• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Поминовения
  • Таинство Крещения
10 ноября 2019 года

"Приучайте детей к молитве и крестному знамению!" Слово в неделю 21-ю по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня, возлюбленные о Господе братья и сестры, Святая Православная Церковь предложила нам удивительное евангельское чтение, продолжающее повествовать о тех чудных и славных делах, которые сотворил Господь наш Иисус Христос, проповедуя Слово Божие на земле.

Господь ходил по земле и бывал в разных селениях и городах. В этот раз мы слышали о том, как он отправился в страну Гадаринскую, по другую сторону Тивериадского моря, и когда он шел, то встретил его бесноватый муж, который жил во гробе и ходил абсолютно обнаженный, наводя ужас и страх на окружающих людей, потому что он кричал, рычал и имел такую силу, что его приковывали целым селением к этому гробу, но он рвал железные цепи, как нити. Никто не мог справиться с ним. И когда он увидел Иисуса Христа, то пал пред Ним и сказал громким голосом: «Что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? Умоляю тебя, не мучь меня» (Лк. 8, 28).

И тогда Господь повелел выйти духу злому из этого человека. Господь спросил: «Как тебе имя?» Тогда бес, видя, что Господь знает все, и, не смея Его обманывать, ответил: «Легион имя мне, потому что нас много» (Мк. 5, 9). То есть целый легион, а легион, мы знаем, это даже не тысяча воинов, — отряд из нескольких тысяч воинов назывался легионом. Несколько тысяч бесов было в этом человеке, и это производило в нем огромнейшую силу.

И тогда Господь повелел выйти бесам из этого человека, но они стали просить Господа, чтобы Он позволил им войти в свиное стадо, которое паслось тут же на горе, и Господь им позволил. И они вошли в свиное стадо, и потопили его в водах Генисаретского озера, или, как мы еще его называем, Тивериадского моря, показывая свою злобу, желая хотя бы напоследок сотворить еще что-нибудь гадкое, чтобы показать, что ничего доброго эта сила нечистая сделать не может. Если она и выходит из одного человека, то она обязательно должна войти в другое существо и производить злобу и возмущение.


Это евангельское чтение очень многогранно. О чем мы сегодня можем и должны говорить с вами — так это о том, дорогие мои, что есть мир добра и правды, а есть мир зла; есть Царство Божие, а есть царство сатаны, которое называется царством тьмы. И в мире, как великолепно сказал наш замечательный классик Федор Достоевский, добро непрерывно борется со злом, а полем их битвы являются сердца человеческие.

Мы могли бы не говорить об этом, поскольку для верующего человека это само собой разумеющийся факт. Но в современном мире бушует безмолвный атеизм, который приучает человека не только к тому, что нет Бога, что нет Царства Света, что нет вечности, но приучает и к тому, что нет сатаны, нет никакой нечистой силы, нет никакой борьбы, нет никакого зла — есть вот только наша жизнь, от которой мы должны взять по максимуму, насладиться ею до конца, а потом — исчезнуть в небытие.

Разумеется, в таком искаженном представлении о мире истины нет и быть не может. Истина же в том, что есть мир вечный, есть добро, и Отцом и Начальником этого добра является наш Господь Иисус Христос. Но есть и зло, которое посеял Денница когда-то — один из светлейших ангелов, который возгордился и восстал против Господа, пошел против Него и сказал: «Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой (...), взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему» (Ис. 14, 13-I4). И был низвержен в ад, в глубины преисподней из пределов Царствия Небесного.

И с тех пор эти бесплотные падшие ангелы мстят человеку, препятствуют ему в восхождении в Царствие Небесное. Кто они такие? Мы говорим, что они когда-то были также бесплотными ангелами света, но из-за своей гордыни и из-за своего желания пойти за Денницей пали. Они бесплотны, не имеют плоти и крови, поэтому им легко войти в живое существо. Они могут тысячами вмещаться в малом пространстве, как мы сегодня видим — в одном человеке может быть не один, а несколько тысяч бесов.

Мы знаем, что они очень умны, потому что были созданы таковыми, дабы исполнять волю Божию. Но ум их, в отличие от ума ангельского, направлен на зло, и они совершенствуются во зле вот уже многие тысячелетия. И поэтому их зло имеет особое ухищрение, особую тонкость, которую человек недуховный не может распознать.

Люди часто думают, что какие-то события происходят в жизни сами собой, без чьего-то участия, или что какие-то темные или горделивые мысли или чувства возникают сами собой, а вовсе не по чьей-то воле. На самом деле зло исходит от дьявола, потому что он — начальник зла. Он лжец, он льстец, его задача — обмануть, прельстить человека, увести от Бога. И мы знаем, как он ухищренно действует.

Некоторые даже посмеиваются и говорят: «Вот, нет дьявола, ничего в этой жизни нет». Да есть! Вспомним беседу преподобного Серафима Саровского с Мотовиловым. Помните, как Мотовилов говорит: «Батюшка, как бы я хотел побороться с бесами!» Отпрянул даже от него преподобный Серафим и говорит: «Что вы, что вы, ваше боголюбие! Вы не знаете, что вы говорите. Знали бы вы, что малейший из них своим когтем может перевернуть всю землю, так не вызывались бы на борьбу с ними!»

Но он не властен, как мы сегодня видим, даже войти в свиней, он спрашивает у Господа разрешения, то есть его воля связана. И Господь только разрешает ему искушать нас в меру наших сил и в пользу нашего духовного роста. Но если бы у него была полная власть над нами, поверьте — не было бы ни земли, не было бы нас. Он очень жестоко и безжалостно расправляется с человеком. Даже тот человек, который хочет поиграться с ним, получает немало. Но если Господь попускает ему войти в человека, то он издевается над таким человеком по полной программе.

Вспомним бесноватого из Евангелия. Привели к Господу бесноватого юношу, когда Господь сошел с горы Фаворской. Помните, как бес его то кидал в воду, желая потопить его, то возжелал, чтобы он прыгнул в огонь, чтобы сжечь его. Власть и задача врага рода человеческого — погубить человека. Может, сначала что-то ему и открыть, потешить его гордыню, обмануть и прельстить его.

Сколько на этом ловится людей, сколько экстрасенсов, колдунов! Вы видели недавно по телевизору Джуну? Какое лицо, только рогов не хватает! Бес во плоти! Озлобленная, потому что она занимается дьявольскими делами. А сколько таких людей, которые занимались экстрасенсорикой, и потом враг посмеялся над ними. А знаете, как посмеялся? Как можно насмеяться над человеком, чтобы он стал скотинкой? Знаете? Отнять у него разум. И очень много людей, которые в 90-е годы занимались астрологией, экстрасенсорикой, занимались в различных академиях целительства, сходили с ума и оказывались в психических больницах, потому что враг рода человеческого, уловив однажды, ни за что не отпустит человека.

Буквально в пятницу была у меня одна женщина, и мы с ней просто сидели и беседовали, и она говорила о своем покойном сыне, воспоминая о том, что, когда ему было 14 лет, его отец рассказал ему об Ангелах добра и ангелах зла. А тот рос в советское время, время безбожия и атеизма, говорит: «А я не верю, папа. Вот бы я хотел с бесом поиграться!»

И говорит, после этих разговоров они с отцом пошли на дачу чинить крышу, и отец ему привязал страховку, будучи моряком, завязав ее на морской узел. Мы знаем, что морской узел никогда не развязывается, легче порваться веревке, нежели развязаться этому узлу. И вот, когда он залез, этот парнишка, на крышу своего дома, а высота была большая — второй этаж, то он увидел, как этот узелочек сам начал развязываться, развязался до конца, и он стал падать. При падении мальчик уцепился за подоконник, рассказывает мать, а потом они подскочили и успели его схватить, чтобы он не разбился насмерть.

Наступил вечер, потом ночь. Он лег, но так как был неверующим ребенком, то не осенил себя крестным знамением, просто лег спать. Закрывает глаза, слышит шаги, и кровать его начинает трястись. Господь попустил врагу рода человеческого с ним поиграться. Он от страха подпрыгивает, бежит к родителям, возвращается назад. Только опять ложится, глаза закрывает, кровать опять трясется, и он на ней подпрыгивает. Так продолжалось до тех пор, пока родители не осенили все вокруг крестным знамением и не окропили комнату святой водой.

Вот с этим злом и приходится нам, дорогие мои, сталкиваться. Порой мы чувствуем, как в нас идет эта противостояние и борьба. И многие люди, которые не ходят в храм Божий, которые оставляют душу свою пустой, привлекают к себе врага рода человеческого. Потому что он поселяется в душах тех людей, которые никогда не исповедуются, не причащаются, не соблюдают пост и не ходят в храм Божий.

Почему мы видим так много злых людей в нашей жизни? Потому что люди, ушедшие от Бога, начинают служить врагу рода человеческого. Почему мы видим матерщинников и курильщиков, которые не могут отстать от сигарет? Почему так много пьяниц и наркоманов? Почему много воровства, убийства, лжи и неправды?

Потому что во многих людях, которые живут без Бога, живет враг рода человеческого, который приносит немалый вред и этим людям, и всему обществу, и даже Церкви Божьей. Мы знаем, сколько людей стремится навредить Церкви, бросая бутылки с зажигательными смесями в сторону храма. Казалось бы, ну какое отношение храм имеет к неверующему человеку? Или священник, или монашествующий, который ходит по этой земле — они тоже никакого отношения не имеют к неверующим людям.

Но неверующий человек, видя храм, священника, икону, монашествующего, возмущается огромной злобой! Сколько ваших неверующих сродников хулят Церковь! Казалось бы, что им сделала Церковь? Ничего. Почему же тогда? А потому что в них живет дьявол, ему не нравится все святое, ему не нравитесь вы, потому что ходите в храм Божий. И тогда враг рода человеческого через ваших бесноватых ближних начинает вам чинить немалые козни. Все эта является основанием хотя бы того, чтобы человек помнил: если он живет с Богом, то благодать Божия живет в нем. И тогда враг рода человеческого хочет ему причинить вред по злобе своей, но не может, потому что он связан этой благодатью Божьей.

Бывает, что люди изгоняют врага рода человеческого из своей души, из своего сердца, когда начинают ездить к богоносным старцам, в Троице-Сергиеву Лавру, и просить, чтобы их отчитали, чтобы старцы за них помолились. За таких людей молятся, их отчитывают, соборуют и причащают; бес уходит из такого человека, тот возвращается домой, и что вы думаете, он идет в церковь? Нет! Он продолжает жить своей обыденной жизнью. И тогда, как говорит нам Священное Писание, бес сначала ходит по безводным и пустынным местам, а потом думает: «Дай-ка я посмотрю то место, где мне так хорошо жилось». Приходит и видит, что дом его чист, и убран, и пуст. И тогда он возвращается, но приводит с собой семь более злых бесов. И тогда этому человеку последнее хуже первого.

Но многие из вас спросят: «А как же тогда нам спасаться от этой нечистой силы?» Ответ нужно искать опять-таки в Священном Писании и помнить о том, что всякое искушение бесовское побеждается следующими средствами. Самое первое и высокое средство, которое мы имеем, это Иисусова молитва, или призывание сладчайшего имени Господа нашего Иисуса Христа. Сам Господь сказал: «Именем Моим будут изгонять бесов» (Мк. 16, 17). В том месте, где произносится имя Божие, нет места всякой нечистоте. Второе великое средство — это крестное знамение. Кто может себя вовремя осенить крестным знамением, тот может быть и спасен, потому что бесы не могут взирать на силу Животворящего Креста, они боятся его, трепещут бо, говорит нам Святая Церковь, не в силах взирать на силу Животворящего Креста.

Один раз преподобному Симеону Столпнику было такое видение: дьявол в виде светоносного ангела приехал к нему на колеснице и говорит: «Симеон! Меня прислал Господь за тобою, чтобы ты был на колеснице восхищен на Небо живым, как Илья-пророк». Соблазнился преподобный Симеон, но прежде чем сделать шаг, он всегда крестился. Он осенил себя крестным знамением, и тут же исчез и бес, и его колесница. Великим средством против нечистой силы является пост и молитва. Всякая нечистота, сказал Сам Господь, побеждается постом и молитвой. Конечно же, мы должны иметь и рассуждение, и размышление, должны иметь смирение, потому что смирением побеждается враг рода человеческого. Сам будучи гордецом, он так возгордился, что хотел подняться выше Господа, поставить престол и быть равным Самому Творцу, будучи Его творением. Конечно же, он побеждается смирением.

К одному подвижнику явился враг рода человеческого и говорит ему: «Я — Архангел Гавриил. Хочу благовествовать тебе волю Божию». Подвижник поднял свои глаза и говорит: «Ты случайно не ошибся? Ты, наверно, не ко мне был послан. Я-то человек грешный. Может, тебе в пустыне поискать другого подвижника?» И от этих слов враг рода человеческого исчез, потому что ему не удалось смутить подвижника. Мы обязательно должны рассуждать, размышлять.

Некоторых очень сильно прельщают, нашептывая им: «Какой у тебя пронзительный взгляд! Какие у тебя руки, они источают божественную энергию. Ты своими руками можешь лечить любого человека...». И люди на это ловятся. Конечно, все это ложь и обман. Так прельщаются многие. Таким образом, враг рода человеческого может прельстить человека. Но мы должны быть мудрыми людьми, зная свое недостоинство, постоянно приучая себя к тому, что мы должны творить молитву и непрестанно себя осенять крестным знамением. Тогда мы сможем победить врага рода человеческого.

Ну, а самое главное, дорогие мои, мы должны воцерковляться и воцерковлять своих детей. И когда мы их видим непослушными, когда мы видим их гулящими, курящими, пьющими и колющими наркотики, — мы должны понимать, что мы не дали им ничего духовного, а бес уже успел в тех юных сердцах и душах сотворить себе жилище. И тогда приходится нам усиленно молиться.

Поэтому похвала тем родителям, которые с детства приводят детей и воспитывают в ценностях церковной христианской жизни. И, конечно, многие скорби будут у тех родителей, которые нежат и лелеют своих детей, не спасая их, не приучая их к молитве, к посту, к осенению себя крестным знамением, — такие дети остаются беззащитны. Будем помнить об этом, будем призывать сладчайшее имя Господа нашего Иисуса Христа, с которым будет победа во веки. Аминь.



протоиерей Алексей Ладыгин