27 октября 1937 года в городе Иваново был расстрелян протоиерей Алексей Похвалынский. В последний год своей жизни отец Алексий совершал священническое служение в храме преподобного Сергия Радонежского села Махра, у стен разоренного Стефано-Махрищского монастыря.
Жизнеописание протоиерея Алексия (Похвалынского) + 27.10.1937
Алексей Васильевич Похвалынский родился 20 мая (ст.ст.) 1866 года в семье чиновника Владимирского Окружного Суда Василия Александровича Похвалынского и его супруги Варвары.
Кроме Алексея у супругов был еще сын Иоанн (впоследствии также стал священником и служил в селе Спасское-Савеловых Юрьевского уезда Владимирской губернии, скончался после 1945 года).
С 1882 по 1887 год Алексей Похвалынский учился во Владимирской Духовной семинарии, которую окончил полным курсом с аттестатом 2 разряда.После окончания семинарии Алексей Васильевич Похвалынский был определен на государственную службу во Владимирское Губернское Правление в качестве канцелярского служителя 2 разряда. Затем исполнял должность помощника делопроизводителя правления (с 1894 года).
Высочайшим приказом по гражданскому ведомству 5 июля 1895 года за выслугу лет произведен в Коллежские Регистраторы и с 23 августа 1895 года определен исправляющим должность помощника делопроизводителя Врачебного отделения Владимирского Губернского Правления. 4 октября 1896 года перемещен на должность Помощника Регистратора того же Губернского Правления. Высочайшим приказом по гражданскому ведомству от 17 сентября 1898 года Алексей Васильевич был произведен за выслугу лет в Губернские Секретари.
Супругой Алексея Васильевича Похвалынского была дочь коллежского секретаря Мария Федоровна Касаткина. 27 сентября 1897 года у супругов родилась дочь Зинаида, а 8 декабря 1898 года – сын Николай.
В 1900 году Алексей Васильевич Похвалынский был переведен в духовное ведомство и получил должность законоучителя земского училища. 24 марта 1900 года он был рукоположен во иерея и с 25 марта 1900 года служил священником Богословской церкви села Михалева Ковровского уезда Владимирской губернии, а также был законоучителем местной земской школы.
Любя Бога всем сердцем, отец Алексий любил и храмы, в которых служил, с усердием занимаясь их благоустройством. Немало сил и времени уделял священник просвещению детей светом Евангельского учения и книжного разумения, трудясь в земской школе.
С 1911 года отец Алексий служил священником Покровской церкви села Кляземский городок Ковровского уезда Владимирской области. Кроме того, в его ведении были еще три часовни и церковно - приходская школа.
Пастырское служение отца Алексия было отмечено церковными наградами:
15 июля 1904 года от архиепископа Владимирского Сергия (Спасского) ему было преподано благословение Божие за успешное преподавание Закона Божия в Михалевской земской школе.
В июне 1907 года отец Алексий был награжден архиепископом Владимирским Николаем (Налимовым) набедренником.
В 1919 году отец Алексий был награжден камилавкой.
От священнического призвания отец Алексий не отрекся и в трудные для православной церкви годы гонений от безбожной власти.
В последний год своей жизни отец Алексий был определен на священническое место в село Махра Александровского уезда, где жил в церковной сторожке храма прп.Сергия Радонежского.
27 сентября 1937 года отец Алексий был арестован Александровским РО НКВД.
В справке на арест сообщалось: «…Поп села Махры Похвалынский Алексей Васильевич, проживающий в церковной сторожке Махринской церкви, организует около себя группу церковников, которые под его руководством проводят антисоветскую деятельность. Сам Похвалынский производит нелегальный сбор денег с колхозников, говоря им, что деньги необходимы для расходов на поездку в Москву с жалобой на неправильные действия органов Советской Власти, которые производят насильственное закрытие церквей и незаконные аресты духовенства. При этом распространяет провокационно-пораженческого характера слухи».
В протоколах допросов жителей села Махры встречаются такие показания: «Поп Похвалынский среди верующих вел контрреволюционную агитацию и клевету на вождей партии и правительства, утверждая, что нашей страной руководят диктаторы вроде Сталина, лучших людей расстреливают за то, что они возражают против руководителей партии… Призывал верующих выступить в защиту церкви… Проводил нелегальные обходы колхозников и одновременно проводил антисоветскую агитацию, говоря что надо всем выступить с протестом против насильственного закрывания церквей…»
Сам отец Алексий часть показаний свидетелей отрицал и виновным себя не признал.
Сохранился протокол допроса отца Алексия от 18 октября 1937 года:
ВОПРОС: Вы арестованы за активную контрреволюционную деятельность среди населения.
Предлагаю прекратить запирательство и давать следствию правдивые показания о своей контрреволюционной работе.
ОТВЕТ: Никакой контрреволюционной работы я не вел.
ВОПРОС: Из материалов следствия видно, что Вы ходили в дома к колхозникам и вели там антисоветскую агитацию. Расскажите, какие велись разговоры Вами?
ОТВЕТ: При встречах с верующими я вел разные разговоры, например, вел разговор о том, что неправильно делают органы советской власти, не разрешая открывать церковь. О том, как писали жалобу на РИК, зажимающего справление религиозных обрядов. О том, что НКВД проводит аресты духовенства, а поэтому надо держать себя поосторожнее. О том, что конституцию-то издали, а свободы религиозным убеждениям не дают и т.д.
ВОПРОС: Нам известно, что Вы рассказывали верующим о скором конце мира и пришествии антихриста. Расскажите, где и когда Вы это говорили?
ОТВЕТ: Никогда об этом не рассказывал
ВОПРОС: Проводили ли поборы с колхозников без разрешения на это?
ОТВЕТ: Правильно, поборы проводили без разрешения на это сельсовета. Собирали для расходов на поездку в Москву с жалобой на неправильные действия органов Советской власти, насильно закрывающих церкви.
ВОПРОС: Из материалов следствия видно, что Вы среди колхозников занимались антисоветской агитацией пораженческого характера. Вам зачитано показание свидетеля. Расскажите по существу данного вопроса.
ОТВЕТ: Показание свидетеля отрицаю.
ВОПРОС: Признаете ли Вы себя виновным в предъявленном Вам обвинении?
ОТВЕТ: Виновным себя не признаю.
В тот же день следственное дело по обвинению А.В.Похвалынского было направлено на рассмотрение «Тройки» УНКВД Ивановской области по первой кат
26 октября 1937 года «Тройкой» УНКВД по Ивановской области отец Алексий был обвинен в систематической контрреволюционной агитации и клевете на ВКПб и правительство по ст.58 п.10 УК РСФСР и приговорен к расстрелу.
27 октября 1937 года протоиерей Алексий Похвалынский был расстрелян в г. Иваново.
5 апреля 1989 года Прокуратурой Владимирской области Алексей Васильевич Похвалынский был реабилитирован по делу 1937 года.
Источники:
М.А.Торгова «Священник Алексий Васильевич Похвалынский»- статья в альманахе «Дивен Бог во святых Своих». Владимир, 2012 г., с. 39 – 43.
Материалы сайта «Подвиг веры».
Следственное дело А.В.Похвалынского.