• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Поминовения
  • Таинство Крещения
28 декабря 2025 года

Просветитель северной страны


15/28 декабря совершается память преподобного Трифона Печенгского. Раскаяние в совершенных грехах привело подвижника в пустыни Крайнего Севера, где ему было суждено совершать подвиг просвещения языческих племен светом веры Христовой.


Сей святой великий проповедник и пустынный житель преподобный отец Трифон рождение и воспитание имел в Новгородских пределах, близ града Торжка, от священных и благочестиво живущих родителей.

Родившийся в июне месяце 1485 года и получивший в крещении имя Митрофан, будущий великий святой Русского Севера, был награжден от Господа богатырским телосложением, исполинской силой и отменным здоровьем. По традиции того времени сын священника должен был следовать по отцовским стопам. Однако пойти по стезе своих предков Митрофану не пришлось. Красивый и статный отрок из благочестивой семьи приглянулся кому-то из новоторских князей или бояр, может самому наместнику великокняжескому Василию Китаю. Так или иначе, Митрофан был взят прислугой в богатый дом, а повзрослев, юноша избрал себе стезю ратного служения. 

Дальнейшая судьба юного Митрофана может послужить примером того, как потакание своим страстям и похотям разрушает душу человека и толкает его на погибельный путь. Довольно скоро имя Митрофана, страшного атамана шайки разбойников, стало наводить ужас на жителей финского пограничья, заставляя трепетать каянских немцев из поселений близ Каяно-моря (Ботнического залива). Так что, много народу ограбил и разорил он на границе и много крови пролил.

Но Господь не оставил Митрофана своим попечением. Пережив глубокое потрясение, вследствие нечаянного убийства своей горячо любимой возлюбленной – боярской дочери Елены, Митрофан бросил своих подельников и ушел на край земли – на Приморие великого моря-окияна, в часть Норванския земли, в Кольский присуд, на реку Печеньгу, в народ лопарский.

Здесь он, в сокрушении сердца, обрекает себя на пятилетние бесприютные скитания по диким, безлюдным пустыням Крайнего Севера, подвергая тяжким испытаниям, изнуряя и терзая свое грешное тело голодом, холодом, зноем, мошкарой, ежедневной угрозой смерти от дикого зверя и всем прочим, чем так богата суровая северная земля. Окрест выше писаныя реки Печеньги, бездомно и бескровно, по лесам и по горам и в пропастях земных скитался, странствуя. Пришло время блудному сыну горько плакать и каяться, непрестанно во слезах и молитвах и в сокрушении сердца пометая себя в землю перед Богом.

Спустя пять лет, около 1519 года, происходит встреча Митрофана со святым подвижником, книжником, богословом, и духоносным старцем Феодоритом Кольским. Встреча, которая изменила судьбу Печенгского отшельника.

"Кольская троица"
Преподобные Трифон, Феодорит и Варлаам 

Феодорит, с юных лет разжегшийся желанием пустынного жительства, готовящий себя к просвещению глубоких варваров, лопарей диких, явился тем носителем Божественного гласа, который открыл Митрофану его нынешнее предназначение, промысел Господа о его новом поприще. Отныне не только личное спасение через покаяние и плач о своих тяжких грехах, но и сердечное сокрушение о грехах ближних, пребывающих во тьме языческого нечестия, и милосердная забота о просвещении сущих во мраке тяжкого идолобесия – удел отшельника Митрофана.

Около шести лет, пребывая вкупе с Феодоритом, научался Митрофан молитвенному деланию, постигая великую науку священнобезмолвствующих. Примерно в 1524 году Митрофан возвращается в места своих покаянных первоначальных скитаний – в район реки Печенги.

Здесь, на берегах Студеного моря, Митрофан, вдохновенно и смело приступивший к оглашению лопарского племени, прямо столкнулся со злобой бесовской, с противодействием колдунов-нойдов: яко львы, на благовестника Христова рыкаху и яко медведи ревуще и различно страшаще. Но Митрофан не был оставлен Божественным попечением и сподобился многих чудесных дарований.

Господь Бог многократно от рук желающих крови и смерти Преподобного чудесным образом спасал, своим Божиим мановением наставляя сокрыватися в горах и в расселинах каменных… Иногда святой проходил сквозь них, злобою ослепленных, и не видим им был. Когда же проповедовал о дьявольском их пленении и об омрачении их обличал, призывая к Царствию Божьему, к Единому Царствующему над всем, то многие из народа из уст его яко светлость огня видевшие исходящую, дивилися и на лицо его святое, как у ангела зряще, начинали сердца своего жестокие образы умягчать и семя Слова Божия в него принимать.

Так среди общей массы язычников стали появляться сочувствующие, которые уже не хотели гнать святого благовестника: Не имеем в нем вины; глаголет нам он о добре, о Царствии Божием, смерть нарицает сном, да не уснем, а воскреснем, так что пока оставим его, но если вину какую обрящем, уж тогда страшною смертию убием его … Преподобный же от сонма их уходя, радовался, что за проповедь во имя Иисуса Христа воспринял биение и многое безчестие.

Преподобный Трифон Печенгский

Это был долгий и изнурительный труд просветителя. Полночные земли зачарованной Похьёлы, древнее колдовское Лукоморье, нехотя и упорствуя, расставались с языческим мраком безбожия. В том благовестии святый муж доброго желания потрудился немало лет.

В 1533 году Митрофан по благословению святителя Макария Новгородского строит для своих лопарей первую церковь на месте, где в реку Печенгу впадает речка Мана. Ту святую церковь иероинок Илия освятил. Присланный от архиепископа Макария иеромонах Илия совершил и постриг Митрофана: И от того же иероинока Илии преподобный отец наш Трифон духом и сердцем правый инок и знаменосец соделался.

Вскоре при этой Свято-Троицкой церкви образовался первый лопарский монастырь. Лопари нашли в лице преподобного Трифона благодатный пример жертвенной любви. Насколько старец с добротой и бесконечным терпением относился к своим низкорослым чадцам, настолько этот богатырь и воин был непримирим и безжалостен к тем многочисленными непрошеным гостям, что приходили грабить и обижать его духовных детей.

В трудах, постах и молитве прошло шестнадцать лет жизни этой удивительной обители. Но вот, около 1549 года буйная братия Кольского монастыря, недовольная строгостью устава, изгнала своего строителя преподобного Феодорита и переместилась из Колы в устье Печенги. Под угрозой смерти от лукавых людей Трифон на восемь лет оказался вынужден уйти из монастыря. В его отсутствие братия самовольно переносит монастырь из Трифоновой пустыни в устье Печенги, где удобнее заниматься промыслами, торговлей и прочими мирскими попечениями.

В 1556 году ходатайством преподобного Феодорита и чудесами, явленными Печенгским старцем при царском дворе, монастырь получает от царя Иоанна Грозного жалованную грамоту. Вместе с новым игуменом Гурием преподобный Трифон возвращается на Печенгу. Как и иные Кольские старцы, он принимает за послушание новые принципы взаимоотношения Церкви и государства, задачу строительства северных монастырей-крепостей.

Братия монастыря на Печенге была не простой, ее насельники в полной мере соответствовали страстным чертам юности своего отца основателя. О том, что такова есть воля Божья о сем монастыре и таков крест дан Трифону от Господа, возвещал его друг преподобный Варлаам Керетский: сподобился ты еси обитель воздвигнути и братию собрати, будут бо зде людие зле неукротимы, яко дивии звери, твоей ярости и острожелчию подобящася. По мере того, как возрастал в Духе преподобный Трифон, сокрушая свои ярость и острожелчие, так же и умирялся дух его братии: Аще и питаемые роптати не престают, но ты сих зверство на кротость в благоразумие приведе, молитвами непрестанными и пением и бдением.

Печенгский монастырь. Фото начала XX века

Эти строки из тропаря «Канона преподобному Трифону» начала XVII века раскрывают нам все величие, едва ли не самого главного жизненного подвига преподобного Трифона Печенгского. Это подвиг великих старцев древности, образец которого дал преподобный Иосиф Волоцкий в своем настоятельском служении братии, с его самоотверженной попыткой спасти высокие подлинные монашеские идеалы в наступивших принципиально новых российских условиях. Тогда преподобный Иосиф взвалил на себя задачу, решение которой едва ли по силам смертному. Организационными мерами, жесткой дисциплинарной регламентацией, силой личного примера и молитвенного подвига постараться воспитать идущих в его монастырь новых людей в духе истинного монашества.

Точно так же и Трифон, несмотря на упомянутые ярость и неукротимость братии, с которыми вплотную довелось ему столкнуться, все же сумел благодатной силой своей великой святости преобразовать сих зверство на кротость и привести в благоразумие. Путь, которым вел братию Трифон, весьма не прост, но он был единственно возможен в той ситуации, и посвященные ему древние молитвенные тексты нам тот путь ясно раскрывают — молитвами непрестанными, и пением, и бдением. Трифон в отношении своих чад выполнил долг духовного отца, и их Христу чистыми представил.

Трифон скончался в декабре 1583 года. Перед смертью он оставил братии грозное пророчество о грядущей страшной беде, о разорении монастыря, и о том, что от острия меча умучатся многие. Все исполнилось ровно через шесть лет.

В канун Рождества Христова 1590 года отряд финских захватчиков Пекки Вессайнена, подданных шведского короля, вероломно напал на монастырь и уничтожил всех, кто находился в обители. При этом абсолютное большинство братии явили истинное, идущее даже до смерти, послушание своему игумену, запретившему устраивать побоище в церкви. В результате, стоя на коленях, все они приняли страшную смерть. Было убито 116 человек. По молитвам преподобного Трифона они наследовали райские обители, ибо, через мученическую кончину, Трифон их Христу чистыми представил.

Храм на могиле 116-ти печенгских мучеников.
Фото начала XX века

Полная мера понимания этого великого чуда, совершенного в XVI веке Печенгским старцем, раскрылась нам лишь недавно, когда осенью 2003 года, благословением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, братия Печенгского монастыря, убиенная вместе с игуменом Гурием, была прославлена в лике преподобномучеников.

Основанный в 1533 году преподобным Три­фоном Печенгским Свято-Троицкий ­ мужской монастырь — в настоящее время самая северная в мире пра­вославная обитель.

После разорения монастыря в 1590 году уцелевшие монахи и послушники монастыря собрались в Коле, где в дальнейшем Кольско-Печенгский монастырь существовал до 1765 года, и был упразднён при правительстве Екатерины II по Закону секуляризации церквей и их имущества.

В 1886 году Святейший Синод принял решение о возобновлении Печенгского монастыря.

Силами братии Соловецкого монастыря Трифонов-Печенгский монастырь в начале XX века при настоятеле архимандрите Ионафане достиг высокого духовного и хозяйственного уровня.

В 1920-м году между Советской Россией и Финляндией был заключён Тартусский мирный договор, согласно которому Печенга была присоединена к Финляндии. Трифонов монастырь продолжал свою жизнь на чужой территории.

В период с октября 1921 года по октябрь 1931 года настоятелем Трифонов-Печенгского монастыря был Валаамский старец схиигумен Иоанн (Алексеев).

30 ноября 1939 года началась советско-финляндская война, которая нанесла большой урон обители.

 
Современный вид Трифоно-Печенгского монастыря

Во время Великой Отечественной войны монастырь снова оказался в районе боевых действий, в 1944 году печенгские монахи прибыли в монастырь Новый Валаам на территории Финляндии и присоединились к валаамской братии. 

В 1995 году единственное сохранившееся монастырское здание церкви Рождества Христова было передано Церкви.

В 1997 году Святейший Синод утвердил Постановление о восстановлении Трифонова Печенгского монастыря.

В 2009 году началось строительство монастыря на историческом месте упокоения преподобного Трифона в районе посёлка Луостари, и в 2012 году братия переселилась на территорию новоотстроенного монастыря.

Преподобного Трифона Печенского особо почитают православные норвежцы и финны, а также саамы, обращённые в христианство стараниями преподобного Трифона.

Как свидетельствует митрополит Мурманский и Мончегорский Митрофан, исследователь жития преподобного Трифона: До сих пор лопари, живущие за пределами Мурманской области, ушедшие в сопредельные страны от страшных репрессий в 1930-годы, просят разрешить им пересекать границу, ибо, как они говорят: «лопарь не может умереть, не поклонившись могиле Трифона».

Преподобне отче Трифоне, моли Бога о нас!



Мурманская епархияtrifon-luostari.cerkov.ru