• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Поминовения
  • Таинство Крещения
24 января 2022 года

Самомнение

Самомнение или самолюбие – духовная болезнь, которую нам легче заметить в других, чем в себе. Самолюбие является причиной большинства конфликтов между людьми. О том, как увидеть в себе эту страсть и начать с ней бороться – советы православного священника Майкла Гилисса, основанные на словах святителя Василия Великого.


Святитель Василий Великий в письме 156 отвечает некому священнику, просящему помощи в разрешении конфликта между двумя сторонами – мы не знаем, о ком конкретно идет речь. Святителя просят вмешаться лично или хотя бы письмом. Ответ святого Василия священнику обращает наше внимание на духовную болезнь самомнения.

Самомнение, самолюбие – болезнь, которую сложно диагностировать, но не в других, а в себе. Проблема заключается в том, что часто (но не всегда) те, кто страдают самолюбием, занимают действительно важные должности. Те из нас, кто руководит в Церкви, политике, образовании, медицине или бизнесе, по-настоящему занимаются важным делом. Конечно, не сам факт того, что мы занимаем высокие должности, заставляет нас страдать от собственной важности, но значимый статус действительно усложняет для нас диагностику заболевания.

Самолюбие, по словам святителя Василия Великого, - это страсть, которая «созревает» постепенно, укореняясь в душе того, кто ею страдает. По моему опыту, все начинается в тот момент, когда жизнь ставит нас в положение авторитета в какой-либо сфере деятельности. Поначалу мы робки и неуверенны, мы помним о своих слабых сторонах и изо всех сил стараемся делать свое дело хорошо. И вдруг все меняется, когда к нам начинают обращаться за советом, следуют нашим указаниям, подчиняются нашим решениям. Мы начинаем ощущать себя важными людьми – поначалу это проявляется в мелочах, но многого и не нужно для того, чтобы болезнь самолюбия начала развиваться.

Сначала изменяется мое самовосприятие – я начинаю отождествлять себя со своей должностью. Уважение, которое мне оказывают из-за моего положения, я начинаю приписывать себе; как сказал бы мой друг «мы начинаем верить собственной прессе». Теперь все, что нужно – это время. Самомнение укореняется в душе, и чем оно больше – тем меньше я его замечаю. А чем меньше замечаю, тем менее я склонен видеть в себе виновника конфликтов в отношениях с окружающими меня людьми. Чувство собственной значимости заставляет меня искать вину в первую очередь в других.

Святитель Василий говорит так:

«Укорененного в душах долговременным навыком самолюбия не смогут истребить один человек, одно письмо и краткое время. Если не будет посредника, которому доверяют стороны конфликта, подозрения и распри никогда не прекратятся

…болезни, усиленные временем, для исправления своего прежде всего требуют времени, и притом напряженной борьбы, если кто хочет дойти до глубины, чтобы исцелить недуги».

Здесь святой Василий указывает на сложность исцеления конфликта, коренящегося в самомнениях. По моему опыту, в них кроется причина большинства нестроений. Все конфликты, от соперничества между братьями и сестрами и супружескими ссорами до споров между иерархами и политиками, остаются неразрешенными из-за того, что самомнение посеяло подозрительность в наших умах. Поскольку мы подозреваем других, мы не видим своей вины. Подобно Адаму и Еве после их падения, мы уверены, что виноват кто-то другой. Без помощи извне нам останется только проводить свою жизнь во множестве конфликтов, которые, как нам кажется, всегда происходят по чьей-то вине.

Святитель Василий предлагает найти посредника, которому доверяют обе стороны. Но его сложно выбрать именно из-за самомнения. «Кто, - воскликну я с чувством собственного достоинства, - знает ситуацию лучше, чем я?» И даже если посредник найден, я теряю к нему доверие, когда он не видит ситуацию так же, как я. Такова слепота, вызванная болезнью самомнения.

Однако надежда есть. Несмотря на то, что очень сложно самостоятельно диагностировать собственное самолюбие, исцеление возможно, если я готов смириться и предпринять пару активных шагов.

Первый шаг – предположить, что именно я являюсь причиной любого конфликта, в который я вовлечен, даже (и особенно!) тогда, когда я не вижу своей вины. Само по себе это не решает проблему, но меняет угол моего зрения. Люди склонны находить то, что ищут, поэтому если я внимательно проанализирую что-то в своем поведении, что могло стать причиной конфликта, есть большая вероятность, что я начну видеть некоторые свои ошибки. Это не так просто, как кажется. Так как для меня более естественно исходить из сознания своей правоты, поначалу мне придется заставлять себя считать, что я не прав в том, чего пока не вижу. Но как только я допущу это, мне начнет открываться степень собственной виновности и путь выхода из конфликта.

Второй шаг к освобождению от повышенного самомнения – научиться серьезно относиться к советам тех, кто считает иначе, чем я. Когда я ослеплен собственной важностью, каждый совет, с которым я не согласен, кажется мне неправильным, нелогичным. Чтобы преодолеть самомнение (которое по самой своей природе я не осознаю, но от которого страдаю), я должен намеренно серьезно относиться к мнению других, особенно тех, кто смотрит на вещи иначе, чем я.

Это не означает, что я автоматически буду принимать советы, с которыми я не согласен. Это означает, что я начну к ним прислушиваться, полагая, что я, вероятно, я ошибаюсь в том, чего пока не понимаю. Я все еще могу не видеть связи, но предположение, что я не вижу четко, ведет к более глубокому самоанализу, который часто приводит к таким откровениям, которых я не ожидал.

Итак, если самомнение так трудно диагностировать самостоятельно, как мы можем определить, что страдаем от него? Предлагаю последовать примеру из письма святителя Василия Великого. Всякий раз, когда я оказываюсь важной стороной в конфликте, или (особенно тогда) когда конфликт следует за мной из одних отношений в другие, тогда есть большая вероятность того, что я болен самомнением. Как и в случае других заболеваний, эту болезнь узнают по симптомам. Увидев симптомы, можно начинать лечение.

Святитель Василий предупреждает нас, что страсти, которым понадобилось время для созревания, также требуют времени и терпения для исцеления. Страсть самолюбия часто требует целой жизни, чтобы искоренить ее. Слава Богу, что мы не одиноки в своей борьбе. Никогда не нужно забывать, что с помощью Великого Врача возможно исцеление от любой духовной болезни, пока мы находимся в этой земной жизни.



~ Иерей Майкл Гиллис

сайт ancientfaith, фото tvereparhia