Церковь Христова дала глубокое религиозное обоснование достоинству и призванию женщины, вершиной которого является почитание Пресвятой Богородицы. Церковь высоко чтит евангельских жен-мироносиц, а также многочисленные лики христианок, прославленных подвигами мученичества, исповедничества и праведности. Среди святых жен Церковь почитает и тех, которые были в той или иной степени связаны с земной властью.
Прежде всего, нужно отметить, что в Неделю святых Праотец среди ветхозаветных праведников Православная Церковь вспоминает Есфирь – дочь Аминадава из колена Вениаминова, которая стала царицей через супружество с персидским царем Артаксерксом (Есф.2:7-17). Есфирь родилась в бедной семье, но стала любимой женой царя и сыграла ключевую роль в спасении избранного народа при попытке истребить всех иудеев, находившихся в вавилонском пленении.
Есфирь скрывала свою принадлежность к иудеям, но, узнав об указе царя об их избиении, пошла на смелый поступок: явилась на глаза царю, зная, «что всякому, и мужчине и женщине, кто войдет к царю во внутренний двор, не быв позван, один суд – смерть; только тот, к кому прострет царь свой золотой скипетр, останется жив» (Есф.4:11). Мысль о том, что народ Есфири предан даже не на продажу в рабство, где еще было бы возможно сохранить иудеям свои жизни, но на истребление, помогла ей осознать, что именно для такого времени она и достигла царского достоинства.
Через веру в Бога и надежду на Его помощь Есфирь проявила великое мужество, преодолела собственный страх, добилась спасения жизни не только для себя, что исключено для человека духовного, но и для всего своего народа, из которого по обетованию Божьему должно было явиться Мессии.
После явления Спасителя миру уже в I веке под воздействием проповеди апостола Фаддея от 70-ти приняла Святое Крещение царевна Сандухт (†ок.50) – дочь царя Великой Армении Санатрука. Согласно древнему армянскому преданию, царь, не сумев убедить дочь отречься от Христа, казнил за исповедание христианства апостола вместе с царевной и другими христианами.
Особым почитанием среди святых жен, имевших отношение к власти, славится равноапостольная царица Елена (†327), одну из главных заслуг которой Церковь видит в обретении в 326 году вместе со святителем Макарием Иерусалимским Животворящего Креста Господня. Желая найти Крест, на котором был распят Иисус Христос, святая царица прибыла в Иерусалим и приступив к Голгофе говорила сама себе: «Вижу я здесь место сражения, но не вижу победы; ищу знаков спасения и не обретаю. Я на престоле, крест же Господень – во прахе; я в золотых одеждах, знамение же победы Христовой – в развалинах; еще ли он сокровенен, еще ли сокровенна вечная жизнь? Как мыслю себя быть искупленной, когда не вижу самого искупления? Вижу, дьявол, что, конечно, ты заградил тот меч, коим ты посечен... Зачем ты, дьявол, скрыл дерево, разве для того, чтобы тебе снова быть побежденным? Победила тебя Мария, без истления родившая Победителя, Который распятием Своим на кресте восторжествовал над тобой и смертью Своей покорил тебя. Побежден ты и теперь тем, что женщина открывает коварство твое: Мария как пресвятая носила Господа, а я буду искать крест Его; она показала рожденного, а я – воскресшего; через нее Бог явился между людьми, а я, к излечению грехов наших из развалин исторгну знамение Божественное».
Святая равноапостольная царица Елена
|
Нельзя не выделить особой миссионерской роли женщин в первые века христианства. Принятие веры многими правителями происходило под влиянием женщин из ближайшего окружения, уже обратившихся к Христу. В этом можно усмотреть Промысел Божий, ибо через этих людей Господь благоволил зажечь свет веры в сердцах сильных мира сего: «Сердце царя – в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его» (Прит.21:1).
Именно святая равноапостольная царица Елена способствовала обретению истинной любви к Богу и Его закону своим сыном равноапостольным императором Константином, а пример святой равноапостольной княгини Ольги (†969), несомненно, повлиял на духовный выбор ее внука – равноапостольного князя Владимира: «Беседа и общество ближних очень действует на человека. Беседа и знакомство с учеными сообщает много сведений, с поэтом – много возвышенных мыслей и чувствований, с путешественником – много познаний о странах, о нравах и обычаях народных. Очевидно: беседа и знакомство со святыми сообщают святость» (свт. Игнатий (Брянчанинов), Аскетические опыты).
В этой связи следует отметить и роль супруг правителей, благодаря которым обращались к вере прежде их мужья, а затем и целые народы: «Ибо неверующий муж освящается женою верующею» (1Кор.7:14). Так, благоверная царица Нана (†346) была свидетельницей Христовой перед своим мужем – иверским царем Мирианом, благоверная Клотильда Галльская (†545) повлияла на обращение своего мужа Хлодвига – короля франков, преподобная Этельбурга (†647) способствовала Крещению своего супруга святого мученика Эдвина – короля Нортумбрийского.
Благоверные правительницы не только помогали своим супругам, но и самостоятельно управляли народами. Так, житие благоверной царицы Тамары (†1213) говорит о том, что и в управлении государством, и в своей личной жизни она неуклонно следовала Божественным заповедям Спасителя. Святую Тамару почитают за ее апостольские труды по распространению веры Христовой и заботу о Святой Церкви. В правление царицы Тамары Грузия успешно противостояла внешним врагам: «…мольбами твоими крепость даровавшая воем христолюбивых людей страны Иверския».
В 1204 году правитель Румского султаната обратился к царице Тамаре с требованием отказа Грузии от христианства. Военные силы Грузии были малы в сравнении с армией султана, но святая Тамара уповала не на силу оружия, а на помощь Божию. Собрав войско, святая Тамара сопровождала его до городских предместий с распущенными волосами, ступая по земле босыми ногами. Затем, благословив войско, царица стала горячо молиться Пресвятой Богородице о победе христиан, и молитва ее была услышана: грузинское войско разбило коалицию мусульманских государств, предотвратив опустошение страны. Последние годы своей жизни святая Тамара провела в пещерном монастыре Вардзиа, который был расширен и благоустроен ее усилиями.
Святая благоверная царица Тамара
|
Святые жены в своем правящем служении наряду с мужчинами проявляли жертвенность, отвергая земную славу, и не отказываясь от своего креста, шли на страдания и смерть, когда их народы находились в опасности. Выражением подвига правителей, совершенного ради своих людей, является жизнь святой великомученицы кахетинской царицы Кетеван (†1624). В ответ на мольбы едва ли не всех жителей Кахетии, царица отправилась к персидскому шаху, который, собрав огромное войско, намеревался опустошить ее страну.
Десять лет святая Кетеван провела в заточении, ведя подвижническую жизнь и готовясь к мученической кончине. За отказ принять ислам святая претерпела страшные мучения, но перед каждой новой пыткой она осеняла себя крестным знамением и произносила: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа». Великомученица не только сама приняла страдания за веру, но укрепляла бывших с ней соотечественников: «Настает время и для меня засвидетельствовать веру мою; многие отверглись Христа, боясь мучений, но кто останется жить вечно на земле?! … Потерпим несчастья и беды, чтобы быть причастными страданиям и воскресению Его!»
С зарождением понимания аскетического подвига, среди правителей и их сродников были такие, кто во имя Христа оставил «домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли», дабы наследовать жизнь вечную (Мф.19:29). Примечательно, что на пути монашеского подвижничества среди представителей правящих династий особенно преуспели преподобные жены.
Большое число святых жен из правящих родов, посвятивших себя Богу, отмечается на Британских островах, причем здесь было распространено сестричество по человеческому естеству и во Христе. Так, в конце VII – начале VIII веков все дочери короля восточных англов Анны – четыре родных и одна приемная – подвизались в монашестве и были прославлены в чине преподобных: Этельдреда Элийская (†679), Витбурга Холкхэмская (†743), Этельбурга из Фармутье (†664), Саксбурга Элийская (†700), Сетрида из Фармутье (†660).
Наиболее почитаема из них Этельдреда Элийская (известная как святая Одри), которая до принятия пострига дважды была замужем, сначала за правителем Южного Гирве, а затем по политическим причинам за королем Нортумбрии, но сохранила при этом плотскую чистоту. Долгое время она просила своего последнего супруга позволить ей оставить заботы этого мира и служить Христу – единственному истинному Царю. Когда она с великим трудом добилась такого позволения, то приняла монашество в монастыре преподобной Эббе Старшей (†683) – дочери короля Берникии и Дейры, а вскоре стала игуменьей вновь выстроенного двойного монастыря в Эли и примером своей жизни сделалась матерью в девичестве для многих дев, посвященных Христу.
Святая Этельдреда Элийская
|
Отринувшая королевскую роскошь, после принятия монашеского пострига святая Одри ни разу не надела полотна, но носила только одеяние из грубой шерсти. Горячей водой она мылась только перед великими праздниками, такими как Пасха, Пятидесятница и Богоявление, и то последней, когда все служительницы Христа уже помылись с ее помощью. Этим преподобная Этельдреда следовала Христу, омывшему ноги Своим ученикам (Ин.13:5). Подвижница ела мало, а больше одного раза в день она вкушала пищу только по праздникам или же по крайней необходимости. Если ей не мешала болезнь, святая Одри всегда оставалась в храме после вечерней службы и заутрени и непрестанно молилась до самого рассвета.
Говоря об особом месте преподобных жен в ряду святых правителей, нельзя не отметить, что среди святых византийских императоров и их сродников не найти преподобных мужей, тогда как в чине преподобных были прославлены царевны Сосипатра (†610), Феврония (†632) и Анфуса (†811). Особо почитается Церковью преподобная Феодора (†867), которая после смерти супруга императора Феофила-иконоборца в качестве регента сына Михаила управляла государством. После многих и долгих страданий Церкви от иконоборцев, в 842 году императрица созвала Константинопольский собор для восстановления иконопочитания. В воспоминание об этом событии в первое воскресенье Великого поста Православная Церковь празднует Торжество Православия. Последние годы жизни она провела в подвигах самоотречения в монастыре, где занятиями ее были молитва, пост, чтение душеполезных книг.
Если первым из русских князей принял монашеский постриг преподобный Никола Святоша (†1143), то еще на полвека ранее, в 1045 году, начало русской традиции принятия иночества после исполнения властного и семейного служения положила преподобная Анна Новгородская (†1051). Следуя ее примеру, вдовы из княжеских семей повторно не выходили замуж, хотя Церковь не запрещала второй брак: «Если муж или жена умрет и один из них вступит в брак – согрешает ли вступающий в брак? – Не согрешает, но если останется сам по себе, то приобретет себе большую славу у Господа. Поэтому храни чистоту и целомудрие – и будешь жить с Богом». Монашеский постриг – обручение Небесному Жениху – стал в средневековой Руси идеалом жизни вдовы, достойным завершением подвига супружеской жизни.
Монашеская жизнь содержится «в трех главных устроениях и образах подвига: или в подвижническом уединении и отшельничестве; или в том, чтобы безмолвствовать с одним и, много, с двумя; или, наконец, в том, чтобы терпеливо пребывать в общежитии». В этой связи вызывает сомнение заключение Федотова Г., сделанное им в его известной работе «Святые Древней Руси»: «Известная социальная приниженность русской женщины… сказалась и в духовной жизни: в отсутствии религиозной инициативы, героической жертвенности, в теплом характере благочестия. Женские монастыри на Руси имели скорее значение институтов общественного призрения, убежищ и богаделен для вдов и не вышедших замуж девиц, преимущественно из боярской среды».
Здесь следует отметить, что не должно осуждать терпеливое пребывание в общежительном монастыре вдов и девиц с исполнением основных монашеских обетов послушания, нестяжания и целомудрия. При этом известны и яркие примеры героического подвижничества среди русских инокинь – представительниц правящих родов. Так, преподобная Евфросиния Полоцкая (†1173) – дочь полоцкого князя Святослава Всеславича – приняла монашество в двенадцать лет. Стремясь к духовному подвигу, преподобная Евфросиния до основания ею новой обители пребывала в затворе, проводя время в молитве, бдении и переписывании духовных книг.
Преподобная Евфросиния Полоцкая
|
Овдовев в тридцать с небольшим лет и будучи бездетной, преподобная Феодора Нижегородская (†1378) – супруга благоверного князя Андрея Нижегородского – стала инокиней и до нескольких дней пребывала без пищи, ночи проводила в слезных молитвах, на теле носила власяницу, стяжала дар смирения и любви и все оскорбления переносила незлобиво.
Преподобная София Суздальская (†1542), приняв монашеский постриг в возрасте около тридцати пяти лет после расторжения супругом великим князем Московским Василием III их брака по причине бездетности, подвигами изгнала из сердца мирские помыслы и всецело посвятила себя Богу.
И преподобная Феодора Нижегородская, и преподобная София Суздальская, и другие преподобные жены, принявшие постриг будучи бездетными, обрели добродетель: «Лучше бездетность с добродетелью, ибо память о ней бессмертна: она признается и у Бога и у людей. Когда она присуща, ей подражают, а когда отойдет, стремятся к ней: и в вечности увенчанная она торжествует, как одержавшая победу непорочными подвигами» (Прем.Сол.4:1-3).
Примечательно, что несколько святых жен Руси в иночестве носили одно и то же имя – Евфросиния: Евфросиния Полоцкая – княжна Полоцкая Предислава, Евфросиния Муромская – княгиня Муромская Феврония (†1228), Евфросиния Суздальская – княжна Черниговская Феодулия, Евфросиния Кашинская – княгиня Тверская Анна (†1338), Евфросиния Московская – великая княгиня Московская Евдокия (†1407). В этом сокрыт определенный духовный смысл: имя «Евфросиния» в переводе с греческого означает «радость», а радость духовная есть один из плодов Духа Святого (Гал.5:22:23).
В великой схиме имя Евфросиния приняла и преподобная Евгения – княгиня Сербская Милица (†1405), которая после гибели супруга святого князя Лазаря правила Сербией пока не вошел в возраст ее сын – благоверный князь Стефан Новый. Затем Милица удалилась в монастырь, но в связи с отъездом сына из страны, она, несмотря на монашеский чин, на время вернулась к управлению государством. Преподобная Евгения помогала вдовам, принимая в монастырь многих жен, чьи мужья-воины пали на поле брани, благотворила сиротам, поддерживала многие монастыри и храмы.
Особого почитания Сербской Православной Церкви удостоилась преподобная Анастасия Сербская (†1200) – основоположница женского монашества в Сербии. Она была дочерью византийского императора Романа IV, до старости прожила в мире и согласии вместе со своим супругом великим жупаном Сербии Стефаном Неманей (преподобный Стефан Мироточивый). По совету младшего сына, святителя Саввы Сербского, провела свои последние дни в служении Богу в иноческом образе.
Матерью Ангелиной называют на родине преподобную Ангелину Сербскую (†1520) – супругу благоверного деспота Сербского Стефана Слепого (мать святителя Максима Нового и благоверного Иоанна Нового), которая разделила с мужем трудности жизни в изгнании: «в женстем естестве мужески пожившая». Овдовев, она воспитала детей в истинно христианском духе, а после принятия монашеского пострига основным ее деланием стали молитва и дела милосердия.
Православная Церковь усматривает назначение женщины не в подражании мужчине и не в соревновании с ним, а в развитии дарованных ей от Господа способностей, в том числе присущих только ее естеству. Половые различия, подобно различиям социальным и этническим, не затрудняют доступа к спасению, которое Христос принес для всех людей: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал.3:28).
Апостольские слова о равенстве во Христе не всегда находили и находят подтверждение в человеческом обществе и зачастую, даже законодательно, на женщинах отражалась определенная дискриминация, о чем не может быть и речи, когда это касается достижения женщиной состояния Божественного преподобия, принятия ею благодати Духа Святого: «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Ин.3:8).
Кирилл Рожнов
bogoslov.ru