• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Поминовения
  • Таинство Крещения
22 апреля 2022 года

Размышления у Креста

В восьмой главе Евангелия от Марка повествуется о том, что сразу после того, как апостол Петр, по откровению, данному ему свыше, назвал Иисуса Христа Сыном Божиим, он же упрекает Господа за слова «Сыну Человеческому много должно пострадать,… и быть убиту, и в третий день воскреснуть». Иисус отвечает ему: «Отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое».

Даже первоверховный апостол не мог вместить истину о том, что путь, которым мы входим в Славу Отца, путь к Воскресению, проходит через страдания и смерть. Господь, однако, говорит нам, что это  именно так. Мы можем увидеть Царство Божие, пришедшее в силе, только взяв свой крест и следуя за Христом (Марк. 8:27-9:1).

Я тоже мыслю «по-человечески». Мне кажется, что должен быть иной путь вхождения во Славу, путь, не проходящий через самоограничение, аскезу, через Крест. Но Господь говорит нам, что иного пути не существует.

Скорби повсюду следуют за нами. Жизнь на земле называют долиной слез, потому что страдания универсальны. Христиане, иудеи, мусульмане, агностики, атеисты… Неважно. Страдают все. В чем же тогда разница? Что это за таинство, преображающее страдание во Славу и Воскресение?

Главным в христианском понимании Страстей Христовых является то, что Господь страдал добровольно. Он мог призвать на помощь 12 легионов ангелов, он мог сказать «нет», но сказал в молитве Отцу «не Моя воля, но Твоя да будет». Об этом же говорят слова Господа: «Я отдаю жизнь Мою… Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее» (Иоанн. 10:17-18). Все это помогает нам приблизиться к тайне преображения страданий во Славу и смерти – в Воскресение.

«Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест твой» (Марк. 8:34). Следовать за Христом – это то, к чему мы призваны, возвращаясь на этот путь снова и снова, день за днем, мгновение за мгновением.

Однако вхождение во Славу Отца происходит не просто через добровольное самоограничение или страдание ради страдания. Аскетические подвиги не должны питать наше самолюбие. Пост, молитва, подача милостыни - чтобы эти добрые дела не стали поводом к превозношению, Церковью установлены правила о том, когда и как поститься, молиться и благотворить. Помимо церковного устава, у нас есть духовные наставники, которые направляют нас в аскезе, в наших добровольных подвигах самоотвержения.

Напротив, болезни и скорби – это испытания, которые мы обычно не выбираем. Они не являются добровольными, но могут стать таковыми, если мы принимаем их как из Руки Божией. В этом случае вся наша жизнь, все печальное и светлое в ней может стать приношением Богу. Неважно, кто или что являются видимыми причинами наших страданий. Для нашего Господа это были завистливые фарисеи, Понтий Пилат и грубые солдаты, распявшие Спасителя. Но главный, определяющий выбор был сделан Господом раньше, в Гефсиманском саду. Чаша была из Руки Отца. Земная жизнь и страдания Иисуса Христа были добровольным приношением, даром любви. Христос доверил Свою жизнь Отцу даже до смерти, страшной смерти на Кресте. Что последовало затем? Воскресение Христово и спасение мира.

Следуя за Господом, мы должны учиться видеть во всем волю Отца Небесного и обращать скорби, случающиеся с нами, в приношение. Несчастья, болезни, натиск греховных страстей, разочарование в близких людях – все эти обстоятельства, участники нашего распятия, не должны быть первичными для нас. И хотя мы не можем призвать на помощь 12 легионов ангелов, Бог может. И если мы их не видим, это не значит, что с нами нет ангелов, спасающих и оберегающих нас посреди бурь житейского моря.

Боль (физическая и психологическая) не всегда утихает, разорванные отношения не всегда восстанавливаются, обстоятельства не всегда изменяются к лучшему. Страдания неизбежны. И все же в наших силах – доверить нашу жизнь, нашу боль и разочарования Богу. То, что неизбежно, можно обратить в добровольное приношение Небесному Отцу.

И что за этим последует? Мы верим, что тот же самый любящий Отец нашего Господа Иисуса является и нашим любящим отцом. Разве Иисус не учил нас молиться словами: «Отче наш…»? Та же Сила, которая воскресила Иисуса из мертвых и даровала жизнь миру, действует и сегодня, прямо сейчас, в нас. Разве Господь не послал Святого Духа? И не написал ли святой апостол Петр, уже в конце своей жизни: «Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1 Петра, 2:21)?



~ иерей Михаил Гиллис, ancientfaith

Фото: tvereparhia.ru