Изречения преподобных отцов о борьбе со страстью гнева.
Мы должны вооружаться гневом только против демонов, которые борются с нами через мыслительную часть души и питают гнев против нас.
Авва Агафон сказал, что гневливый и вспыльчивый человек, даже если и мертвого воскресит, не будет угоден Богу, доколе не преодолеет страсть гнева.
Один монах почувствовал, как в нем разгорается гнев на другого собрата. Но он сделал усилие, чтобы сдержаться, помолился, простил брата и таким образом претерпел искушение без вреда для души. Тогда он увидел, как из его уст выходит дым!
Одного старца спросили: что такое гнев? И он ответил: любовь к спорам, ложь и невежество.
Авва Пимен учил, что не может считаться монахом человек злопамятный, мстительный. Не является монахом и человек гневливый. Одержимые страстью гнева и действующие под влиянием ее, не являются монахами, даже если считают себя таковыми.
Авва Иперихий говорил: «Тот, кто не может сдержать свой язык во время гнева, не возможет побороть ни одну из своих страстей».
Один старец сказал: «Если ты в гневе обменяешься с кем-то грубыми словами, и этот брат впоследствии откажется от своих слов, не раздражай его, настаивая на обвинении: «Нет, ты так говорил». Ибо брат может снова разгневаться и ответить: «Да, говорил и правильно сделал!» И тогда ссора разгорится пуще прежнего. Лучше промолчи, не спорь с ним. И тогда восстановится мир.
Авва Аммон вспоминал: «Я прожил в скиту четырнадцать лет, день и ночь моля Бога даровать мне Свою благодать, чтобы я победил гнев».
Гнев усмиряется долготерпением. Любовь и сочувствие к ближним уменьшают его.
Святой Максим объясняет нам суть духовной брани: «Чем чаще мы питаем желательную часть души, тем сильнее в ней укореняется несокрушимая тяга к плотским удовольствиям. Гнев — если человек постоянно поддается ему — делает душу его боязливой и лишенной мужества. Эти две страсти лечатся следующим образом: тяга к плотским удовольствиям — усердной молитвой, бдением и строгим постом. А гнев — милосердием, добрым отношением к ближним, состраданием и любовью».
Рассеянность ума останавливается чтением, бодрствованием и молитвой. Воспламенение похоти угашается постом, телесным трудом и удалением от людей. Неистовство гнева усмиряется пением псалмов, долготерпением и милостыней.
Авва Исаия советовал: «Брат, если кто-то тебя огорчил и ты видишь, что нужно сказать ему об этом, но ты еще находишься под влиянием гнева и неспокоен душой, ни в коем случае не начинай разговор, чтобы не прийти в еще большее раздражение. Но когда ты увидишь, что вы оба спокойны, тогда можешь приступить к разговору. Говори не с обличением и укором, а как будто напоминаешь ему о том, что правильно. И делай это с большим смирением».
Тот, кто воздерживается от пищи и пития, но разжигается гневом, принимая лукавые помыслы, подобен кораблю, который плывет по морю и управляется бесом, стоящим у руля. Посему будем осторожны с гневом, с этим сторожевым псом, и научим его нападать только на волков, то есть на бесов, но быть кротким со всеми людьми.
Источник: «Гнев, ярость и исцеление от них» // Ο θυμός, η οργή και η θεραπεία τους, εκδ. «ΕΤΟΙΜΑΣΙΑ» Καρέας
@Перевод «Трость Скорописца», 2025 г.