Святитель Иннокентий Московский
23 сентября/6 октября - день прославления святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского, апостола Сибири и Америки.
Святитель Иннокентий, митрополит Московский (в миру Иван Евсеевич Попов-Вениаминов), родился 26 августа 1797 г. в селе Ангинском Иркутской епархии в семье пономаря. Мальчик рано усвоил грамоту и с 7 лет уже читал Апостол в церкви. В 1806 г. его отдали в Иркутскую семинарию. Здесь, как лучшему воспитаннику, юноше дали фамилию Вениаминов, в честь почившего Иркутского архиепископа Вениамина. 13 мая 1817 г. он был рукоположен в диакона к Благовещенской церкви Иркутска, а 18 мая 1821 г. - во священника.
С 1823 г. началось миссионерское служение будущего Апостола Америки и Сибири. 45 лет отдал Святитель Иннокентий делу просвещения народов Камчатки, Алеутских островов, Северной Америки, Якутии, Хабаровского края, совершая свой апостольский подвиг в суровых условиях, с большими опасностями для жизни.
Святитель Иннокентий крестил десятки тысяч людей, строил храмы, при которых основывал школы и сам обучал в них основам христианской жизни. Много помогало ему в трудах знание различных ремесел и искусств.
Святитель был замечательным проповедником. Совершая литургии, молебны и всенощные бдения, он неизменно наставлял паству.
Во время многочисленных поездок святитель Иннокентий изучал язык, быт и нравы народов, среди которых проповедовал. Его труды по географии, этнографии и языкознанию получили мировую известность. Он составил алфавит и грамматику алеутско-лисьевского языка и перевел на него Катехизис, Евангелие и многие молитвы. Одно из лучших его произведений "Указание пути в Царство Небесное" переведено на разные языки малых народов Сибири и выдержало более 40 изданий.
Благодаря трудам святителя Иннокентия в 1859 г. впервые услышали Слово Божие и богослужение на своем родном языке якуты.
29 ноября 1840 г. митрополит Московский Филарет совершил пострижение отца Иоанна в монашество с именем Иннокентий, в честь святителя Иннокентия Иркутского. 15 декабря архимандрит Иннокентий был хиротонисан во епископа Камчатского, Курильского и Алеутского.
Промыслом Божиим святитель Иннокентий стал преемником митрополита Филарета на кафедре Московских первоиерархов.
В сане митрополита он закрепил миссионерский опыт Русской Церкви - его попечением было создано Миссионерское общество, Московский Покровский монастырь преобразован в миссионерский, в 1870 г. была учреждена Японская Православная Духовная Миссия во главе с архимандритом Николаем Касаткиным (впоследствии святитель Николай Японский), которому святитель Иннокентий передал многое из своего духовного опыта.
Весьма плодотворно было и управление святителем Иннокентием Московской епархией. Его стараниями построена церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Московской духовной академии.
Святитель Иннокентий преставился ко Господу 31 марта 1879 г., в Великую субботу, и погребен в Свято-Духовском храме Троице-Сергиевой Лавры.
6 октября 1977 г. Русской Православной Церковью святитель Иннокентий прославлен в лике святых. Мощи святого почивают в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.
Святителю отче наш Иннокентие, моли Бога о нас!
pravoslavie.ru
Проповедь насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры иеромонаха Аверкия в день святителя Иннокентия Московского
Все святые проходившие путь Божий, подвизавшиеся о Господе, стяжавшие Божию благодать, приближавшиеся ко Господу, осознавали себя грешными. Преподобный Авраам называл себя пеплом и землей, Исаия окаянным и грешным человеком. Все святые древнейших времен и до нашего времени, прошедшие путь Божий, осознавали себя грешниками.
Святой, память которого мы сегодня с вами, братья и сестры, празднуем, Святитель Иннокентий Московский, имел две отличительные черты, которые как бы красною нитью проходят через все его житие. Он имел живую веру в промысел Божий и глубокое смиренное мудрование о себе.
Уже будучи известным проповедником и будучи призванным к императору в дом для частной беседы с его семьей, он рассказывал о своих путешествиях и о жизни в дальних Сибирских странах, где он проповедовал Слово Божие среди алеутов. И когда слушавшие его пришли в восторг и изумление, о столь великих трудах и трудностях, которые он по благодати Божией преодолел, и сказали ему об этом, Святитель Христов ответствовал: «Здесь нет никакой моей заслуги, все дело в Божией благодати. Единственное мое дело состояло в том, чтобы решиться следовать в какой-то назначенный пункт, место, а дальше уже не было выбора. Отправившись однажды в путь, свернуть уже с этого пути было невозможно».
А гордиться, по разумению человеческому, Святителю Христову было чем. Отправившись еще молодым протодьяконом вместе со своей семьей на проповедь слова Божия в дальние Сибирские страны к алеутам, Святитель Христов в течение десяти лет проповедовал Слово Божие в этих далеких северных странах, претерпевая все трудности жизни в этих диких краях, живя сначала в землянке. Сам путь его от места его жительства до места назначения продолжался различным видом транспорта: на санях, упряжках, водным путем в течение четырнадцати месяцев.
После этого, когда начальство увидело успехи проповеди слова Божия у алеутов, оно направило Святителя Иннокентия к другим, более суровым племенам сикхам, которые до этого даже убили одного из проповедников. Но там своим смирением, своей заботой о ближних, Святитель Христов стяжал неизменную любовь этих диких и жестокосердных племен.
Долгое время Святитель Христов Иннокентий провел в трудах и подвигах, проповедуя Слово Божие в дальних Сибирских странах. Труды его исчислить представляется нам даже невозможным. Это займет очень продолжительное время. Учредив епархию в Благовещенске, проповедуя в Якутии, Святитель Христов был вскоре возведен в митрополиты, а затем в преклонных годах уже был переведен на место почившего Святителя Филарета Московского, на Московскую кафедру. Здесь уже, будучи престарелым немощным старцем, он изрядно потрудился во Славу Божию.
И при всех сих великих трудах Святитель Христов исповедовал свою никчемность. Не приписывал никаких подвигов своей чести, но все прописывал благодати Божией.
Преподобный авва Дорофей приводит пример следующий, объясняя такое состояние святых. Он говорит, что святые, стяжавшие смирение Божие, были подобны людям, которые были обличены в некоторую драгоценную блистательную одежду. И поэтому когда хотели их покрыть славою их как бы покрывали неким рубищем, от которого они отбегали. Люди же грешные подобны людям нагим, которые ищут хоть какое-либо рубище похвалы, дабы прикрыть свою наготу.
Будем же братья и сестры подражать жизни Святителя Христова Иннокентия, а паче подражать его смирению, потому что по слову святых, смирение одно способно спасти нас без наших добрых дел, только это будет долгим. Смирение же пришед, привлечет в нашу душу благодать и спасет нас.
Аминь.
stsl.ru
|
|