Святой апостол Симон Зилот происходил из Каны Галилейской, был сыном святого Обручника Иосифа, по плоти братом Господа, и одним из 12-ти апостолов. Кананит в переводе с арамейского означает ревнитель.
Апостол Лука дает греческую версию его прозвища: Зилот, что значит то же самое, что и Кананит.
Одна из интерпретаций имени апостола связана с Канами Галилейскими, в которой на браке у апостола Си́мона Господь наш Иисус Христос сотворил первое Свое чудо, претворив воду в вино. Об этом сказано в Святом Евангелии от Иоанна Богослова. Именно этот отрывок читают во время совершения таинства венчания, что, по-видимому, и послужило причиной почитания апостола Си́мона Кананита как покровителя христианского супружества.
Узрев чудо, совершенное Господом на свадьбе в Кане, Симон воспламенился ревностью ко Господу и так уверовал во Христа, что последовал за Спасителем, несмотря на то, что только что вступил в брак. Так, презрев все мирское, Симон пошел за Христом, как сказано, «уневестив душу свою Жениху бессмертному».
После Вознесения Христа, в день Пятидесятницы он получил дар Святого Духа, сошедшего на учеников Спасителя в виде огненных языков.
Симон проповедовал веру Христову сначала в Иудее, потом - в Эдессе (Сирии), Армении, Египте, Киринее (Ливии), Мавритании, Испании и даже Британии, о чем свидетельствуют местные предания некоторых христианских народов.
Известно, что Си́мон Зилот вместе с апостолами Андреем Первозванным и Матфием благовествовал в земле Иверской.
Далее Симон и Андрей пошли в горы Сванетии (Осетии), после - в Абхазию и остановились в городе Севасте, нынешнем Сухуми. Затем апостол Андрей отправился проповедовать вдоль Черноморского побережья Кавказа, а Симон поселился в небольшой труднодоступной пещере, расположенной в ущелье реки Псыртсхи (окрестности современного Нового Афона). В эту пещеру он спускался по веревке через небольшой естественный вход. Это было примерно в 55 году н. э., через двадцать с лишним лет после Воскресения Христа.
Долго ли пребывал апостол в Абхазии, летописи не сообщают. Он творил здесь множество знамений и чудес, а его проповедь многих людей обратила ко Христу.
Предания гласят, что благодаря проповедям Симона Кананита, в Абхазии был уничтожен жестокий языческий обычай приносить в жертву богам младенцев и людоедство.
В древних абхазских притчах часто встречаются упоминания о святом Симоне, который лечил прикосновением руки различные недуги, окроплял водой больное место, читал молитву на незнакомом языке, и болезнь проходила. Симон Кананит первым начал крещение местных жителей – предков современных абхазов.
Из-за этого апостол неоднократно подвергался нападкам со стороны язычников. А во время жестокого гонения на христиан, которое начал грузинский царь-язычник Адеркий (Аркадий), Симон принял мученическую кончину около 55 года н.э. По одной из версий он был усечен мечем, по другой – заживо распилен пилой. Существует также предание, что он был распят на кресте.
Ученики погребли тело святого недалеко от его пещеры, рядом с древним городом Анакопия. К его могиле стали приходить верующие, прося помощи в нуждах и исцеления от болезней.
Во времена владычества Римской империи Абхазия стала местом ссылки преступников и гонимых христиан. В 407 году в селе Команы, неподалеку от Сухума, окончился земной путь Вселенского учителя и святителя Иоанна Златоуста. Он умер по пути в ссылку.
В VI столетии при императоре Юстиниане Великом христианство было распространено в Абхазии повсеместно. Памятниками той эпохи до сих пор служат величественные храмы в Пицунде и Драндах.
Во времена иконоборчества в горных ущельях Абхазии была спрятана глава Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Великая святыня была обретена близ Коман около 850 года.
В IX веке над мощами апостола Симона Кананита был выстроен храм, из белого тесаного известняка, сохранившийся до нашего времени.
В XI-XII столетиях Абхазия была процветающим христианским государством. Весь абхазский берег был покрыт цветущими городами и монастырями, а прилежащие горы укреплены замками и церквами.
После падения Константинополя турки подчинили своему влиянию грузинских и абхазских князей и стали насаждать магометанство в Абхазии. Многие храмы подверглись разрушению, в том числе и Симоно-Кананитский, но почитание святого апостола сохранялось среди местных жителей.
В 1810 году, во время русско-турецкой войны Россия взяла у Турции город Сухум. Вслед за этим князь Абхазии добровольно принял российское подданство и Православную веру.
В XIX веке древний храм апостола Симона был восстановлен насельниками Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря, который был основан в 1875 году монахами со Старого Афона из обители святого Пантелеимона по благословению афонских старцев, когда возникла угроза выселения русских монахов со Святой горы.
На это последовало высочайшее распоряжение его императорского величества Александра III об отводе в Абхазии "327 десятин земли и передаче монастырю развалин храма апостола Симона Кананита, башни, оставшейся от времен генуэзцев, а также о предоставлении братии права рыбной ловли в реке Псыртсха".
Первым настоятелем обители стал иеромонах Арсений (Минин). Симоно-Кананитский монастырь стал центром православного просвещения Кавказа и всего юга России, в обители действовала школа для абхазских мальчиков.
Пантелеймоновский собор монастыря стал крупнейшим храмовым сооружением Абхазии. В нем могли одновременно поместиться более трех тысяч человек. Стенные росписи собора представляли собой один из последних памятников русской церковной иконописной школы.
Музыкальные куранты самой высокой башни-колокольни монастыря являлись подарком Александра III. Кроме курантов, император преподнес монастырю паровоз и электростанцию.
При монастыре работали несколько заводов - свечной, кирпичный, маслобойный, конский, имелись живописная, переплетная, швейная, часовая, сапожная, литейная мастерские. Огромные пространства на склонах гор вокруг монастыря были засажены фруктовымии садами, виноградниками, кукурузными, картофельными полями. Также действовали две пасеки и ботанический сад с экзотическими растениями.
Следы былого могущества монастыря видны и сейчас - до сих пор вокруг обители цветут сады и приносят богатый урожай виноградники, посаженные братией. Ведь до прихода русских монахов на этих горных склонах никаких культур не возделывалось и не росло.
К древней пещере Симона Кананита монахи прорубили удобный для посещения вход, пристроили каменную лестницу, выложили мозаикой лики Иисуса Христа, Богоматери и самого Симона Кананита на стенах пещеры. В таком виде она сохранилась до наших дней.
И сегодня по пути к ней можно встретить источник со святой водой, небольшой гранитный валун с отпечатком стопы апостола, и горные пороги, под которыми Симон Кананит принял мученическую смерть. На камнях, лежащих близ грота, до сих пор видны красные пятна – «капли апостольской крови».
После закрытия Симоно-Кананитской обители в XX в. многие из ее насельников претерпели мученическую кончину. Те из них, которые смогли уйти в горы, продолжали монашескую жизнь в труднодоступных высокогорных убежищах до конца 30-хх годов, когда власти ликвидировали монашеские поселения в Абхазии. Но и после этого, в советское время, даже до настоящего времени, в безлюдных, поросших непроходимым лесом горах, подвизались и подвизаются отшельники, ищущие молитвенного уединения.
В настоящее время мощи апостола находятся под спудом Симоно-Кананитского храма.
Часть мощей апостола пребывает в базилике апостола Андрея Первозванного в Кёльне (Германия).
Существуют еще две версии мученической кончины апостола Симона. По одной, он был распят местными язычниками во время апостольской проповеди в Британии, по другой, широко распространенной на Ближнем и Среднем Востоке, - казнён вместе с апостолом Иудой Фаддеем в Вавилоне. Однако Православная Церковь не разделяет ни ту, ни другую.
Святой апостоле Симоне, моли Бога о нас!