Рождество Пресвятой Богородицы
Слово на Рождество Богородицы
Сегодняшний день, возлюбленные мои братья и отцы, – повод для духовной радости и веселия, ибо сегодня мы празднуем Рождество Приснодевы Богородицы Марии, благоуханнейшего цветка, выросшего «от корня Иесеева». Мы чествуем «рождение всеобщей радости», являющей собой «вступление всех праздников и начало Таинства Христа», согласно святому Андрею Критскому. Это рождение стало причиной возрождения, обновления и преображения всего творения. Сегодня рождается Та, Кто удивительным и непознаваемым образом родит вечного и независимого от времени Бога Слова, Создателя и Спасителя мира.
Все предвидения, предвещания и пророчества Ветхого Завета говорят о Богоматери. Она является кульминацией, завершением ветхозаветного учения и приготовления человечества к принятию вочеловечившегося Спасителя Бога. Аллюзиями Богоматери становится Неопалимая Купина в видении Моисея, скрижали и ковчег Завета, небесная манна, золотая стамна, светильник, трапеза, расцветший жезл Аарона, лестница Иакова, руно Гедеона, гора Даниила, печь, где огонь не опалил трех отроков, Святая Святых, скиния. Богородица – граница между Ветхим и Новым Заветами. В Ветхом Завете Она – проповедь пророков, ожидание праведников, в то время как в Новом Завете Богоматерь становится ликованием Ангелов, славой Апостолов, храбростью мучеников, радостью преподобных, гордостью человеческого рода и посему «ублажается всеми родами».
Все творение ожидало Ее Рождества. Богородица явилась «плодом творения», по словам святого Иоанна Кавасилы, то есть точкой, в которую устремлено все творение. Как дерево существует ради своего плода, так и творение существовало ради появления Богоматери, а Она, в свою очередь, – ради Христа. Как подчеркивают Святые Отцы, не только человечество, но и небо, и земля, равно как и все зримое и незримое творение были созданы ради чистой Девы. Когда Бог, взирая в начале веков на Свое творение, сказал, что оно «хорошо весьма», Он, в сущности, видел перед Собой плод всего Им созданного – Пресвятую Богородицу. Его одобрение, в действительности, является похвалой Богоматери.
Сегодня наша пренепорочная Владычица благодетельствует всему сущему. «Новое творение» – это не просто лучшая женщина земли, всех времен и народов, но Та единственная, Которая смогла соединить небо с землей и сделать Бога человеком.
Создатель Бог Слово сотворил такую человеческую природу, в которой, когда Ему потребуется родиться, Он сможет обрести мать. Незримый и непостижимый Бог через Богородицу приходит на землю и становится видимым, объединяется и общается с творением значительным и уникальным образом. Посредством Своей человеческой природы Он объединяет в Своей ипостаси все сущее, обожая его. Неизреченный, неописуемый вездесущий Бог теперь обретает «образ раба» (Флп. 2:7), человеческую плоть, мыслящую душу, общается с людьми и ходит по земле. Невместимый, Он вместится в девственной утробе Богородицы, которая, соответственно, станет «вместилищем невместимого».
Сегодня разрешается бесплодие Анны и рождается «сокровище Вселенной», по выражению Кирилла Александрийского. Подобные чудеса не раз совершались Богом и в Ветхом Завете в лице Сарры и ее супруга Авраама, Ревеки и Исаака, Анны, матери пророка Самуила, Елизаветы, матери Иоанна Предтечи. Однако сегодняшнее чудо отличается от других ему подобных. Хотя чада вышеуказанных матерей, чудесным образом освободившихся от бесплодия, были добродетельны и святы, только Мария, дитя Анны и Иоакима, явилась «благодатной» и непостижимой, как для Ангелов, так и для людей, Матерью Божьей.
Богородица родилась не в результате непорочного зачатия, во что ошибочно верят римо-католики, но вследствие естественной связи Иоакима и Анны. Бесплодию Анны был положен конец, однако, без непосредственного вмешательства Бога, а как ответ на молитвы праведных богоотцов. Престарелые Иоаким и Анна вступил в связь не вследствие физического влечения и наслаждения, но в знак повиновения Богу, выразив тем самым свое целомудрие. Таким образом, Богородица была целомудренно зачата во чреве Анны Иоакимом. «Целомудренно» означает чисто, невинно. Но чтобы Дева Мария оказалась свободной от первородного греха, то есть была зачата непорочно, Она должна была быть рождена от девы, как и Христос.
Однако праведные богоотцы, чтобы обрести такое дитя, показали непоколебимую веру, нескончаемое терпение, непосрамленную надежду, обладали огромной стойкостью в молитве, вследствие чего Бог исполнил их прошение. Они терпели свое бесплодие совсем не малое количество времени. Предание гласит, что Анна родила Богородицу после пятидесяти лет бесплодия.
Такое терпение богоотцов должно стать примером для всех нас, возлюбленные мои братья и отцы. И не только для наших ближних-мирян, которые, будучи не способными иметь детей, не должны терять надежду на Бога, ибо «невозможное человекам, возможно Богу» (Лк. 18:27), но и для нас, монахов, равно как и всех верующих, которые идут на «подвиг добрый» (2-е Тм. 4:7).
Часто мы впадаем в отчаяние, сетуем на свою борьбу, тревожимся и говорим, что не нашли отклика, не почувствовали благодати. И в этом отчаянном состоянии угасает наше рвение, слабеет наша готовность к борьбе и аскезе. Но мы, братья, не должны допускать этого. Разве богоотцы, не увидев быстрого ответа на свои молитвы, прекратили призывать Бога, стучать, просить, надеяться и верить, что обретут просимое? Какое непоколебимое терпение и стойкость они являли на протяжении стольких лет!
Пусть будет у нас духовный опыт великого терпения. Святой Исаак Сирин переносил притеснения, лишение Божественной благодати, скорби умственной борьбы в течение тридцати лет. И после долгого периода тяжелой борьбы и терпения он постоянно получал благодать Божью. Это в большей степени касается нас, монахов, призванных быть исполненными Божественной благодати. Необходимо иметь выдержку в скорбях, веру в Божии обеты, твердое послушание Божественной воле и надежду, чтобы мы «не унывали в молитве» (Лк. 18:1). Бог знает, когда нам будет полезнее получить Его невыразимые, непостижимые и неоценимые дары и Божественную благодать как естественное состояние. «Духовные дары приходит сами по себе», – говорит авва Исаия. Мы не властны решать, когда и в каком виде мы их получим.
Кроме того, часто Бог, прежде чем благословить нас Своим даром, испытывает нас искушением, на основании которого Он и определяет, насколько мы достойны принять тот или иной Божественный дар. Мы видим это и на примере богоотцов. Уже был близок тот день, когда Бог должен был даровать им дитя. Тем не менее, Он посылает им новое испытание. В день празднования Суккота, когда Иоаким и Анна отправились в храм, чтобы принести дары Богу, местный священник Рувим посмеялся над ними, сказав, что они недостойны принести дары, раз не сумели родить детей для Израиля. Это происшествие сильно огорчило богоотцов, однако не заставило их утратить надежду. Они стали сердечно молиться – Иоаким на горе, Анна в саду. И, в конце концов, молитва их была услышана. Ангел Господень возвестил каждому из них в отдельности о скором зачатии и рождении дитя, которое прославится по всей Вселенной.
Давайте и мы, возлюбленные братья и отцы, явим безропотное терпение во всех скорбях и искушениях, которые Бог попускает для нашего блага и духовного преуспевания. Будем молиться Госпоже нашей Богородице и богопраматери Анне, имеющим благодать исцелять физическое бесплодие, излечить наши бесплодные сердца духовными трудами, дабы Господь ниспослал нашим душам Свою святую и сладостную благодать, преображающую, обновляющую, дарующую человеку бессмертие и нетленность.
архим. Ефрем Ватопедский
Рождество Пресвятой Богородицы. Событие праздника, его смысл и значение
Житийное сказание о Рождестве Пресвятой Богородицы.
Пречистая Богородица Мария родилась в галилейском городе Назарете и по линии отца происходила из царского рода, по матери — из рода архиерейского.
Отец Ее, святой и праведный Иоаким, происходил от Нафана, сына Давидова. Нафан родил Левия, Левий родил Мелхия и Панфира, Панфир родил Варпанфира. Варпанфир родил Иоакима — отца Пресвятой Богородицы. Супруга Иоакима — Анна — происходила из рода Аарона и была младшей дочерью священника Матфана.
Матфан имел трех дочерей: Марию, Совию и Анну. Мария, выйдя замуж, родила Саломию, мать апостола Иоанна Богослова. Совия в замужестве родила Елисавету — мать Иоанна Предтечи, святая Анна была матерью Пресвятой Богородицы.
Супруги Иоаким и Анна обладали и вещественным богатством, состоявшим преимущественно из крупного и мелкого скота, и богатством добродетелей. Они жили непорочно, во всем следуя заповедям Господним. На каждый праздник святая супружеская чета имела обыкновение выделять часть имения для раздачи бедным и часть жертвовала на храм для церковных нужд.
За исключительное благочестие Господь удостоил Иоакима и Анну быть родителями Божией Матери. Но этого счастья они удостоились лишь в конце своей земной праведной жизни. Проходил уже пятидесятый год их совместной супружеской жизни, Анна же продолжала оставаться неплодной. Оба супруга в душевной горести не переставали умолять Бога о даровании им чада.
В один великий праздник Иоаким, по обыкновению, принес в Иерусалимский храм богатые дары. И каково было его огорчение, когда первосвященник Иссахар не захотел принять его даров. Укоряя Иоакима за неплодие, он говорил ему: «Твоих даров не следует и принимать, так как ты бесчаден. Из-за каких-то тайных грехов ты не имеешь Божьего благословения».
Подобно первосвященнику, на Иоакима тогда же обрушился с укорами некий еврей из колена Рувимова, говоря: «Зачем ты спешишь прежде меня приносить дар Богу? Разве ты не сознаешь того, что недостоин с нами приносить даров, поскольку ты не оставил семени во Израиле?»
Услышанные упреки до глубины души опечалили и уязвили Иоакима. В крайней скорби он вышел из храма, тяжело переживая унижение и оскорбление. Всеобщая радость того праздника превратилась для него в болезненный плач. Полный горечи, он не возвратился в свой дом, но из храма пошел в пустынные места, где паслись его стада. Там пред Господом ему удобнее было изливать в молитвенных слезах накопившуюся горечь. Находясь в уединении, Иоаким невольно вспоминал разрешение Богом Авраамова неплодия в старости и горячо просил себе такого же чуда свыше. «Господи Боже! — молитвенно взывал он. — Удостой меня назваться отцом чаду, как некогда Ты удостоил Авраама, чтобы люди не считали меня отринутым Тобою и не презирали».
К молитве Иоаким присоединил строгий пост и сорок дней не хотел вкушать хлеба. На многократное предложение пастухов подкрепиться хлебом он неизменно отвечал одно и то же: «Не вложу пищи в мои уста и не возвращусь в мой дом. Пусть пищей будут мне слезы мои и домом — эта пустыня до тех пор, пока не услышит меня и не посетит милостию Господь Бог Израилев».
Между тем, слух об иерусалимском оскорблении Иоакима за бесчадие в храме и о безутешном его плаче дошел до праведной Анны. Трудно описать ее волнение и горе при вести о позоре супруга. «Ныне, — воскликнула она, — я окаяннее всех людей: Богом отвержена, людьми поносима, мужем оставлена. О чем прежде восплачу: о моем вдовстве или о бесчадии; о моем ли сиротстве, или о том, что недостойна была назваться матерью?». И горько рыдала Анна все те 40 дней в отсутствие Иоакима. Служанка ее Иудифь пыталась было ее утешить, но не могла. Кто мог утешить ту, печаль которой была глубока, как море?
Однажды Анна, удрученная скорбью, вышла из дома в свой сад и села под лавровым деревом. Вздохнув из глубины сердца и подняв свои очи, полные слез, на небо, она увидела на вершине дерева птичье гнездо с малыми птенцами. Эта картина еще более растравила ее сердечную рану. «Горе мне бесчадной! —воскликнула она, с трудом сдерживая рыдания. — Я одна грешнейшая всех израильских дочерей и униженная пред всеми женами! Все они на своих руках носят детей, все утешаются своими чадами. Одна я лишена такой утехи. Всех их Церковь Божия принимает с дарами за чадородие. Одна я отринута от Церкви Бога моего. Я не уподобилась ни птицам, ни зверям, имеющим плод, ни земле, приносящей семена. Увы мне, Господи, Господи! Одна я, грешная, обнищала от плодотворения. Адонаи Саваоф! Ты Сарре дал в старости сына Исаака, разверз утробу Анны, матери Самуила пророка. Призри ныне на меня и услышь мои молитвы. Разреши болезнь моего сердца, разверзи мою утробу и покажи плодоносной. Рождаемое я приведу в дар Тебе».
Во время плача Анны вдруг предстал перед ней Архангел Гавриил и сказал: «Анна, Анна! Твоя молитва услышана, Твои воздыхания прошли облака, и слезы твои пали пред Богом. Вот, ты зачнешь и родишь Преблагословенную Дочь. Чрез Нее возблагословятся все земные колена и дастся спасение миру. Ей наречется имя — Мария». Сказав это, Архангел сделался невидим. При слышании небесного благовестия Анна поклонилась Богу и воскликнула: «Жив Господь Бог! Если я рожду дитя, то отдам его на служение Ему. Пусть оно служит Богу и хвалит Его святое имя во все годы своей жизни день и ночь».
Полная несказанной радости, Анна спешно пошла в Иерусалим, чтобы там в храме возблагодарить Бога за милостивое посещение.
Между тем, Архангел Гавриил в тот же час после явления Анне внезапно предстал в пустыне Иоакиму со словами: «Иоаким, Иоаким! Бог услышал твою молитву и изволил дать тебе Свою благодать. Жена твоя Анна зачнет и родит тебе Дочь. Ее рождение будет радостью всему миру. И вот тебе знак истины моего благовещения. Иди в Иерусалим к Церкви Божией. Там, у Золотых ворот, встретишь твою супругу Анну. Ей возвещено то же, что и тебе».
Пораженный и обрадованный явлением Архистратига Господня, Иоаким быстро пошел по направлению к Иерусалимскому храму. У Золотых ворот он действительно повстречался с Анной, молившейся здесь. Радостные супруги обменялись рассказами о Божием благовещении им через Небесного Посланника, поблагодарили Бога в храме и возвратились в свой назаретский дом.
По Ангельскому благовестию, святая Анна в девятый день декабря месяца зачала Пречистую Дочь Марию Богородицу и родила Ее 8 сентября следующего года.
Неописанной была радость Иоакима и Анны по случаю рождения Преблагословенной Дочери, нареченной именем Мария. В связи с разрешением неплодия Анны Иоаким принес обильнейшие дары в храм, а также вознес жертвы и всесожжения. Благословляемый первосвященником, он с ликующей душой возвратился в свой дом и здесь устроил семейное торжество, пригласив на него родных и знакомых.
О Богоданном Младенце-Дочери Иоаким и Анна заботились со всей тщательностью, зная по откровению об Её будущем предназначении. В Ней они видели не только свою Дочь, но и Свою Госпожу. Богоотроковица Мария в трехлетнем возрасте была помещена родителями на жительство в Иерусалимский храм.
По введении Ее во храм праведные супруги жили недолго. Иоаким преставился в Назарете 80 лет, Анна же почила в Иерусалиме 79 лет, прожив здесь близ Пресвятой Дочери всего два года.
Литургическое освещение праздника
Стихиры и каноны на праздник Рождества Пресвятой Богородицы составлены несколькими церковными песнопевцами. В числе авторов стихир упоминаются имена Константинопольских Патриархов: святых Анатолия, Германа и Сергия; святого Андрея, архиепископа Критского, Стефана святоградца. Каноны подписаны именами преподобного Иоанна Дамаскина и святого Андрея Критского. Упомянутые авторы в своих творениях раскрывают историю и общецерковное значение Рождества Богородицы. История праздника у них передается сжато.
Литургическое изложение истории Рождества Пресвятой Богородицы изобилует библейскими терминами, сопоставлениями исторических сведений с ветхозаветными пророчествами.
Младенец Мария была чисто небесным даром от Бога праведникам. Неплодные ложесна Анны отверз именно Сын Божий и повелел изойти из бесчадной утробы Источнику Жизни. Так, Богосыновним мановением святая Анна соделалась плодоносной бороздой, произведшей добрый колос – Богородицу.
Можно себе представить радость праведных родителей, осчастливленных чадородием. Иоаким, ликуя, говорил всем: «Мне родился жезл, от которого прорастет цвет — Христос». Праведная же Анна, кормя младенца своим млеком, была готова от радости плескать руками и говорила мысленно: «Я, неплодная, родила Божию Матерь, ради Которой разрешится осуждение Евы.... Сорадуйтесь мне, вси сыны Израиля, ибо вот Господь дал мне Одушевленную Палату Его Божественной славы, в общее веселие, радость и спасение».
Счастливые родители обещали посвятить свою Дочь на служение Богу. По достижении Ею трехлетнего возраста они действительно отвели Ее на жительство в Иерусалимский храм для воспитания и вскормления рукою Ангела.
Говоря библейски, от Анны — малого чертога — родилась Мария, Божий град, имеющий выход от утробной двери, но не знающий входа плотского общения.
Рождество Пресвятой Богородицы, многозначительное для всего человеческого рода, торжественно чтится во Вселенской Церкви по устроению Сына Божия. Иоакиму и Анне, высшим всех земных родителей, сорадуется мир ангельский и человеческий не без глубокого основания.
Рождение Пресвятой Богородицы Марии служило преддверием явления на землю во плоти Солнца правды — Христа. Оно означало приближение времени разрушения греха, осуждения и смерти, тяготевших над людьми, указывало на скорое воссияние Божьего благословения и вечной жизни на земле3.
В Лице Пресвятой Девы Марии Благодать родила Предызбранную из всех родов в жилище Христу Богу, начаток человеческого спасения и Ходатаицу о нем.
Всецарица Богородица есть по своему достоинству Матерь Жизни, Скиния всечеловеческого примирения грешных с Богом, Божий одушевленный престол, Чертог неприступного света Божества и Книга Слова жизни. Пророк Иезекииль назвал Ее Божественной Девической Дверью, обращенной к востоку и ожидающей входа чрез Нее во вселенную великого Святителя Христа. Как Дверь Единородного Сына Божия, Пресвятая Мария превзошла сиянием плоды чрева всех светлых жен на земле. Ввиду этого Ее рождение, предвозвещающее начало спасения людей от духовного бесплодия, вызывает «шум празднующих» и созидает церковное благолепное торжество.
Весть о рождении Богоматери, по словам песнопевцев, достигает прародителей Адама и Евы. Отлагая печаль, они побуждаются говорить:
«Чрез Тебя, Пречистая, мы с явлением Христа избавимся от клятвы». Праматерь же Ева ублажает свою Внучку приветственным восклицанием: «Мне родилось ныне избавление. Ради Девы я освобожусь от адских уз».
Подобно Адаму и Еве, о рождении Пресвятой Девы Марии радуется и праотец Ее Давид и объявляет всем: «Бог мне клялся и исполнил клятву, дав мне от плода моего чрева Девицу. Из Нее родится на Моем престоле Царь Христос, имеющий вечно незыблемое Царство».
К приведенным общим упоминаниям о значении Рождества Богородицы церковные песнопевцы присоединяют еще ряд замечаний об участии Богоматери в восстановлении человеческого рода из состояния падения.
В богослужебных песнях и тропарях канонов праздника, например, высказывается мысль, что Чистая Богоматерь и Раба Христа Бога непрерывно ходатайствует пред Ним о даровании людям первого блаженства. Для склоняющихся к аду Она — мост жизни. Ею попран бесстыдный ад, а всеродная Ева введена в твердую жизнь. Она отверзла вход в рай, затворенный древним преступлением и, как непорочная Агница, привела в наше существо Агнца Христа. От Неё родился Богомладенец — Огнь по Божеству и Отчее Слово — и в Ее чреве из всечеловеческой персти создал тело, не всеянное земным отцом.
Некогда уста Патриарха Иакова, благословляющего сына своего Иуду, назвали Богородицу Летораслью, произращающей Сына Божия действием Святого Духа.
Пречистая Дева действительно была посредницей Боговоплощения. Во время Архангельского благовещения, по благоволению Бога Отца, Её осенил Божественный Дух и вселилось в Нее Слово Отчее. Рождением воплотившегося Сына Божия Она облагоухала миром благодати концы мира.
После всего сказанного выше становится понятною причина всемирного почитания зачатия и рождения Пресвятой Богородицы. Верующие люди по всей земле достойно чтут песнями и хвалами Ту, Которая рассеяла в мире тьму безблагодатности и принесла человечеству избавление от вечной смерти и дарование обожения.
История праздника
Событие, воспоминаемое в этот праздник, сохранилось только в древнем церковном предании (см. в книгах блаженного Иеронима, св. Епифания Кипрского и др.).
Святой Андрей Критский в своем слове в день Рождества Пресвятой Богородицы говорит: «Настоящий праздник есть для нас начало праздников. Он служит дверью к благодати и истине. Ныне Создателю всего устроился одушевленный храм, и тварь (в лице Девы Марии) уготовляется в новое жилище Творцу». По словам святого Иоанна Дамаскина, «день Рождества Богородицы есть праздник всемирной радости, потому что Богородицею весь человеческий род обновился и печаль праматери Евы пременилась в радость». «Раждается убо (Дева), и мир с Нею обновляется».
Праздник в воспоминание Рождества Пресвятой Богородицы установлен Церковью в глубокой древности. Указание на него имеется уже в IV веке. Св. равноапостольная Елена в начале этого века, по свидетельству древнего предания, построила в Палестине храм в честь Рождества Божией Матери. Другие сведения можно найти в творениях святого Иоанна Златоуста, св. Прокла, св. Епифания и блаж. Августина. В честь праздника составлены многие песнопения святыми песнотворцами (в V в. – Анатолием, архиепископом Константинопольским, в VI в. — Стефаном Святоградским, в VII в. — святым Андреем Критским, в VIII в. — святым Иоанном Дамаскиным и Германом, патриархом Константинопольским, в IX в. – преп. Иосифом Студитом). Их песнопения и теперь поются за богослужением в этот праздник. Так с древних времен «язык всяк православных похваляет и блажит и славит Пречистое Рождество Девы Марии, Богоневесты».
Схиархимандрит Иоанн (Маслов)
Источник: Лекции по литургике. М., 2002.
|
|