20 апреля/3 мая празднуется память перенесения мощей святителя Николая (Велимировича), прозванного Златоустом Сербской Православной Церкви. Святитель Николай (1881-1954) является наиболее выдающимся сербским философом и мыслителем ХХ века.
Святитель Николай, богоносный отец наших дней, родился в день памяти святителя Наума Охридского в 1880 году. Его родители, крестьяне, всегда прекращали работу для ежедневной молитвы и соблюдали церковный постовой и богослужебный круг. С младенчества вскормленный этим небесным хлебом, святитель Николай впоследствии стал «новым Златоустом», известным и любимым повсюду в Православном мире за свои проповеди, наставления и писания. Он стал монахом, затем иеромонахом, и впоследствии епископом Жичским в возрасте 39 лет.
Во время Второй мировой войны святитель Николай принял страдания в концлагере Дахау. После войны спас многие покинутые сербские монастыри от разрушения, посылая туда монахинь вместо замученных, заключенных или призванных на военную службу иноков. Он подвизался как архиерей и духовный наставник в Америке и скончался в Свято-Тихоновском монастыре в Южном Кэнане, штат Пенсильвания.
Мощи святителя Николая (Велимировича) были перенесены в 1991 году в его родную деревню Лелич, чтобы почивать близ мощей преподобного Иустина (Поповича).
Избранные изречения святителя Николая Сербского
Бог и вера:
От Бога нас отделяет ложь, и только ложь... Ложные мысли, ложные слова, ложные чувства, ложные желания - вот совокупность лжи, ведущая нас к небытию, иллюзиям и отречению от Бога
По мере нравственного очищения человека истины веры открываются ему всё яснее.
Солнце отражается в чистых водах, а небо – в чистом сердце.
Люди не верят вере, проповедуемой маловерными.
Вера Христова — опыт, навык, а не теория и не людское мудрование.
Ту пустоту, которая остается в душе, когда в ней нет Бога, и весь мир не может заполнить.
...не спеши казнить безбожника: он нашел своего палача в самом себе; самого беспощадного, какой только может быть в этом мире.
Из всех благ на земле люди больше всего любят жизнь. Любят они ее даже больше истины, хотя без истины и нет жизни. Следовательно, жизнь - это высшее благо, а истина - основание жизни.
Смерть не естественна, а противоестественна.
И смерть идет не от природы, а против природы...
Протест природы против смерти превозмогает все надуманные оправдания смерти.
Даже наихудший человек трижды в жизни вспоминает о Боге: когда видит праведника, страдающего по его вине, когда он сам терпит скорби по чужой вине и когда наступает для него час смерти.
Истина открывается любви
Искать истину - значит искать предмет любви. Искать же истину, чтобы сделать ее орудием, - значит искать истину ради прелюбодейства. Тем, кто ищет ее ради этого, истина бросает кость, но сама бежит от него за тридевять земель.
Откроет ли человек глаза и обратит взор на себя — увидит Бога, закроет ли их и всмотрится в себя — опять увидит Бога: и тело его, и дух носят в себе и являют собой два пути богопознания.
День и ночь
Если ткать днем, а ночью распускать, никогда не соткать.
Если строить днем, а ночью разрушать, никогда не построить.
Если молиться Богу, а делать пред Ним злое, никогда ни соткать, ни построить дом своей души.
Добро и зло:
Только сильный решается делать добро.
Испокон веков волки задирали овец, но никогда еще ни одна овца не задрала волка, однако же в мире всегда больше овец, чем волков.
Когда зло выбросит и последнюю карту, добро будет еще одну держать в руках.
Все зло, которое люди творят под Небом - это исповедь немощи и бессилия.
Господь ищет созидателей, а не разрушителей. Ибо созидающий добро — тем самым разрушает зло. А тот, кто пустится разрушать зло — быстро забудет о созидании добра и превратится в злодея.
Без стойкости в добре никто не может почувствовать подлинного удовлетворения жизнью. Ведь на пути к добру сначала вкушаешь горькое и лишь потом сладкое.
Если безбожник бросает тебе вызов, или поносят тебя безумцы, или гонят озлобленные люди - считай всё это делом дьявола, ибо человек по природе набожен, умен и добр.
Именно дьявол вызывает тебя на долгие споры и бесплодные разговоры. Сделай благое дело во имя Христово - и дьявол убежит от тебя. Тогда ты будешь иметь дело с настоящими людьми: благочестивыми, умными, добрыми.
Никто под солнцем не велик, кроме того, что верит в окончательную победу добра. Впрочем, без такой веры никто со всей серьезностью не верит и в Бога. Эти две веры соотносятся так же, как солнечный свет и солнце.
Там, где есть мужество, зло - покорный подданный; там, где его нет, зло - суверен.
Зло мы навлекаем на себя с помощью такого же зла, живущего в нас самих.
Грех:
В человеке только грех — подлинное зло, а вне греха зла не существует.
Следует опасаться не столько самого греха, сколько его власти над человеком.
Человеку трудно не грешить, но он должен прилагать всё старание к тому, чтобы избежать пленения грехом.
Над грехом способен возвысится только тот, кто стоит выше смерти.
Но чем больше кто-то боится смерти, тем меньше он боится греха.
...какой ужас, если твой день - то, что внешнее, твоя ночь - то, что внутри!
Желание — семя греха.
Сомнение и отчаяние суть два червя, развивающиеся из личинок греха.
Против трех нездоровых состояний души святой апостол выставляет три ее здоровых качества: против гордости — смирение, против гневливости — кротость, против малодушия — долготерпение.
Ненавидь зло, а не человека, делающего злое, потому что он болен. Если можешь, лечи этого больного, а не убивай его своим презрением.
Грешник легче понимает, терпит и переносит грешника, чем праведника.
Вражда и обида:
Человек ненавидит того, против кого согрешает. Когда человек догадается, что такой-то знает о его тайном грехе, то его поначалу охватывает страх перед этим сокровенным свидетелем. Страх быстро переходит в ненависть, а ненависть совсем ослепляет.
Никто так не боится мук, как мучающий других.
Слабость:
Преступление всегда слабость. Преступник - трус, а не герой. Потому всегда смотри на своего обидчика как на более слабого; как не станешь мстить малому ребенку, так же не мсти никому ни за какую обиду. Ибо она рождается не от зла, но от слабости. Так ты сохранишь свою силу и будешь подобен спокойному морю, которое никогда не выйдет из берегов, чтобы утопить безрассудного, бросающего в него камень.
Гордыня и смирение:
Гордость — поистине дочь глупости...
Гордость сродни надувшемуся пузырю, лопающемуся от слабейшего прикосновения иглы. Малейший укол судьбы превращает ее в отчаяние.
Грустно это — не сметь посмотреть в зеркало, но опасно не отводить от него глаз.
Зависть:
Первым грехом, проявившемся в мире духов, была зависть.
Зависть никогда не выступает под своим подлинным именем.
Богатство:
Богатство — благо, когда его можно обратить в доброе дело.
Богатство — зло, когда, вместо того чтобы наделить человека свободой, оно ставит своего собственника себе в услужение.
Те, кто не умел делиться богатством, пока им обладал, должен будет научиться просить, когда оно будет у него отнято.
Эгоизм и альтруизм, любовь и милосердие:
Научившийся быть благодарным научится быть и милостивым. А милостивый человек свободнее шагает по этому миру.
Живя ради других, мы не отказываемся от своей собственной жизни, а, наоборот, расширяем ее границы.
Героизм и эгоизм:
Не верь теориям и разговорам о законе эгоизма. Его не существует. Господь правит миром, а люди - род Божий.
Человек, прыгнувший в поток, чтобы спасти тонущего, в один миг уничтожает все эти теории и пресекает такие разговоры.
Когда угасает любовь, люди ищут справедливости.
Мир:
Люди, не видящие мир в себе, не увидят свое место в мире.
Мы не просто очевидцы этой жизни, мы все ее участники. А потому, что бы ни случилось в мире - это происходит и со мной.
Мала эта земля, но будьте вы великими, чтобы своим ростом восполнить ее незначительность.
Человек:
Невежды утверждают, что ноги носят голову, тогда как знатокам известно обратное: именно голова носит ноги.
Добрая воля в человеке — это сила созидающая, стихословящая и поющая.
Имеющий великое имеет и малое.
Никто не велик, если не держится кого-то величайшего.
Глазами каждого человека на тебя взирают миллионы его предков. — Смотри и виждь!
Они говорят и его устами. — Прислушайся!
Ни офицерский мундир не сделает вас храбрым, ни священническая ряса - милосердным, ни судейская тога - справедливым, ни министерское кресло - сильным, если ваша душа не изобилует ни мужеством, ни состраданием, ни праведностью, ни крепостью.
Первый голод человека — алкание истины.
Второй голод нашей души — алкание правды.
Третий ее голод — алкание чистоты.
Страх перед самим собой
Кто никогда не испугался самого себя, тот не знает страха. Ибо все чудовища внешние, которых человек страшится, находятся внутри него самого, причем в неразбавленной эссенции.
Женщина:
Если высказать всю истину, то мы должны будем признать, что всё зло в мир сей вошло через жену, но от Жены пришло и спасение мира.
Брак:
Бог благословил брак сначала в раю, а затем в Кане [Галилейской]. В браке две плоти становятся плотью единой, два храма Духа Святого обретают единый кров.
Христианство:
Главных евангельских идеи — три: идея братства, идея свободы и идея любви. Как три шелковых нити, проходят они через все четыре Евангелия.
Когда в душах людей угасают лампады и свечи, фимиам превращается в удушающий дым, а сердце, сделавшись холодным и твердым, как камень, перестаёт быть алтарем любви, - тогда и стены храма уже не радуют Бога.
Святителю отче Николае, моли Бога о нас!
Источники: Фома.Ru, Православие.ру