Когда мы делаем добро, тогда на душе радостно и спокойно; когда же хитрим, обманываем, лукавим, услаждаемся нечистыми мыслями и делами, то, даже если этого никто из посторонних не видит, становимся злыми, неспокойными, раздражительными, немирными, буквально меняемся в лице. У мужчин этого не может скрыть ни дым сигарет, ни изрядная доза алкоголя, у женщин – никакая косметика. Наоборот, эти средства наше неспокойствие еще более выдают и усугубляют.
Что же с нами происходит? Нас обличает совесть, которую многие святые отцы называют голосом Божиим в человеке. О ней идет речь в нынешнем апостольском чтении и евангельском зачале. Святой апостол Павел пишет, что «Бог утверждает нас в вере во Христа, помазывает (избирает), запечатлевает нас и дает в наши сердца залог Духа» (см. 2 Кор. 1:21–2:4).
Залог Духа – это и есть совесть. Апостол Павел более 30 раз употребляет данное слово в своих Посланиях. По мысли апостола, совесть присутствует даже у людей неверующих или принадлежащих к другим религиозным системам. Так, в Послании к римлянам он пишет: «ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим. 2:14–15).
Однако совесть из-за чрезмерного увлечения житейской суетой может засыпать, а если человек многократно игнорирует её призывы, то становится прожженной. Таких людей еще называют бессовестными. Чтобы разбудить спящую совесть, колокольный звон каждый воскресный и праздничный день созывает всех в храмы Божии для богослужения и участия в Таинствах. Но не все откликаются на этот призыв. Почему так происходит, Христос Спаситель дает ответ притчей о брачном пире.
«Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска́ свои, истребил убийц оных и сжег город их».
Очевидно, те, кто не откликаются на Божий призыв, не слушаются голоса совести, ссылаясь на свою занятость, и тем более те, кто ненавидят, поносят и убивают служителей Божиих, навлекают на себя погибель. Но не Господь их наказывает. Они сами себя губят через помрачение ума различными страстями.
Далее, согласно притче, царь «говорит рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; итак, пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими. Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных» (Мф. 22:1–14).
Вторая часть притчи показывает, что Господь никогда не теряет надежду на спасение человека. Он вновь и вновь посылает проповедников собрать всех людей: и добрых, и злых, чтобы брачный пир наполнился. При этом бывает недостаточно лишь откликнуться на призыв Божий. Есть множество людей, которые ходят в храм, исповедуются, причащаются, но никак не меняются внутренне. Какими злыми, пьяницами и распутными они были, такими и остаются. Внешняя религиозность оказывается только ширмой, за которой им легче грешить. Господь же ожидает от нас очищения от страстей и преображения. Если этого не происходит, тогда наша участь во тьме внешней, то есть в аду, куда не проникают лучи света благодати Божией.
Нам, дорогие братья и сестры, важно из этой притчи вынести для себя первый и, пожалуй, самый важный урок: стараться всегда прислушиваться к голосу совести, не отмахиваться от её призывов, а поступать в согласии с ней даже в том случае, когда житейская логика или окружающие нас люди настойчиво утверждают, что ныне это невозможно. Ибо единственно таким образом мы сможем облечься в чистую брачную одежду благодати Божией и оказаться не только в числе званых на брачный пир веры, но и в числе избранных.
Духовник Киевских духовных школ, архимандрит Маркелл (Павук)
источник: "Православная жизнь"