• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Поминовения
  • Таинство Крещения
17 сентября 2020 года

Святитель Иоасаф Белгородский

4/17 сентября Церковь празднует день обретения мощей и прославления в лике святых святителя Иоасафа, епископа Белгородского.


В 1911 году в Белгороде совершилось прославление в лике святых епископа Иоасафа. На торжества прибыли не только сотни тысяч православных людей со всей России, но и представители дома Романовых.

Это замечательное событие всколыхнуло тогда тихую жизнь маленького губернского городка и сделало его известным всей России. В Белгород начался неиссякаемый поток паломников.

Кто же он, наш небесный заступник, имя которого с тех пор навеки вписано в Книгу Жизни?

С начала Пятидесятницы Дух Святый постоянно обитает в Церкви и действует в избранных Им людях. В каждом поколении имеются в ней праведники и святые, которые до скончания времён не оскудевают у Бога.  И одним из таких праведников и является Ангел Хранитель нашего края - святой Иоасаф, который при жизни не искал ни славы, ни чести, был слаб телом и внешне ничем не примечателен, но имя которого продолжает волновать и привлекать к себе православные сердца, ибо "сила Божия в немощи совершается".

Ежедневно здесь, перед его нетленными мощами, с восходом зари возжигаются лампады и свечи, и до позднего вечера возносится молитва. Не прекращается поток молящихся, и каждый день сотни людей склоняют перед ним свои колена, принося ему и свои просьбы, и свои скорби.

250 лет, два с половиной века, прошло с тех пор, как закончился земной путь "в странствии суща" этого великого труженика на ниве Христовой. Очень большое время. Кажется, достаточное для того, чтобы имя и жизнь человека были совершенно забыты, изглажены из людской памяти. Но, как свидетельствует голос Церкви, "в память вечную будет праведник".

И через открытую завесу времён предстаёт перед нами дивный образ святого, сердце которого вмещало в себя все нужды и переживания белгородской паствы, не было безучастно ни к одному горю, болело и страдало вместе с бесправным крепостным народом.

Святитель прожил короткую земную жизнь - 49 лет, 3 месяца и 2 дня. На Белгородской кафедре был шесть с половиной лет. И, кажется, наш край не так уж и богат на знаменитые имена в отличие от других областей. И лишь имя святителя Иоасафа всегда сияет неземной красотой и является украшением не только Белгородчины, но и всей России в целом.

"Радуйся, молитва о нас к Богу неумолкающая".

Ранним утром, 6 августа 1748 года в праздник Преображения Господня, в Белгород въехала коляска, в которой были только три человека - святитель Иоасаф, его келейник да кучер на облучке. С этого времени и началось великое служение Иоасафа белгородскому народу. После Киева - матери городов русских, где святитель получил духовное образование; после блестящего Петербурга, где он принял архиерейский сан; после Москвы златоглавой и Свято-Троицкой Сергиевой лавры, где он три года был наместником, жалким и убогим показался ему пыльный степной городок с меловыми откосами да маленькими, под соломенную крышу, хатками. Но что это было бы за служение Богу, если бы не отдавалось Ему самое дорогое - свобода и воля. И во всем вверяя себя Промыслу Божию, сказал тогда святитель: "да будет воля Твоя", - и, как птица птенчиков, принял бескрайнюю Белгородскую епархию под свой омофор. Счастлива была наша земля иметь своим духовным стражем и молитвенником такого дивного пастыря.

В то далёкое время Белгородская епархия была огромной. В её состав входили части Курской, Харьковской и даже Воронежской губерний. Духовенство отличалось крайней бедностью и зависело от капризов крепостников-помещиков. В народе процветали суеверия, гадание, знахарство и языческие обряды. Вот почему первой заботой святителя стало образование вверенного ему духовенства. Для открытия духовных школ он часто отдавал свои личные средства.

"Радуйся, училищ благочестия покровителю. Радуйся, волшебства и гадания искоренителю".

Несмотря на слабое здоровье, постоянные болезни и ужасные по тем временам дороги, святитель неутомимо совершал бесконечные объезды своей обширной епархии. Его можно было видеть и в Белгороде, и в Харькове, и в большом селении, и в захудалой деревушке. Эти утомительные, лишённые всякого удобства поездки в середине XVIII века, были громадным подвигом самоотвержения, ибо имели великое влияние на народ, который видел правдивость своего архипастыря, его защиту, строгость и доброту, и шёл к нему со своим горем.

Во время этих поездок, которые сопровождались служением Божественной литургии и пастырским словом, народ узнал Иоасафа лицом к лицу, оценил и увидел в нём борца за правду Божию и привязался к нему своим скорбным сердцем. В этих-то поездках и было заложено то семя народной веры в святость епископа Иоасафа, из которого потом развилось народное почитание его как святого.

Не всегда эти поездки были безопасны. Однажды случилось ему проезжать тёмным лесом в село Устинку. Вдруг в самой чаще святительскую коляску остановили разбойники. Атаман открыл дверцу, но, увидев епископа, смутился и сказал: "Благослови, отец". "Нет, - ответил Иоасаф,  - не благословлю. Не того вы поля ягода". Затем тронул кучера, и они поехали дальше.

А на другой день, когда возвращались обратно, там же в чаще один из разбойников упал перед коляской на колени и горячо, со слезами просил прощения. Иоасаф посадил его рядом с собой, привёз в Белгород и, определив на тяжёлую работу в просфорню, сказал: "Ты у меня здесь просфоры попеки, а я о твоей душе попекусь".

"Радуйся, разбойники нападшия на тя словом твоим устыдивый. Радуйся, единого от них к покаянию конечному обративый".

Тяжёлым было его архипастырское служение. В то время здесь была окраина Русской земли, где кончалась Великая и начиналась Малая Русь. Здесь впервые русские и украинцы стали в тесное общение и начали совместную жизнь. И святитель как украинец по происхождению был близок малороссам, а как наместник Троице-Сергиевой лавры был близок и русским. И те и другие любили его за суровую аскетическую жизнь и твёрдое стояние за правду Божию. "Скала Православия" - так называли его современники ещё при жизни. По тяжести условий жизни, непрестанных болезней и скорбности служения он был мучеником без крови и великим страстотерпцем.

"Радуйся, во страданиях твоих плоть смиривый".

А для белгородцев в годы его святительства повторились апостольские времена. Вот только один пример. Как-то в середине лета, во время засухи, крестьяне слободы Кошары попросили святителя помолиться о дожде. Неожиданно Иоасаф велел готовить своему кучеру сани. на другой день действительно пошёл обильный снег, который согнал с полей насекомых-вредителей и напитал землю обильной влагой. И урожай выдался в тот год превосходный. Так без химических удобрений, но лишь благодаря неусыпным молитвам угодника Божия, процветала наша Белгородская земля.

"Радуйся, яко молитвы твоя всенощныя благодать Божию на землю низвожаху".

Очень строгий к самому себе, к помещикам и дворянам, святитель всегда был очень добрым, ласковым и доступным с простым, бесправным народом.Примером такой отеческой любви к крестьянам служит гуманнейшее распоряжение Иоасафа о том, чтобы крепостные женщины, имевшие грудных детей, не были посылаемы на барщину. Конечно же, это вызывало недовольство и протест господ-крепостников.

"Радуйся, матерей млеком питающих благое защищение".

Подобно Николаю Чудотворцу, святитель Иоасаф постоянно оказывал тайную помощь не только бедным семьям в Белгороде, но и далеко за его приделами. Часто сам лично развозил материальное подаяние, а когда болел, посылал и келейников.

"Радуйся, стопами Чудотворца Мир Ликийских в хижины нищих входяй".

Постоянно страдая от тяжких болезней, он всё время помнил о своём смертном часе и готовился к нему со слезами. Об этом говорит умилительная молитва, исшедшая из самого сердца святителя. Однако эти болезни служили для него не бременем, а радостным и неизбежным крестоношением. О его особой весёлости во время болезненных приступов говорят письма Иоасафа к своим родителям.

Будучи украинцем по происхождению, он глубоко понял, что спасение его родной Украины - только в тесном единении с Москвой, и что лучшая дань любви к Богу - это всего себя отдать на служение Русской Православной Церкви.

Любовь ко Христу и привела его к любви к русскому народу, соединила с многострадальной Родиной и переселила на небеса, откуда и сейчас святитель служит нашей земле, которая так благоговейно чтит его память. Воистину он "был человек послан от Бога" нашему краю.

Смерть свою он предсказал за долго до её наступления, а когда умер, то уже через несколько дней и произошёл тот чудесный случай, который послужил к началу его прославления. Корочанский помещик Бикарюков был в добрых отношениях со святителем, а незадолго до смерти последнего повздорил с ним. Когда же узнал о кончине Иоасафа, горько сокрушался и несмотря на увечье - хромоту - поехал в Белгород. Здесь по просьбе Бикарюкова он был закрыт на ночь в соборе, где находилось ещё непогребённым тело святителя, и горько плакал, каясь. Что произошло ночью, не знает никто, но утром он вышел из собора без всяких признаков инвалидности. Так, ещё до своего погребения, угодник Божий начал молитвенное предстательство за народ православный.

"Радуйся, яко твоими молитвами хромии хождаху".

Он был и остался молитвенником не только для Белгорода, но и для Свято-Троицкой Сергиевой лавры, для Москвы и Петербурга, для Киева, Харькова и Курска - для всей Великой и Малой Руси. "Этот святитель дорог и близок моему сердцу", - говорил бывало батюшка Иоанн Кронштадтский. А среди богомольцев, приклонявших колена перед гробницей святителя, были и многие представители дома Романовых. Царь-мученик Николай Второй дважды, в 1904 и 1911 годах, находясь в Белгороде, молился тому, кого Господь благословил даром чудотворения и нетления мощей.

"Хранит Господь вся кости их", - сказано о святых мощах ещё в Ветхом Завете.

Даже в годы гонений на Церковь почитание святителя Иоасафа не прекращалось. В 1955 году в Трапезной церкви Троице-Сергиевой лавры был построен и освящён придел во имя Святителя Иоасафа. 

И сегодня, празднуя его память, возблагодарим Господа за то, что Он даровал нам такой великий образ и пример христианской жизни, и, приклоняя колена перед гробницей угодника Божия, помолимся ему со словами:

"Святителю, отче наш Иоасафе! При жизни ты осуществил все обязанности по отношению и к Богу, и к ближнему, и к самому себе. Научи и нас исполнять эти обязанности и при помощи данной тебе благодати помоги нам достойно совершить этот земной путь и достигнуть Царствия Божия, чтобы вместе с тобой в бесконечных веках воздавать славу Отцу и Сыну и Святому Духу - Троице Единосущной и Нераздельной!"

Аминь.



~ протоиерей Леонид Константинов, настоятель Николо-Иоасафовского собора г. Белгорода

nikolo-ioasaf.ru