Отрывок из книги бесед архиепископа Ионы (Черепанова) «Мы созданы для рая. Как нам жить в Церкви»
— Владыка, посоветуйте, как реагировать на грубость.
— Начнем с того, что проявления грубости бывают разные. И реакция, соответственно, может быть разной.
Если хамят лично вам, правильнее будет уклониться от зла и сотворить благо (Ср.: Пс. 33: 15). Лучше отойти в сторону и проигнорировать. Если нет такой возможности, попробуйте отнестись с юмором и по-доброму. Нет ничего хуже, чем отвечать злом на зло: таким образом мы только способствуем его увеличению. Нужно попробовать максимально доброжелательно отнестись к человеку, который вам нахамил. Это будет по-христиански и по-Божиему.
Расскажу историю, которая произошла на одной из конференций нашего Синодального отдела по делам молодежи. Однажды во время экскурсии по городу к священникам пристал мужчина в нетрезвом виде. Он вел себя совершенно по-хамски: бранными словами высказывал какие-то претензии, укоры. Всё это раздражающе подействовало на отцов. Когда они сели в ожидающий их экскурсионный автобус, этот человек также зашел в салон и продолжил свой довольно неприятный монолог. Отцы попытались его выставить, что вызвало с его стороны еще большее возмущение.
Ситуацию неожиданно спас участник конференции, мирянин. Он подошел к мужчине и буквально двумя-тремя словами успокоил его так, что тот на глазах преобразился: перестал браниться, вдруг заплакал и попросил молиться за его умершую маленькую дочь. Все, кто при этом присутствовали, были поражены. Отцы спросили потом нашего участника, что такого он сказал. «Я спросил, как звали его дочку, и пообещал, что эти батюшки за нее помолятся», — такой был ответ. Вот пример того, как у доброго древа бывают добрые плоды.
На мой взгляд, это яркая иллюстрация, как можно реагировать на хамство. Конечно, подобное поведение требует выдержки, рассудительности, взращивания в себе добродетелей. К сожалению, укоренившаяся, стандартная для нашего общества реакция — ответить тем же. Но Евангелие учит нас другому.
Действительно, очень важно относиться к себе с юмором — тогда и какие-то слова в наш адрес не покажутся обидными. Ведь на самом-то деле мы из себя ничего не представляем — во всех отношениях, и в первую очередь — в духовном. Зная это, любое обличение из уст постороннего человека будем воспринимать не как обиду, а как то, что достойно по делам моим приемлю (Ср.: Лк. 23: 41).
Нужно иметь трезвое понятие о своей духовной жизни и понимать, что у каждого из нас есть «первое, второе, третье, четвертое, пятое» — грехи, которые никак Господом не обличены и не наказаны. Если мыслить так, то всякое уничижение в свой адрес будем воспринимать как воздаяние. Так произошло с преподобным Ефремом Сириным (IV в.). В юности он имел довольно буйный характер, но впоследствии обратился ко Христу и стал вести подвижническую жизнь. Однажды, будучи невинно осужден, он попал в заключение и по этому поводу унывал: как, за что, я же совершенно к делу, за которое страдаю, не имею отношения. Господь послал ему Ангела в утешение и вразумление: «Помнишь, тогда-то ты участвовал в воровстве, это воровство удалось, и за него никто не понес наказания?» — «Помню». — «Еще участвовал в таком-то беззаконии, помнишь?» — «Да». — «Что же ты ропщешь? Сейчас лишь получаешь то, что не получил тогда».
— Разве своим молчанием в ответ на хамство мы не будем потворствовать людям и дальше вести себя подобным образом — не только с нами, но и с окружающими?
— Стремиться исправить хама, делая ему замечания, считаю совершенно бесполезным. Чтобы вас услышали, вы должны быть хоть каким-то авторитетом. Если есть большое желание или необходимость что-то сказать, попробуйте подойти к человеку с расположением, с улыбкой и заговорите с ним по-доброму. Только так это сработает.
Скажу из своего опыта. Когда я говорю что-то прихожанам, они прислушиваются, но когда в городском ботсаду, на территории которого расположен наш Ионинский монастырь, молодые люди пьют пиво и курят, понятно, что я для них никто, бородатый дядька в рясе. И на мои замечания они могут не отреагировать.
Я сам прекрасно помню себя молодым человеком, свои глупые проявления эпатажа или просто непонимания серьезных вещей и никакого осуждения и напряжения по отношению к этим людям не испытываю. Могу просто подойти и сказать: «Ребята, знаете, здесь все-таки храм. Чуть в сторонку отойдите, покурите там». Если обращаться по-доброму, и реакция будет соответствующей. Всегда — исключений не было — услышишь в ответ: «Ой, простите, да, конечно, не вопрос, мы отойдем». Люди видят, что их уважают, относятся к ним по-человечески, указывают на ошибки не грубо или с наездом, а с любовью и расположением. В данном случае обличается не грешник, а грех.
Более сложный вопрос, если хамство проявляется к Церкви, к святыне. Сложно говорить однозначно, как следует поступать. С одной стороны, мы знаем слова Христа: Кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми ангелами (Мк. 8: 38). С другой стороны, иногда бесполезно, что называется, метать бисер: затопчут и его, и вас (См.: Мф. 7: 6). Поэтому нужно иметь настоящую мудрость, чтобы в таких ситуациях реагировать правильно.
Думаю, что противостоять злу каждый должен на своем рубеже. Если относиться к себе строго, а с окружающими обращаться корректно, это уже будет наш вклад в выздоровление общества. Ведь как воспринимают безудержных обличителей? В лучшем случае с сарказмом, в худшем — со злостью.
Никто не уполномочивал нас быть совестью нации и вершить суд. Посмотрите на так называемых правдолюбцев: зачастую их обличения являются проявлениями того же хамства, но под прикрытием «борьбы за истину». Из того, что попадалось мне в интернете, я практически ни разу не видел попыток исправить ситуацию с любовью, состраданием, сочувствием и расположением к человеку. Обычно зло наслаивается на зло, лишь увеличивая градус неприязни, царящий в обществе.
Поэтому мой совет — работайте прежде всего над собой. Ну и оказывайте влияние на тех, для кого являетесь авторитетом.
Главное — воздействовать с любовью и подтверждать собственной жизнью. Личный пример — важнейший педагог. Если «текст» не сопровождается соответствующей «картинкой», он никогда не будет воспринят. Только если люди сами будут жить по принципам, которые исповедуют, мир будет меняться к лучшему.
И потом, всегда важно мыслить трезво и честно. В жизни каждого из нас бывают случаи, когда мы сами хамим. Думаю, нет человека, который ни разу не проявил бы грубости, — так или иначе подобные греховные проявления случаются практически у всех. В первую очередь говорю о себе. И происходит это, как правило, по отношению к тем людям, которые нас простят, потерпят или же просто не могут ответить. Вот это уже совершенно недопустимо и недуховно.
— Если видишь за собой такой грех — срываться на близких — как с этим бороться?
— Однозначного ответа нет, разные бывают ситуации.
Случается, человек хамит, потому что привык так жить, и это его обычный, так сказать, способ общения. Бывает, на работе голову заморочили, какие-то проблемы навалились, напряжение скопилось, и человек срывается на ближних. Знаю семьи, где терпят такие выбросы энергии, покрывая немощь любовью. То есть люди видят, что их близкий устал, скорби лежат на его душе тяжелым камнем, и с любовью служат неким громоотводом.
Иногда человек резко заговорит или прикрикнет, и ему от этого легчает. Ближние проявляют мудрость и любовь и не отвечают негативом на негатив, раздражением на раздражение. Понимают, что это вызвано не плохим отношением лично к ним, а сложностью ситуации, которую человек не в силах изменить.
Бесспорно, если видите в себе подобные проявления, необходимо их сразу же пресекать и блокировать.
О себе могу сказать, что когда чувствую, что могу что-то такое сказануть, помогает некая пауза в разговоре. За этот перерыв можно успеть прийти в себя и постараться сдержаться, промолчать. Если сумел совершить малюсенький подвиг аскетизма — приглушить свою гневливость и раздражительность, Господь обязательно дает благодатное утешение, мир и душевное спокойствие.
— Как вести себя тем, на кого кричат?
— Если испытываете на себе грубость родного человека, можно попытаться заговорить с ним в таком ключе: «Понимаю, что тебе тяжело, но и мне не легче от твоего крика». На мой взгляд, будет правильно — с терпением и смирением, очень деликатно, дозировано, но в то же время настойчиво давать обратную связь: стоп, стоп, мне больно, мне тяжело, меня это ранит. Ведь наш ближний, даже срываясь в гнев или крик, не перестает любить, так сказать, объект своего хамства, и если обращаться к нему не в форме так называемого симметричного ответа, а с любовью, то человек придет в себя и попытается решать свои проблемы иным путем.
≈ архиепископ Обуховский Иона (Черепанов)
obitel-minsk.ru