Две крайности ярко проявляются в наше время, в том числе и в духовной жизни, – бесчувственность и сверхчувствительность. Последняя особенно свойственна молодежи, считает митрополит Лимасольский Афанасий. В беседе с прихожанами он размышляет о том, откуда происходит чрезмерная чувствительность.
«Когда мы пытаемся познать себя, есть опасность столкнуться с двумя вещами, – говорит владыка, – либо начать судить себя слишком сурово, теряя всякую надежду от самоуничижения, либо смотреть на себя бесчувственно, оправдывать во всем – «У меня нет особых проблем! Я не такой, как другие люди!».
Чрезмерная чувствительность, как и равнодушие, не дают видеть вещи такими, каковы они есть, а значит – препятствуют жизни с Богом. Что можно этому противопоставить?
О сверхчувствительности молодых
– Молодым людям сегодня свойственна сверхчувствительность. Это выражается бесчисленными вопросами «почему» и «зачем». Почему я так сделал, почему я так подумал? Зачем я буду делать то или это? Почему меня отвергают другие, почему они не обращают на меня внимания? Почему такой-то не поблагодарил меня, почему он мне этого не сделал, того не сделал? Эти бесконечные вопросы нас преследуют и мучают.
Все, что происходит у нас внутри, можно распознать по результатам: если твой стиль общения с людьми, твой образ мыслей приносит плохие плоды, беспокойство, безнадежность, отчаяние, либо вызывает раздражение и гнев, значит, что-то не так у тебя внутри, присмотрись.
Например, сверхчувствительность бывает проявлением нездорового эгоизма. Что можно противопоставить такому? Можно, смирившись, эти же вопросы задать себе: «Хорошо, он меня не любит. Но неужели я так достоин того, чтобы все меня любили? А я сам разве всех люблю? Даже если мое сердце сгорает от любви ко всему миру, разве кто-то обещал, что и весь мир будет в ответ любить меня?». Как говорил старец Паисий, «одни нас любят, а другие – любят чуть меньше». Он не хотел говорить – «ненавидят», поэтому говорил – «любят чуть меньше». Такое расположение помогает вернуть мир душе.
Если бы мы сами были лучше, были бы совершенными, какими подобает быть чадам Божиим, то другим людям не было бы с нами сложно. Поэтому если кто-то говорит: «Твое поведение меня беспокоит, ранит», не будем отвергать его слова, задумаемся. Если сочтем, что они справедливы, постараемся исправиться, а если это невозможно, со смирением скажем: «Прости, я не могу ничего поделать, не получается сделать так, как ты хочешь», а потом оставим это в руках Божиих.
Признаки смирения
Смирение, которому учит Церковь, – это не просто спокойный характер. Смирение – это когда ты понимаешь свои ограничения, действуешь свободно, с уважением к другому человеку, веря, что можно все преодолеть вместе с Богом, укрепляющим нас. Когда есть смирение, не пугают неудачи и не мучает перфекционизм.
Порой мы терзаем себя, бросаясь в крайности, – сперва желаем слишком быстро и резко измениться, а потом, видя, что это невозможно, впадаем в отчаяние. Но один из признаков смирения – умение вовремя отступить от какого-то дела или образа мыслей, если видишь, что они ложны. А если ты продолжаешь упорствовать, то одно зло потянет за собой другое, придет мрак, безнадежность и тревога.
Ошибки мы часто делаем от недостатка рассудительности, когда не соизмеряем дело со своими силами. Я знаю, например, что эта сумка весит 50 килограмм, и я могу ее поднять. А если она весит 51 килограмм, то не стану этого делать, потому что не смогу. То же и в духовной жизни. Если человек говорит: «Я не боюсь искушения, для меня это не опасно, я не согрешу». Это показывает его незрелость и глубокий эгоизм, который говорит, что ты все можешь и все знаешь, и не принимаешь в учет ни обстоятельств, ни своих ограниченных сил. Как ты можешь быть уверенным, что не падешь? Гиганты духа – и те опасались падений!
Преувеличивать свои грехи так же опасно, как и не замечать их
Сверхчувствительность бывает не только от эгоизма, порой ее источник – определенный тип характера. Такой человек все преувеличивает.
Когда сверхчувствительный человек смотрит на свои грехи, у него десять сантиметров превращаются в тысячу! Приходит безнадежность, которая пытается человека погубить: показать все черным, внушает, что единственный исход – катастрофа. На самом деле все не так: да, грех – это травма, которая приносит боль, но она имеет свои пределы.
Старец Паисий в шутку говорил молодым ребятам, которые даже самую незначительную вещь воспринимали трагично: «Давай-ка, сходи к бакалейщику в Кареас и купи килограмм здоровой восприимчивости, чтобы некоторые вещи не принимать внутрь себя».
Помню, на Святой горе одного священника, молодого тогда. Однажды его послали причащать людей в миру, и Святые Дары упали на землю. Он поддался панике, был полностью разбит, повторял: «Я не смогу больше служить, буду простым монахом!» Ему посоветовали сходить к старцу, который 70 лет прожил на Святой горе. «Деточка, послушай, – сказал тот. – Конечно, это не хорошо. Но с каждым из нас такое может произойти. Если Богу было бы угодно, чтобы Ему служили ангелы, то Он бы поставил священнослужителями ангелов, и они бы все делали совершенно, ангельски. Прими то, что ты – человек. Как и все остальные. У нас дрожат руки, ноги, иногда мы плохо видим. Да, ты совершил ошибку, но не делай ее бесконечной».
Итак, пусть даже не осталось ни одного греха, который бы ты не совершил, есть то, чего никто не сможет тебя лишить (только если ты сам не пожелаешь). Это двери покаяния, в которые можно войти через смирение. Что бы ни произошло – есть решение. Для всех существует спасение – Христос. Помните, что омрачить, запутать человека, лишить его сил и надежды хочет Дьявол. Христос никогда не скажет тебе: «Знаешь, ты поступил плохо, и уже ничего не поделаешь». Христос и в Рай первым ввел никудышного человека – убийцу, и сама мысль об этом сокрушает все наши стереотипы!
~ митрополит Афанасий Лимасольский
miloserdie.ru