“Вся подает Дух Святый”
Праздник Пятидесятницы можно характеризовать как день рождения Церкви. Конечно, не потому, что до этого дня Церкви не существовало. Согласно отцам и учителям Церкви, она существовала в промысле и произволении Божьем, являясь первым Его творением и созданием. В частности, об этом говорится в книге “Пастырь Герма”: “Прежде всего была создана Церковь. Она – превыше всего, и с ее помощью был благоустроен мир”.
Истоки Церкви приходятся на начало творения – создание духовного мира, мира Ангелов. Тем не менее, в день Пятидесятницы открывается новый период существования Церкви. В этот день сошествия Святого Духа на апостолов начинается история земной Церкви, как живого Тела Христова, существующего благодаря дарам и силе Святого Духа.
Вся спасительная мисси Богочеловека Иисуса Христа была направлена как раз на этот миг, когда Святой Дух под видом языков пламени сошел на Его святых учеников и апостолов. Еще до Своих Страстей Господь сказал ученикам, что даже когда Сам Он покинет их, Он пошлет к ним Духа Святого, Духа истины. До Своего Вознесения Христос велел им не уходить из Иерусалима, дожидаясь сошествия Святого Духа. Таким образом, Пятидесятница – это не только день рождения Церкви, но и день празднования Третьего Лица Святой Троицы, Святого Духа.
Понедельник после воскресения Пятидесятницы, равно как и вся предстоящая неделя, посвящены Пресвятому и Животворящему Духу. Как гласит синаксарь понедельника после Пятидесятницы, в этот день мы празднуем Пресвятого, Животворящего и Всемогущего Духа, одного из Лиц Троичного Бога, Единочтимого, Единосущного и Единославного с Отцом и Сыном.
Читая Символ Веры, мы исповедуем веру “во Единого Бога”. Но истинный Бог, в Которого веруем мы, христиане, не является недвижимым Перводвигателем Аристотеля и каким-либо другим философским понятием трансцендентного Абсолюта, но общением Лиц, Богом Троицей. Но здесь никоим образом не идет речи о трех божествах, поскольку Три Лица Святой Троицы являются единосущными, то есть имеют одинаковую сущность.
Тем не менее, мы говорим о Трех Лицах: Боге Отце, Боге Сыне и Боге Духе Святом. Однако Три Лица Святой Троицы не представляют собой явления одного Бога в истории, как ошибочно утверждал еретик Савеллий, но являются особыми Ипостасями, и мы можем говорить о Единстве в Троице, и о Троице в Единстве. Бог, в Которого мы веруем, един в Своей сущности и природе, но троичен в Лицах и Ипостасях.
Три Лица Святой Троицы, как мы видим, обладают единой и одинаковой сущностью, равно как и общей силой. Тем не менее, они отличаются друг от друга по одному особенному признаку, называющемуся на богословском языке ипостасным свойством, касающемся их связи между собой.
Таким образом, Бог Отец превечно и вечно рождает Сына, превечно и вечно ниспосылает Святого Духа, являясь источником святости.
Бог Сын превечно и вечно рождается от Бога Отца, а Святой Дух превечно и вечно исходит от Отца, и только от Него. Таким образом, ипостасным свойством отца является Его нерожденность, Сына – рожденность от Отца, а Духа – исхождение от Отца.
Эти отношения между Тремя Лицами Святой Троицы опровергают папское учение Филиокве, согласно которому Святой Дух исходит не только от Отца, но и от Сына. Учение это введено было католиками в Символ Веры. Это учение серьезно нарушает равновесие в связях между Лицами Святой Троицы, так как ипостасное свойство Отца распространяется и на Сына, в то время как значение Третьего Лица Святой Троицы, Святого Духа, существенно принижается относительно роли Отца и Сына, поскольку у Отца и Сына оказывается общее свойство, которого лишен Святой Дух.
Святого Духа церковные отцы и учители называют душой Церкви. Он хранит целостность института Церкви, как подчеркивается в известной стихире, поющейся на вечерне Пятидесятницы, стихом из которой мы озаглавили нашу статью.
Без силы и даров Святого Духа не может существовать Церковь, не могут совершаться Таинства и исповедание веры, без Святого Духа невозможно достигнуть святости жизни.
Святой Дух – это Тот, Кто говорил и продолжает говорить устами пророков, одаривать и просвещать святых, рукополагать в иереи и совершать Таинства, обращать хлеб и вино в Тело и Кровь Христовы, чтобы дать нам возможность стать сотелесными и сокровными Христу. В противовес Папской Церкви, которая, как мы видели, принижает значение Святого Духа в церковной жизни, в Православной Церкви все совершается с призыванием Святого Духа, все осуществляется через Его силу и благодать.
Завершая наш краткий рассказ о Третьем Лице Святой Троицы, следует подчеркнуть, что вся жизнь и духовная борьба православного христианина направлена на обретение даров Святого Духа, чтобы сделаться сосудом Его благодати, делая событие Пятидесятницы непрестанным жизненным переживанием.
Источник: Журнал “Параклиси”, изд-во митрополии Лемессу.
Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.