22 ноября/5 декабря Русская Православная Церковь чтит день мученической кончины святого благоверного князя Михаила Тверского, великого князя Владимирского, супруга святой благоверной княгини Анны Кашинской. Летописец назвал святого князя "отечестволюбцем" за совершенный им подвиг - князь поехал в Орду на верную гибель ради спасения Тверского княжества и всей Русской земли.
Святой благоверный князь Михаил Тверской родился в 1272 году вскоре после кончины своего отца великого князя Ярослава Ярославича (родного брата святого князя Александра Невского).
Оставшись на попечении матери, благочестивой и мудрой княгини Ксении (прославлена в лике местночтимых святых), Михаил рос боголюбивым и добрым отроком, исполненным страха Божия. Он воспитывался под руководством Новгородского архиепископа (вероятно, Климента), с детства полюбил чтение духовной литературы и Священного Писания.
Около 1285 года, после смерти своего старшего брата Святослава, святой князь Михаил вступил на Тверской княжеский престол. Свое княжение он начал построением в Твери каменного храма в честь Преображения Господня.
Летописец повествует, что святой князь Михаил был высок ростом, силен и отважен. Бояре и народ его любили. Усердно читал Божественные книги, усердно жертвовал на храмы, почитал иноческий и священнический чин. Пьянства не терпел и всегда отличался воздержностью. С особенной любовью он покровительствовал обиженным и несчастным, щедро подавал милостыню нищим. Это вызывало ответную любовь народа.
Двадцати двух лет (8 ноября 1294 года) святой Михаил вступил в брак с княжной Анной, дочерью Ростовского князя Димитрия Борисовича. Вскоре его постигли испытания. В 1298 году глубокой ночью, когда все во дворе князя спали, загорелись сени княжеского дворца. Никто не слыхал начавшегося пожара. Его услышал, пробудившись, сам князь. Второпях он едва успел с княгиней выйти из горящего дворца. Вся казна его сгорела. После того князь сильно заболел.
В 1299 г. у великой княгини родилась дочь Феодора, которая скончалась во младенчестве; в 1300 г. – сын Димитрий, в 1301 г. – Александр, в 1306 г. – Константин, а в 1309 г. – Василий. Княгиня сама занималась воспитанием и образованием детей.
В междоусобной борьбе сыновей святого Александра Невского Димитрия и Андрея за великокняжеский Владимирский престол святой Михаил проявил себя миротворцем, стараясь примирить братьев друг с другом.
В 1304 году, после смерти великого князя Андрея Александровича, права на великое княжение по лествичному праву должны были перейти к святому князю Михаилу, но их стал оспаривать его двоюродный племянник, Московский князь Юрий Данилович.
По обычаю того времени оба князя - Михаил и Юрий поехали в Орду, где, несмотря на происки Юрия, ярлык на великое княжение получил Михаил. Он заключил мир со своим соперником, но согласия между ними не было, распря продолжалась и порой переходила в вооруженное противоборство.
В 1313 году святой князь Михаил вновь был утвержден на велококняжеском престоле новым ханом Орды Узбеком. Выехавший после этого в Орду князь Юрий пробыл там около трех лет, употребив все средства, чтобы склонить хана Узбека на свою сторону. С этой целью он вступил в брак с сестрой хана Кончакой, и получили от Узбека грамоту на великое княжение.
Святой Михаил, желая избежать кровопролития, без боя уступил Юрию великокняжеский престол во Владимире. Когда же Московский князь вместе с татарским вельможей Кавдагыем вторгся в Тверское княжество, опустошая его и насильничая над мирными жителями, князь Михаил, по благословению Тверского епископа, вынужден был собрать ополчение. Он разбил войско князя Юрия и отряд Кавгадыя 22 декабря 1317 года в 40 верстах от Твери, при селе Бортеневе.
Бортеневская битва вошла в историю как первая значительная русская победа над ордынскими воинами.
Доспехи святого князя Михаила во время битвы были все иссечены, но на теле его не оказалось ни одной раны. Он простил своих обидчиков и отпустил на волю пленников, в том числе татарского вельможу Кавгадыя.
Князь Юрий бежал с остатком войска, а его жена Кончака (в крещении Агафья), к несчастью, скоропостижно скончалась в Твери, что вызвало слухи об ее отравлении.
Московский князь, распаляя гнев хана Узбека, обвинил святого Михаила в неповиновении ханской власти.
Чтобы предотвратить опустошение Тверского княжества татарами, князь Михаил решил сам ехать в Орду. На уговоры народа и бояр не делать этого, он отвечал: "Аще бо аз где уклонюся, то вотчина моя вся в полону будет и множество христиан избиени будут... лучше ми есть ныне положити душу свою за многия души". В этих словах выражена глубокая готовность следовать во всем Промыслу Божию, любовь к своему народу и Отечеству. Недаром святой князь Михаил Тверской получил славное имя "отечестволюбца".
Взяв благословение у Тверского епископа Варсонофия и своего духовника игумена Иоанна, князь Михаил простился с женой Анной, сыном Василием и близкими на берегу реки Большой Нерли 6 августа 1318 года.
6 сентября он прибыл к устью Дона, где кочевала тогда Орда. Хан Узбек, пораженный его прибытием, принял его внешне благосклонно, но поручил судебное разбирательство Кавгадыю и другим противникам святого Михаила, желавшим его погубить.
После вынесения смертного приговора князь был подвергнут мучениям: ему надели на шею тяжелую колоду и, связанного, с насмешками и издевательствами, повлекли за ханом и его свитой, двинувшимися на охоту к берегам Терека (Северный Кавказ).
По милости Божией, святой князь Михаил не был лишен духовного утешения: его сопровождали игумен, два иеромонаха и диакон, а также сын Константин. Около месяца святой страстотерпец, находясь на положении уничижаемого и мучимого пленника, провел в посте и молитве, каждое воскресенье исповедываясь и причащаясь Святых Таин. Ему предлагали бежать, но святой отверг эту возможность: "Во всю жизнь мою не бегал от врагов, и если я один спасусь, а люди мои останутся в беде, какая мне слава? Нет, воля Господня да будет".
Готовясь к смерти, святой мученик утешал себя пением псалмов; так как руки его были заключены в деревянную колоду, листы Псалтири перевертывал отрок.
В ночь на 22 ноября 1318 года святой князь Михаил видел сон, известивший его о кончине. По просьбе страстотерпца была отслужена Божественная литургия, за которой он исповедовался и причастился Святых Таин. Простившись с духовенством и преподав благословение своему сыну Константину, Святой Михаил встал на молитву, читая Псалтирь.
Когда он разогнул книгу, ему открылись следующие слова: «Сердце мое смятеся во мне, и боязнь смерти нападе на мя (Пс.54,5). Святой Михаил сказал иереям, бывшим с ним: «Скажите мне, что означают слова сии?» Они отвечали ему: «Государь, да не смущается сердце твое словами сими, ибо в том же псалме сказано: Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает (Пс.54,23)».
Слова эти утешили страдальца, и он продолжал чтение псалмов Давидовых. Вдруг в шатер вбегает княжеский отрок; он был бледен и испуганным голосом сказал: «Государь, идут Кавгадый и Георгий со множеством народа и прямо к твоему шатру». Тогда блаженный страдалец кротко заметил: «Знаю, зачем они идут, – убить меня». Затем он отослал сына своего Константина под покровительство жены хана.
Между тем безбожные убийцы были уже недалеко от вежи святого Михаила. Кавгадый и Георгий остановились на торгу, недалеко от шатра святого Михаила, и сошли с коней. Отсюда они послали убийц к святому князю. Как дикие звери, убийцы вскочили в шатер, разогнали всех княжеских слуг. Святой в то время стоял на молитве и последний раз на земле прославлял своего Создателя. Схватив святого за колоду, убийцы ударили его о стену, так что стена шатра проломилась. Князь поднялся было на ноги. Тогда лютые убийцы всей толпой набросились на него, топтали ногами, немилосердно били; потом один из них, Романцев, выхватив нож, поразил им святого князя в бок и повернул несколько раз нож в ране, наконец, вырезал сердце. Так предал в руки Господа святую душу свою страдалец Христов.
Толпа татар и русских, бывших в Орде, набросилась на палатку убитого князя и разграбила ее. Святое и честное тело мученика было брошено и лежало без всякого покрова, ибо убийцы сорвали со святого князя одеяние. Один из злодеев пришел на торг к Кавгадыю и Георгию и сказал им: «Приказание ваше исполнено».
Тогда Кавгадый с князем быстро подъехали к палатке. Увидев обнаженное тело князя, Кавгадый с укором сказал Георгию: «Разве он не старший тебе брат, все равно как отец? Что же тело его лежит без покрова, брошенное на поругание всем? Возьми его и вези в свою землю, погреби в отчине его по вашему обычаю».
Князь Георгий послушал этого совета. Он велел своим слугам прикрыть обнаженное тело святого, и один из них покрыл его своей верхней одеждой. Потом князь приказал положить тело на большую доску, а доску поднять на повозку и крепко привязать.
Сын князя-мученика Константин, некоторые бояре и слуги едва успели убежать к жене хана и, пользуясь покровительством татарской царицы, избегли злой смерти. Другие бояре и слуги Тверского князя были раздеты, подвернуты побоям и закованы в железа. Предав смерти святого Михаила, сторонники князя Георгия – князья и бояре – собрались в одну вежу, пили вино, и каждый хвалился тем, какую вину он выдумал на страдальца.
Святое тело князя Михаила, по приказанию Георгия, повезли в реку Адежь (что значит – горесть). Ночью два сторожа были приставлены охранять его. Но сильный страх напал на них; сторожа бросились бежать от повозки, где лежало тело святого мученика. Рано утром они возвратились на свое место, и видят дивное чудо: к повозке привязана одна только доска, тело же лежало особо, раной к земле, причем из язвы вышло много крови. Правая рука святого была подложена под лице его, а левая находилась у раны. Удивительно то, что в степи рыскало много хищных зверей, и ни один из них не смел прикоснуться к святым останкам мученика. Так поистине смерть праведников честна; смерть же грешников люта. Злобный человекоубийца Кавгадый не избег праведного суда Божия: вскоре он был казнен по приказанию хана Узбека.
В ту же ночь многие из христиан и иноверных видели, как два облака осеняли то место, где находилось честное тело убиенного князя. Они то сходились, то расходились и сияли, точно солнце. Утром говорили: «Князь Михаил – святой. Он убит неповинно».
От реки Адежи тело святого повезли в Маджары. Здесь купцы, знавшие святого Михаила, хотели прикрыть тело его дорогими тканями и поставить в святом храме. Однако бояре князя Георгия не позволяли им сделать этого; они поместили его в хлеву и приставили стражу. Но Бог прославил дивным образом мощи Своего угодника: многие из жителей по ночам видали, что над тем местом поднимался огненный столб в виде креста от земли до небес. Другие же видели радугу, которая склонялась над тем хлевом.
Отсюда мощи святого Михаила повезли далее; повозка со святыми останками благоверного князя подъезжала к Бездежу, и некоторые из жителей того города видели, что множество народа со свечами и кадилами окружало тело мученика, светлые всадники носились в воздухе над колесницей. Когда тело святого привезли в сей город, провожатые не позволили поставить его в церкви, но поместили на дворе и стерегли целую ночь. Один сторож осмелился лечь на повозку, где лежало тело страдальца. Вдруг невидимая сила отбросила его далеко в сторону. Сторож почувствовал себя больным и с великим трудом мог подняться на ноги, но, раскаявшись в своем согрешении, он получил исцеление.
Наконец, тело князя-мученика привезли в Москву и погребли в кремлевском Спасском монастыре, в церкви Преображения. Благоверная княгиня Анна не знала о мученической кончине своего супруга. Через год возвратился от хана князь Георгий с великокняжеским ярлыком. Он привез с собою из Орды тверских бояр и князя Константина Михайловича. Тогда в Твери узнали о смерти святого Михаила и о погребении его в Москве.
Княгиня Анна и дети святого князя просили князя Московского перевезти святые мощи мученика в Тверь. Георгий едва дал свое согласие. Тогда из Твери отправили в Москву бояр, чтобы они с торжеством перевезли мощи святого Михаила. Прибывшие в Москву сподобились узреть дивное чудо, которым Господь благоволил прославить Своего угодника. Тление совершенно не коснулось его святого тела. Посланные взяли гроб с мощами святого и с великой честью понесли его в Тверь.
Когда шествие приближалось к городу, княгиня Анна со своими сыновьями Димитрием, Александром и Василием поехали навстречу Волгой в насадах, а епископ Варсонофий со всем священным собором и бесчисленное множество народа встретили святые мощи на берегу. Велико было рыдание; за плачем народа не было слышно церковного пения. Особенно же горько плакала княгиня Анна.
6 сентября 1320 года святые мощи благоверного князя Михаила были погребены в построенном им соборном храме Преображения Господа нашего Иисуса Христа, где были погребены и родители его, великий князь Ярослав Ярославич и великая княгиня Ксения.
Господу было угодно прославить Своего угодника многими чудесами. Еще до открытия его честных мощей благочестивые люди молились у его гробницы о разрешении своих недугов и получали исцеление. Местное празднование благоверному князю Михаилу в Твери началось, вероятно, вскоре после перенесения его мощей из Москвы; всероссийское празднование ему установлено на Соборе 1549 года.
В 1606 году на Русскую землю напали поляки и литовцы; враги достигли Тверских пределов и сильно опустошили страну. Но Господь послал Русской земле славного защитника. Неприятели часто видели, как из города выезжал дивный всадник на белом коне с обнаженным мечом в руках. Страх тогда нападал на врагов, и они обращались в бегство.
Когда предводители неприятельского войска увидели икону святого Михаила, то они с клятвой поведали святителю Тверскому Феоктисту (управлял Тверской епархией с 1603 по 1609 гг.), что дивный всадник, которого они видели, и был святой Михаил.
Нетленные мощи мученика-князя были обретены в 1632 году, 24 ноября. При этом произошло много чудес у гроба святого. Некоторые видели огненный столп над соборным храмом, где почивали честные мощи.
В 1655 году Тверь постигло бедствие – началось сильное моровое поветрие, и много людей погибло от сей болезни. Тогдашний архиепископ Тверской Лаврентий (управлял Тверской епархией с 1654 по 1657 гг.) по благословению патриарха переложил мощи святого в новую раку. При этом гробницу святого носили вокруг города. И с того же дня болезнь прекратилась. В воспоминание о таком чудесном заступлении святого Михаила в Твери был установлен крестный ход.
В 1935 году Спасо-Преображенский кафедральный собор г. Твери, где хранились мощи святого покровителя города, был взорван.
В настоящее время часть мощей святого князя сохранилась и доступна для поклонения в храме Христа Спасителя в Москве.
В 2002 году в центре Твери на острове Памяти (при впадении в Волгу реки Тьмака) был освящен храм во имя святого благоверного князя Михаила Тверского.
К 700-летию мученической кончины святого в Твери началось воссоздание Спасо-Преображенского собора на его историческом месте.
С именем великого князя Михаила Александровича Романова (1878-1918) – брата последнего русского императора-страстотерпца Николая II, связано распространение имени святого князя Михаила Тверского в дальних пределах Российской империи.
Михаил Александрович, родившийся 22 ноября (5 декабря по н.ст.), в день памяти св.кн. Михаила Тверского, носил имя покровителя Тверской земли.
К 300-летию Дома Романовых в 1913 г. наместником на Кавказе графом Илларионом Ивановичем Воронцовым-Дашковым и его супругой в Тбилиси был построен русский православный храм в честь небесного покровителя Михаила Александровича святого князя Михаила Тверского. Храм, в котором с тех пор хранится частица мощей святого князя, уцелел во всех перипетиях советской истории и каждый приезжающий в Тбилиси может посетить этот маленький островок России на грузинской земле.
Несколько лет назад в городе Перми, в память о брате последнего российского императора, на приблизительном месте расстрела в 1918 г. великого князя Михаила Александровича был построен храм-часовня во имя святого Михаила Тверского.
Ордынский город Маджары, где над телом князя-мученика было явлено небесное знамение Креста, получил впоследствии название Святой Крест. После революции город переименовали в Буденновск. Именно здесь произошли памятные события 14-19 июня 1995 года - захват бандой Басаева около двух тысяч заложников в местной больнице.
18 июня, на пятый день заточения заложников, напряжение внутри здания роддома, откуда по округе разносился стон двух тысяч женщин, детей, стариков, достигло апогея. Для страдальцев наступил момент, когда надеяться, кроме как на Бога, больше не на кого. Люди молились, даже те, кто никогда раньше этого не делал. И чудо случилось — в небе над больницей многие увидели Крест и молящуюся перед ним Богородицу.
Спустя сутки заложники поймут, что явление Богородицы предвещало им свободу. Накануне, ради спасения заложников, своей жизнью рисковали бойцы группы «Альфа». Трое из них погибли, более двадцати получили ранения. Однако, по признанию самих офицеров, погибнуть должно было гораздо больше людей. И то, что этого не произошло, — Божие чудо.
Участник тех событий, вице-президент Международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа», полковник Сергей Поляков рассказал впоследствии:
«„Альфа“ пошла на штурм больницы только со стрелковым оружием. Мы не могли пользоваться даже гранатами. Мы также не могли стрелять по окнам, потому что боевики выставили в них женщин с детьми. Наши снайперы работали в те моменты, когда боевики высовывались в окне между заложниками, чтобы вести по нам огонь, в том числе из пулемётов.
Во время штурма мы были у бандитов как на ладони. На нас обрушился такой шквал огня, что остаться в живых было немыслимо. Это чудо Божие, что наши потери в данной ситуации составили три человека, а большинство остались с живых. Огонь был такой плотности, что все деревья в округе стояли голые, как осенью, потому что все листья снёс ливень из пуль.
До этого я участвовал в десятках операций, в том числе и в Афганистане, но ни одна из них не сравнится по сложности с Будённовском. При штурме нам была поставлена задача за пределами человеческих возможностей. И то, что мы справились, объясняется исключительно помощью Божией».
«После операции в Будённовске у группы «Альфа» появился свой небесный покровитель, — рассказывает полковник Поляков. — Мы узнали, что город Будённовск до революции имел другое название — Святой Крест. А на месте больницы, где содержались заложники, до революции стоял монастырь, который разрушили большевики. Корпус больницы, который мы штурмовали, был полностью построен из кирпичей разрушенного монастыря. А когда мы начали дальше углубляться в историю, то узнали, что конкретно на этом месте в XIV веке останавливалась траурная процессия с телом замученного в Орде Тверского князя Михаила.
После операции в Будённовске, когда мы настолько явственно ощутили помощь Божию, мы стали почитать святого благоверного князя Михаила Тверского небесным покровителем «Альфы». День памяти этого святого, который празднуется 5 декабря, — для «альфовцев» особый день».
Святый благоверный княже Михаиле, моли Бога о нас!
По материалам из открытых источников