акафиста. И Она ему обещала не оставить его обитель, его чад любовию Своею, попечением Своим. Сказала Она, что молитва его услышана: «Не бойся, избранниче Мой. Я пришла посетить тебя; услышана молитва твоя об учениках твоих; не скорби больше об обители твоей; отныне она будет иметь изобилие во всем,...и Я не отступна буду от места сего» (из жития преп. Сергия Радонежского).
Преподобный Серафим Саровский 12 раз, как никто из других святых, сподобился неизреченного посещения Матери Божией. И вся его жизнь - с самого детства, когда он был исцелён Курской Коренной иконой Богоматери - находилась под особым покровительством Пречистой. Поразителен случай, когда однажды Она пришла к нему дабы исцелить его от тяжкого недуга. Она коснулась его главы и произнесла загадочные слова: «сей есть от рода нашего»… А перед его блаженной кончиной Богоматерь, уже в последний раз, пришла к нему и возвестила о том, что «скоро, любимиче Мой, будеши с нами» (из жития преп. Серафима).
Преподобный Силуан Афонский также был одним из самых великих богоизбранников. Потому что он увидел живого Господа и, как он сам говорил, при этом видении благодать Святого Духа наполнила и его душу, и ум, и сердце, и тело.
А Матерь Божия – Духоносица – на Ней почил Дух Святой: «Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя» (Лк.1.35). Поэтому не удивительно, что те, кто стяжал Духа Святого, то есть преподобные отцы, могут понимать, рассуждать, и вникать в Тайны Богоматери. Ведь и в Пречистой, и в них один и тот же Дух Святой, что и на Небе, и на земле. Как говорит апостол Павел, как раз в Богородичном зачале, что в нас должны быть те же чувствования, что во Христе Иисусе (Филип.2.5). А в Матери Божией были те же чувствования, что в Сыне и Боге Её. И во всех святых, преподобных были те же чувства, те же мысли, что во Христе Иисусе и что в Богоматери.
Вроде бы все мы принадлежим к одному роду – роду человеческому, роду Адамову. Но, оказывается, есть еще и другой род – таинственный Богородичный. К нему принадлежат все наши преподобные отцы: и Сергий, и Серафим, и Силуан…. Думается, что это потому, что русский народ в своих лучших сынах – святых преподобных отцах – всегда шел путем Божией Матери: чем больше любовь, тем больше печаль; чем больше любовь, тем больше страдание души (из писаний преп. Силуана). Россия избрала и мистически (духовно), и исторически путь Гефсиманский, путь Голгофский, то есть путь жертв. И служение преподобных отцов Сергия, Серафима и Силуана было служением именно жертвенным, для спасения всего мира.
Обратимся к слову преподобного Силуана о Пречистой: «Вот, что помышляет душа моя: если я так мало люблю Бога и так сильно тоскует душа моя по Господу, то сколь великая печаль была у Божией Матери, когда Она оставалась на земле после Вознесения Господня? Она не придала писанию скорбь души Своей, и мало что мы знаем из Её жизни на земле, но, надо думать, что полноту любви Её к Сыну и Богу Своему мы разуметь не можем. Сердце Божией Матери, все Её мысли, вся Её душа – были заняты Господом; но Ей было дано и другое: Она любила народ и пламенно молилась за людей, за новых христиан, чтобы укрепил их Господь, и за весь мир, чтобы все были спасены. В этой молитве была Её радость и утешение на земле» (глава IX, О любви).
Тут мы видим, что Пречистая достигла совершенства двух главных заповедей: о всецелой и всесовершенной любви к Богу, и о всежертвенной любви к ближнему.
«Мы не постигаем в полноте любовь Божией Матери, но мы знаем, что:
- чем больше любовь, тем больше страдание души;
- чем полнее любовь, тем полнее и познание;
- чем горячее любовь, тем пламеннее молитва;
- чем совершеннее любовь, тем святее жизнь».
В этих четырех кратких строчках выражена вся жизнь, весь Пречистый и Всесвятой образ Богородицы Девы Марии.
«Чем больше любовь, тем больше страдание души». Многие наивно полагают, что любить — это блаженство… Только блаженство это надо понимать именно в христианском смысле: «блажени нищии духом, яко тех есть Царствие Небесное; блажени плачущии, яко тии утешатся;...» (Мф.5.3-4) и так далее. Истинная христианская, евангельская любовь, которая нам открылась во Христе Иисусе Господе нашем, есть любовь жертвенная, любовь крестная. А где нет жертвы, креста и страданий, там, можно сказать, нет и полноты любви. Истинная любовь действительно испытывается и познается в беде, в скорби, в страданиях, в испытаниях.
«Чем больше любовь, тем больше страдание души». Пречистая безмерно и неизреченно любит Сына Своего и Бога. Она любит людей неизреченною любовию, потому что Она дщерь человеческая. Её главное страдание в том, что любовь, которую принес Сын Её на землю, которую Он многажды и многообразно являл в Своих Божественных Словах и Делах, была отвергнута. Поэтому кульминационной точкой этого Богородичного страдания, страдания любви, является Её Голгофское предстояние:
«Во время оно стояху (же) при Кресте Иисусове Мати Его и сестра Матери Его Мария Клеопова, и Мария Магдалина» (Ин.19.25). Об этом Её голгофском страдании и скорби Церковь, по своему целомудренному обычаю, немного говорит. Есть, конечно, в течение всего года в Октоихе прекрасные Крестобогородичны, которые поются и читаются накануне среды и пятницы. Великим постом есть тоже немало таких Крестобогородичных песнопений, особенно, в Великий Пяток читается на повечерии после выноса плащаницы канон на Плачь Богоматери. Но я бы сказал, что это лишь намеки, потому что, как говорит преподобный Силуан, «душа боится прикоснуться».
И раз Пречистая не возжелала открыть всей глубины Своего страдания, Своей Богоматеринской скорби, Своего Богородичного плача, то кто дерзнет прикоснуться? И лишь такие духоносные отцы, как преподобные Силуан и Серафим, носящие в своем сердце того же Духа Святого и ту же печаль о людях, могут написать о ней хоть несколько слов и нам, нечистым, приоткрыть эту глубочайшую Тайну любви Божией Матери.
«Чем полнее любовь, тем полнее познание». Тут еще раз вспоминаются слова: «Зорко лишь одно сердце, глазами главного не увидишь» (Антуан де Сент-Экзюпери, «Маленький принц»). В западной цивилизации еще во времена Возрождения люди думали, что бытие познается рассудком, разумом. Один французский философ Рене Декарт говорил: «Я мыслю — значит, я существую». Наше же православное богословие говорит: «Я люблю — значит, я есмь». И даже глубже можно сказать: «Я страдаю — значит я есмь». Но, к сожалению, западная цивилизация (я говорю обобщенно) отвергла путь Креста и путь познания через крестную любовь. И она стала утверждаться и доселе утверждается сатанинской гордостью своего ума.
Но мы знаем, что «чем полнее любовь — тем полнее познание». Поэтому, дорогие братья и сестры, если мы не любим, то это значит, что мы ничего не знаем и ничего не понимаем. Для того чтобы понимать и чтобы видеть себя, других людей, окружающий мир и, конечно, в итоге и Бога, надо на все смотреть глазами любящего, милующего сердца. И тогда нам откроется тайна бытия и Божеского, и человеческого.
«Свет во тьме светится, и тьма Его не объят» (Ин.1.5). То есть Свет Божественной Крестной Любви во тьме мира, греха, отчаяния светится, и тьма небытия Его не объят и не объемлет потому, что Крестом пришла радость всему миру, и смертию смерть попрал Господь. Поэтому, если мы хотим меньше ошибаться в своих рассуждениях, словах и поступках, то нам нужно стараться действовать, мыслить и говорить по любви. То есть всегда стараться поступать милостиво, потому что это заповедь Христова: «Будите убо милосерди, якоже и Отец ваш (небесный) милосерд есть» (Лк.6.36) и «Блажени милостивии, яко тии помиловани будут» (Мф.5.7).
«Чем горячее любовь, тем пламеннее молитва». Часто приходится слышать жалобы от исповедников, что у них молитва получается холодная и даже скучная. Да, у нас не хватает Огня Духа Святого, не хватает Огня Божественной Любви. Потому что, кто хоть в малой мере носит в себе Благодать Духа Святого и Огонь этой Любви, тот будет стремиться молиться за всех, как за самого себя. Молиться за всех, чтобы все были помилованы и спасены, чтобы все были избавлены от всех болезней и скорбей, чтобы все нашли утешение в Боге. Поэтому надо разогревать сердца наши, чтобы из него потекли, как лава горящая, струи горячих, пламенных слез. Это большой труд, потому что оно бывает скованно страстями и грехами. Братья и сестры, будем же усердно молиться: «Господи, вложи в сердце мое огнь Божественныя Твоея Любви, прииди и вселися в мя со Отцем и Духом Твоим Святым и сотвори мя подобным Тебе, якоже быша подобны Тебе вси от века святии Твои».
«Чем совершеннее любовь, тем святее жизнь». Любовь Божией Матери, как мы уже говорили, была всесовершенной и к Богу, и к людям; поэтому, вся Её жизнь была безгрешной. Так обычно и называют Ее ласково на Афоне, в Греции: Панагия, Всесвятая. Она была всецело освящена нашествием, наитием Духа Святого, но нельзя забывать, что это было тоже подвигом Её жизни. В каждом шаге Она не была лишена свободной воли, хотя Она никогда, даже мыслью не согрешила. И то, что удерживало Её от греха, была Её всесовершенная и всесвятая, и чистейшая любовь к Богу и к человеку: «чем совершеннее любовь, тем святее жизнь». Поэтому нам трудно бороться порой со своими грехами, страстями. Умножая в себе любовь к Богу и к людям, мы сможем победить любой грех в себе, любую страсть, любую греховную привязанность. Ведь благодать Божия происходит от всего доброго, но больше всего от любви к своему ближнему. Если мы будем стараться хранить свою совесть, свое сердце, свой ум чистыми в любви и к Господу и к ближним, то, думаю, мы сможем скоро преуспеть в нашем восхождении к Богу.
Другими словами, если сказано, что в нас должны быть те же чувства, а значит, и те же мысли, те же движения сердца и ума, что и во Христе Иисусе, то тем более должны мы равняться и на наших преподобных отцов, и на Начальницу нашего спасения. А Она, Богородица, своим Пречистым, Девственным Ликом указывает нам путь вслед за Агнцем Божиим, вслед за Христом униженным, поруганным, страждущим. То есть безмолвно и сострадательно указывает Она нам путь в Гефсиманию и на Голгофу.
«Не бойтесь, Аз есмь с вами и никто же на вы», - говорит нам Богородица.
Схиигумен Серафим, Валаамский монастырь
источник: сайт Валаамского монастыря