Слово в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную.
В сегодняшний день мудрая наша Матерь-Церковь, желая укрепить наши силы в подвиге поста, снисходя к нашим немощам, дарует нам некое утешение. На середину церкви вчера вечером с особою торжественностью был вынесен из алтаря Животворящий Крест Господень, наша сила и упование. Половина поста уже протекла, но силы некоторых уже ослабели, поэтому в преполовение поста особенно важно эти силы укрепить. Здесь Церковь рассуждает так же, как опытный военачальник. Вот идет отряд солдат по трудному пути: кругом пустыня, нестерпимая жара, нигде ни деревца, ни источника. И на половине пути поднимается впереди солдат их боевое знамя, овеянное славой минувших побед, грозное для врагов, чтимое ими. И подбадриваются отстающие, напрягают свои силы все, и каждый, глядя на это знамя, получает уверенность в победе и как бы не замечает уже неизбежных трудностей пути. Для нас знамя – Крест Христов, которым мы побеждаем врагов, на который только и можем надеяться в деле нашего спасения. «Крест – Ангелов слава и демонов язва», утверждение и украшение всей Церкви.
Или вот еще другое сравнение. Идет путник в знойный полдень через пустыню. И когда он уже начал изнемогать от усталости, от зноя и жажды, с израненными ногами, – на полпути он находит густосеннолиственное прекрасное дерево над журчащим ручейком; тут он садится, омывает ноги, утоляет жажду и, отдохнув в тени, с новыми силами пускается в путь и благополучно совершает и вторую его половину. Для нас таким деревом в пустыне мира сего и является Святое Древо Животворящего Креста, дающее нам и силы, и покой душевный, и исцеление ран наших грехов.
О Кресте говорит нам и Евангелие, прочитанное сегодня: «Кто хочет идти за Мною, – говорит Христос, – отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною; ибо, кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее». Под словом «душа» здесь следует понимать «жизнь», как это имеет место и в других местах Священного Писания. Кто думает только о спасении своей временной жизни, тот потеряет вечную жизнь; а кто потеряет временную жизнь ради Христа, тот уподобится Самому Христу, положившему жизнь Свою на Кресте за нас, и с Ним вместе удостоится вечной жизни.
Но что значит «отвергнуться» себя, и как может человек сам от себя отказаться? Это значит – отказаться от своих греховных привычек, от всего того, что делает нас и людям в тягость, и Самому Богу в огорчение. Не только грехи, но и грешки наши должны быть искореняемы, пригвождаемы ко кресту, умерщвляемы.
«Взять крест свой» – это значит не только безропотно, но и с благодарением Богу принять ту долю, которая нам послана в жизни. Обычно мы жалуемся на трудность своего жизненного пути, почти всегда недовольны. А между тем Бог посылает нам тот крест, посредством которого легче всего можем мы спастись. «Следуй за Мною», – говорит Господь. А по какому пути следовать – об этом ежедневно повторяет нам Святая Церковь за утренним богослужением.
Не только во время Литургии поются «заповеди блаженства», но они звучат и в дни поста во время так называемых «изобразительных». Голосом любящего Отца, так ласково, приглашает нас Господь исполнять Его учение, тут же и «ублажая», обещая награду за исполнение.
«Блаженны нищие духом», то есть смиренные сердцем, негордые, так как им принадлежит Царство Небесное.
«Блаженны плачущие» о грехах своих, так как они утешатся и воссмеются, когда простятся им грехи.
«Блаженны кроткие», так как они наследуют новое небо и новую землю.
Блаженны те, которые хотят правды так же сильно, как алчущий хочет есть, а жаждущий – пить; они найдут правду у Бога и насытятся тем, что почувствуют себя оправданными перед Ним.
«Блаженны милостивые», так как и их помилует Господь.
Блаженны очистившие сердце свое слезами покаяния, они смогут тогда лицезреть Самого Бога.
«Блаженны изгнанные правды ради», то есть невинно пострадавшие и не ропщущие на это, им обещано Царство Небесное.
«Блаженны есте, егда поносят вас и ижденут...», то есть претерпевшие гонения, клевету, неприятности, изгнания за имя Христово: им надо радоваться и веселиться, а не печалиться, так как за эти временные лишения ждет их великая награда в будущей жизни. Так зовут нас эти заповеди идти вслед Христа, так звенят они радостно, делая самое иго послушания им легким и благим.
В конце сегодняшнего чтения Евангелия приводятся слова Господа нашего Иисуса Христа: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе». Как это надо понимать? Все апостолы, кроме Иоанна Богослова, вкусили смерть в тяжелых мучениях, а до тех пор несли труды проповеди Евангелия. Где же видели они Царствие Божие, пришедшее в силе? Для уразумения этого вспомним слова Господа, что «Царствие Божие внутрь вас есть».
Невольно вспоминается вселенский святитель и учитель Василий Великий, в сердце которого благодать Святаго Духа свила себе гнездо в такой мере, что он, и живя телом на земле, духом постоянно созерцал славу Божию и потому ничего не боялся. Когда посланный от императора хотел склонить его к отречению от Христа лестью и угрозами, он отвечал: «Мне нечего бояться. Имущества, которое можно было бы отнять, у меня нет, исключая книг, да и содержание их хранится в моей памяти; ссылки я не боюсь, так как земля везде Господня. Бояться побоев? – Но один-два удара уже разлучат душу мою от хилого тела. Смерти же я не боюсь, она для меня желанна, так как соединит меня с Христом». Подивился сановник такому ответу епископа, и император велел оставить его в покое.
Так же рассуждал и апостол Павел, когда писал: «Желание имею разрешиться и со Христом быть». Все праведники, еще живя на земле, в большей или меньшей степени видели и Царствие Божие и в нем уже пребывали – незаметно для окружающих. Но иногда они удостоивались лицезрения славы этого Царствия Божия и телесными очами. Так было с первомучеником Стефаном, когда он, избитый каменьями близ Иерусалима, истекающий кровью, за минуту до своей кончины воскликнул: «Вот я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога»; и, помолясь за своих врагов: «Господи! Не вмени им греха сего», – предал свою душу Господу Иисусу Христу. Так же было и с апостолами Петром, Иаковом и Иоанном, когда во время Преображения Господа на горе Фавор видели они славу Его и святых Илию и Моисея.
Да сподобит же и нас Господь еще при жизни прикоснуться к духовным радостям Царствия Божия. Аминь.
~ архимандрит Исаакий (Виноградов), 23 марта 1952 г