• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Поминовения
  • Таинство Крещения
30 декабря 2019 года

Священномученик Фаддей, архиепископ Тверской

31 декабря 1937 года - день кончины священномученика Фадеея, архиепископа Тверского. Святой патриарх Тихон говорил о нем: «Знаете ли вы, что владыка Фаддей святой человек? Он необыкновенный, редкий человек. Такие светильники Церкви – явление необычайное».


Священномученик архиепископ Фаддей (Успенский Иван Васильевич) родился 12 ноября 1872 года в селе Наруксово Лукояновского уезда Нижегородской губернии в многодетной семье потомственного священника. Его дедушка почитался людьми как молитвенник. Из девяти внуков ближе всех ему пришелся Ваня, которого он ласково называл «архиереем». 

В 1892 году, по окончании Нижегородской Духовной семинарии Иван Васильевич поступил в Московскую Духовную академию.

В годы учения произошла встреча Ивана Успенского со святым праведным Иоанном Кронштадским. Прозорливый отец Иоанн сказал тогда будущему священномученику: «Аще любиши Мя... паси овцы Моя... егда был еси юн, поясался еси сам и ходил еси, аможе хотел еси; егда же состареешися, воздежеши руце твои, и ин тя пояшет и ведет, аможе не хощеши» (см.: Ин. 21, 17–18). Владыка помнил эти слова всю свою земную жизнь. 

13 августа 1897 года в Казани Иван Успенский принял монашеский постриг с именем Фаддей, в память апостола Фаддея. Постриг совершил ректор Казанской Духовной академии архимандрит Антоний (Храповицкий).

В этом же году отец Фаддей был рукоположен во иеродиакона, а затем во иеромонаха. В последующие годы он преподавал в Смоленской, Минской и Уфимской духовных семинариях. 

Отец Фаддей стал духовным отцом семинаристов. Это был настоящий аскет и неусыпный молитвенник и, кроме того, бессребреник в полном смысле этого слова.

«Ребята, Фаддей пошел получать!» Получал. И до своей квартиры, бывшей всего в нескольких шагах, не доносил. Тому рублевку, этому трешку, а иногда и десятку, и все инспекторское жалование таяло, как вешний снег. «И не надо, – бывало говорил отец Фаддей, – за стол с меня уже вычли». И, несмотря на все это, семинаристы не прочь были подшутить над отцом Инспектором, так как это ведь инспектор, а не отец Ректор.

В 1902 году иеромонах Фаддей был возведен в сан архимандрита и назначен ректором Уфимской, а затем Олонецкой Духовной семинарии. 

Когда он был переведен из Уфы на Север России, то воспитанники купили ему теплую рясу, теплое белье, потому что ему самому не на что было бы все это справить. Когда поезд, отвозивший отца Фаддея, отошел от станции Уфа, у многих семинаристов на глазах были слезы.

В 1908 году архимандрит Фаддей был хиротонисан во епископа Владимиро-Волынского, викария Волынской епархии. Став архиереем, он не изменил своему монашескому аскетическому правилу, по-прежнему много молился и постился. Паства увидела в своем новом архипастыре человека святой жизни, образец кротости, смирения и чистоты.

В 1916 году епископ Фаддей был переведен на Владикавказскую кафедру в связи с болезнью епископа Антонина (Грановского). Каждый день после службы он приносил больному архиерею просфору и святую воду и подолгу утешал его, сидя у кровати. Когда тот заговорил о своей скорой смерти, владыка Фаддей ответил: «Вам бы, Владыка, надо послужить литургию, причаститься, и выздоровеете», взял его за руку и поднял с постели. Утром епископ Антонин поехал в собор, отслужил литургию, причастился – и выздоровел.

В 1919–22 годах епископ Фаддей – временно управляющий Волынской епархией. После того как архиепископ Евлогий (Георгиевский) оставил Волынскую епархию и уехал за границу, он стал правящим архиереем Волынской епархии.

Здесь ему пришлось терпеть много скорбей и от петлюровцев, и от советской власти. В ноябре 1921 года Владыка был арестован Волынской губернской ЧК и заключен в тюрьму в городе Харькове.

Освобожден 9 марта 1922 года и выехал в Москву, так как пребывание на Волыни ему было запрещено. В Москве Владыка встретился со Святейшим Патриархом Тихоном. 

С марта по сентябрь 1922 года он проживал в Москве, в Свято-Данииловом монастыре. Подвизался вместе с единодушной ему братией обители, с епископами-исповедниками. Даниловский братский духовник, преподобноисповедник Георгий (Лавров), келью которого любил посещать владыка Фаддей, называл его «всеблаженным архиереем».

Часто служил Владыка на Валаамском подворье. Принимал деятельное участие в работе Священного Синода при Патриархе Тихоне. Вместе с митрополитами Агафангелом (Преображенским) и Кириллом (Смирновым) составил документ о новых раскольниках – обновленцах, в котором было сказано, что «Живая Церковь» не есть Церковь Христова, но церковь воров и разбойников; церковь инквизиторов, ибо властители ее управляют не словом любви и убеждения, а террором и насилием.

В сентябре 1922 года он был арестован. В том же месяце осужден ГПУ и вместе с митрополитом Кириллом (Смирновым) отправлен во Владимирскую тюрьму, а потом в Усть-Сысольск (Сыктывкар) – в ссылку.

О пребывании во Владимирской тюрьме владыка Кирилл вспоминал так: «Поместили в большую камеру вместе с ворами. Свободных коек нет, нужно располагаться на полу, и мы поместились в углу. Страшная тюремная обстановка среди воров и убийц подействовала на меня удручающе... Владыка Фаддей, напротив, был спокоен и, сидя в своем углу на полу, все время о чем-то думал, а по ночам молился.

Как-то ночью, когда все спали, а я сидел в тоске и отчаянии, Владыка взял меня за руку и сказал: «Для нас настало настоящее христианское время: не печаль, а радость должна наполнять наши души. Сейчас наши души должны открыться для подвига и жертв. Не унывайте, Христос ведь с нами». Моя рука была в его руке, и я почувствовал, как будто по моей руке бежит какой-то огненный поток. В какую-то минуту во мне изменилось все, я забыл о своей участи, на душе стало спокойно и радостно. Я дважды поцеловал его руку, благодаря Бога за дар утешения, которым владел этот праведник».

В ссылке владыка Фаддей многих духовно укреплял и поддерживал материально.

Митрополит Кирилл (Смирнов) вспоминал, что свои передачи архиепископ отдавал все целиком, но однажды, когда «поступила обычная передача, Владыка отделил от нее небольшую часть и положил под подушку, а остальное передал старосте камеры. Я увидел это и осторожно намекнул Владыке, что, дескать, он сделал для себя запас». – «Нет, нет, не для себя. Сегодня придет к нам наш собрат, его нужно покормить, а возьмут ли его сегодня на довольствие?» Вечером привели в камеру епископа Афанасия (Сахарова), и владыка Фаддей дал ему поесть из запаса. Я был ошеломлен предсказанием и рассказал о нем новичку».

Однажды на этапе, неподалеку от Усть-Сысольска, у владыки Фаддея развязался шнурок на ботинке, и он остановился и, пока завязывал, отстал. Один из конвоиров со всей силы ударил архиепископа кулаком по спине, так что тот упал, а когда поднялся, то с большим трудом смог догнать партию ссыльных.

В ссылке архиепископ Фаддей жил в поселке, где вместе с ним были митрополит Кирилл (Смирнов), архиепископ Феофил (Богоявленский), епископы Николай (Ярушевич), Василий (Преображенский) и Афанасий (Сахаров). Летом 1923 года срок ссылки окончился.

Патриарх Тихон назначил его на вдовствующую Астраханскую кафедру, так как архиепископ Астраханский Митрофан и викарный епископ Леонтий были расстреляны большевиками.

В Астрахань владыка Фаддей прибыл 20 декабря. Сразу же проследовал в храм, где совершил литургию. Литургия закончилась в три часа дня, но до пяти часов вечера архиепископ Фаддей благословлял народ. Ему показали могилу священномучеников Митрофана и Леонтия, и он часто потом приходил сюда служить панихиды.

Сразу же по приезде прихожанки поднесли ему много нового белья; староста храма святого князя Владимира, заметив на ногах Владыки старенькие с заплатками сапоги, принес хорошую теплую обувь. Все это архиерей тут же раздал нищим.

Он прибыл в Астрахань в разгар обновленчества. Владыка не стал выступать против обновленцев публично, но обличал их примером своей жизни. Идеолог обновленчества в Астрахани священник Ксенофонт Цендровский, принося публично покаяние в грехе раскола, сказал:

– Долго я коснел в грехе обновленчества. Совесть моя была спокойна, потому что мне казалось, что я делаю какое-то нужное и правое дело. Но вот я увидел владыку Фаддея; я смотрел на него и чувствовал, как в душе моей совершается какой-то переворот. Я не мог вынести чистого, проникновенного взгляда, который обличал меня в грехе и согревал всепрощающей любовью, и поспешил уйти. Теперь я ясно сознавал, что увидел человека, которому можно поклониться не только в душе, но и здесь, на Ваших глазах.

Нравственное влияние архиепископа на верующих было огромным – в их домашних иконостасах рядом с иконами стояли его фотографии. Он вел жизнь настоящего бессребреника, был прост и открыт в общении, в свободное время принимал посетителей, утром и вечером совершал уставные богослужения. Он не имел ничего своего. Давали ему чай или обед – он пил и ел, если не давали – не спрашивал. Он всегда считал себя гостем и зависимым от того, кто ему прислуживал и помогал.

Сам патриарх Тихон так говорил о владыке Фаддее: «Знаете ли вы, что владыка Фаддей святой человек? Он необыкновенный, редкий человек. Такие светильники Церкви – явление необычайное. Но его нужно беречь, потому что такой крайний аскетизм, полнейшее пренебрежение ко всему житейскому отражаются на здоровье. Разумеется, Владыка избрал святой, но трудный путь, немногим дана такая сила духа. Надо молиться, чтобы Господь укрепил его на пути этого подвига». Святой Патриарх называл владыку Фаддея светочем Церкви, чудом нашего времени.

В управлении Астраханской епархией архиепископ Фаддей почти устранился от административной части. У него не было канцелярии. Была только именная печать для ставленнических грамот и указов о назначениях и перемещениях. За всю свою архиерейскую деятельность Владыка ни на кого не накладывал дисциплинарных взысканий; никто не слышал от него упрека или грубого слова. Не было у архиепископа времени для ведения канцелярских дел. Утром и вечером служба в церкви, днем прием посетителей, постоянно толпившихся на лестнице, в коридоре и во дворе.

Какой-то сельский священник, узнав о простоте приема посетителей архиепископом, пришел к нему прямо с парохода в шесть часов утра. И был принят. Священнику пришлось ждать всего минут десять, пока Владыка умывался.

Проповеди он говорил за каждой Литургией, даже и тогда, когда бывал нездоров. В Астрахани Владыка произнес более трехсот проповедей и поучений, не считая многочисленных бесед после акафистов, когда он разъяснял Священное Писание.

После ареста в конце 1926 года митрополита Сергия (Страгородского) в управление Церковью вступил митрополит Иосиф (Петровых), назначивший архиепископа Фаддея одним из своих заместителей. Вскоре после этого последовал и арест митрополита Иосифа.

В середине декабря 1926 года владыка Фаддей выехал в Москву, чтобы принять возложенное на него бремя первосвятительских обязанностей. Но доехать до Москвы власти ему не дали, задержав в Саратове.

В Саратове он был, по распоряжению Тучкова, арестован и отправлен в город Кузнецк Саратовской области, покидать который ему было запрещено. Только в марте 1928 года власти разрешили ему выехать из Кузнецка. Митрополит Сергий, освобожденный к тому времени из тюрьмы, назначил его архиепископом Саратовским.

Рассказывают, что однажды, когда Волга вышла из берегов, грозя затопить дома и поля, крестьяне пришли к архиепископу Фаддею просить о помощи. Он вышел вместе с народом на берег реки, отслужил молебен, благословил воду, и после этого она начала быстро спадать 

С 1928 года владыка Фаддей – архиепископ Тверской и Кашинский.

В Твери архиепископ Фаддей продолжал свое подвижническое служение, не отказывая в помощи страждущим и болящим, духовно наставляя всех к нему приходящих. Рассказывают, что он носил вериги, и келейнице не раз приходилось смазывать раны от них. Ради подвига, чтобы не ублажать бренное тело, не мылся, а только обтирался. По свидетельству многих прихожан, архиепископ Фаддей обладал даром прозорливости и исцеления.

В 1936 году произошел такой замечательный, чудесный случай. В собор, где служил владыка Фаддей был принесен опасно больной, под угрозой операции, трехлетний ребенок. По молитвам Владыки, после Святого Причащения и помазания маслом от чудотворной иконы ребенок вскоре совершенно выздоровел. Когда он вырос, стал священником и настоятелем храма святителя Николая в Кленниках в Москве. Зовут его - протоиерей Александр Куликов.

Как-то пришла к владыке женщина и сказала:

– К дочке ходил богатый жених и приносил подарки. У нас завтра свадьба. Благословите.

– Подождите немного. Подождите две недели, – ответил архиепископ Фаддей.

– Ну, как же подождать, у нас все приготовлено: и колбасы куплены, и вино, и студень наварен.

– Нужно подождать немного, – сказал архиепископ.

Через две недели приехала жена «жениха» с двумя маленькими детьми и забрала его домой.

По свидетельству всех знавших Владыку, в его образе паства видела молитвенника и подвижника, подобного древним русским святым.

Каждую среду владыка Фаддей читал акафист покровителю Твери святому Михаилу Тверскому и проводил беседу с народом.

Православные тверичи очень его почитали. Часто его карету сопровождало много верующих, и люди, завидя издали архиепископа, кланялись ему, а он, остановив пролетку, благословлял народ. Возил Владыку один и тот же извозчик.

Властей раздражала любовь народа к архиепископу Фаддею. Часто бывало, когда извозчик подъезжал к дому Владыки, к нему подходил чекист и говорил:

– Не езди больше с Владыкой, а то мы тебя убьем.

Незадолго перед своим арестом архиепископ Фаддей сказал извозчику:

– Не бойся, смерти не надо бояться, сегодня человек живет, а завтра его не будет.

Не прошло и недели после этого разговора, как извозчик скончался

В 1936 году власти лишили владыку Фаддея возможности служить, а в конце года он был уволен на покой. В Тверь был назначен новый епископ, но признание архиепископа Фаддея великим праведником было столь безусловно, что духовенство епархии по-прежнему сносилось с ним, как со своим правящим архиереем.

Летом 1937 года начались массовые аресты; многие из духовенства и мирян во главе с жившим на покое епископом Григорием (Лебедевым) были арестованы в городе Кашине и расстреляны. Было арестовано почти все духовенство в Калинине (Твери) и области.

20 декабря 1937 года в Калинине был арестован архиепископ Фаддей.

Он был обвинен в том, что, «являясь руководителем церковно-монархической организации, имел тесную связь с ликвидированной церковно-фашистской организацией в городе Кашине (участники которой в числе 50 человек приговорены к высшей мере наказания), давал задания участникам на организацию и насаждение церковно-монархических групп и повстанческих ячеек, осуществлял руководство по сбору средств на построение нелегального монастыря и руководил организацией систематической агитации».

Архиепископа Фаддея поместили в камеру к уголовникам, которые издевались над ним и унижали его. Они подводили Владыку к стене, а затем забирались к нему на плечи, чтобы достать до окна. Измучив, заталкивали его под нары, и время от времени один из уголовников наполнял консервную банку нечистотами и совал под нары, говоря, чтобы Владыка взял их кадило.

Он с кротостью и смирением переносил все мучения и издевательства. Лежа под нарами и непрестанно молясь, в последние свои дни на земле смиренно нес крест, утяжеленный теперь унижением и поношением. И Матерь Божия вступилась Сама за него. Однажды ночью Она явилась главарю уголовников и грозно сказала: «Не трогайте святого мужа, иначе вы все лютой смертью погибнете». Наутро он пересказал сон товарищам, и они бросились под нары глянуть – жив ли еще святой старец. Из-под нар их осиял ослепительный свет. Вытащив архиепископа, они все просили у него прощения.

С этого дня все насмешки прекратились и уголовники даже начали заботиться о Владыке. Начальство заметило перемену в отношении заключенных к праведнику, и его перевели в другую камеру.

Через десять дней после ареста архиепископ Фаддей был приговорен к высшей мере наказания – расстрелу. Казнь священномученика последовала около часа ночи 31 декабря 1937 года.

После его смерти тюремный врач предупредила верующих, что вскоре Владыку повезут хоронить.

2 января 1938 года. Около четырех часов дня. Скоро будет смеркаться, но еще светло. Со стороны тюрьмы через замерзшую Волгу двигались сани по направлению к кладбищу. На кладбище были в это время две женщины. Они спросили:

– Кого это вы привезли?

– Фаддея вашего привезли! – последовал ответ.

Тело владыки было завернуто в брезент, но в выкопанную неглубокую яму его опустили в нижней одежде.

Весной после Пасхи 1938 года женщины вскрыли могилу и переложили тело архиепископа в простой гроб. Одна из женщин вложила в руку Владыке пасхальное яйцо. На месте захоронения, на тверском кладбище «Неопалимая Купина» в Затверечье, был поставлен крест и на нем сделана надпись.

Вскоре храм, стоящий на кладбище, был разрушен, снесена и уничтожена большая часть памятников и крестов, и точное место могилы архиепископа Фаддея было забыто. Все последующие годы верующие Твери хранили память о святом владыке Фаддее и его могиле.

26 октября 1993 года, в праздник Иверской иконы Божией Матери были обретены честные останки архипастыря-мученика, которые находятся ныне в Вознесенском соборе города Твери. 

Многие обращающиеся к святому получают по его молитвам исцеление и утешение в скорбях.

Священномученик архиепископ Фаддей (Успенский) канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 23 февраля 1997 года.


Святый священномучениче Фадее, моли Бога о нас!



azbyka.ru