Преподобный Стефан Махрищский, один из многих почитаемых русских святых, являет собой «ревнителя православия и наставника чистоты, ищущим спасения. Он явился основателем Троицкого Стефано-Махрищского монастыря, расположенного недалеко от Троице-Сергиевой Лавры, и его обитель стала одной из многих святых обителей Северо-Восточной Руси, вошедших впоследствии в сеть пустынных монастырей школы преподобного Сергия.
Выбор данной темы нашего исследования не был случайным. Представляется интересным показать взаимосвязь местного монашества с Троице-Сергиевой Лаврой на примере отношений духовных братьев, поскольку учение монаха-пустынника, ушедшего от мира в пустынь, оказало на мир воздействие огромной преображающей силы, в том числе и на преподобного Стефана. Он, в свою очередь, явился духовным наставником монашеской жизни в нашем крае и за его пределами, непосредственно способствуя возникновению пустынных монастырей.
Показательно, что Троицкий Стефано-Махрищский монастырь на протяжении всего дальнейшего своего существования, вплоть до сегодняшнего дня постоянно находился и находится в тесном соприкосновении с Сергиевой обителью. Определить, а по возможности и прокомментировать наиболее важные моменты взаимоотношения двух святых обителей и является целью нашего исследования.
Наиболее существенными источниками в изучении данной темы оказались жития святых: житие преподобного Сергия Радонежского, написанное Епифанием Премудрым, Стефана Махрищского, Григория и Кассиана Авнежских, сохранившихся в списках XVI в. Самая ранняя, дошедшая до нас редакция жития святого появилась почти через полтораста с лишним лет после смерти святого.
Основатель Махрищской обители Преподобный Стефан начало своему иноческому житию положил в Киево-Печерской Лавре. Достаточно зрелым, с определенным запасом знаний, опытом монашеской жизни св. Стефан в годы гонения на православие при короле польском Казимире вынужден был покинуть Киев. Преподобный Стефан направился на север Руси к Москве. Получив разрешение на поселение в пустыне в пределах московского княжества, Стефан прежде всего направился, видимо, в обитель Сергия Радонежского. Встреча двух святых была просто неизбежна. В службе Стефану Махрищскому XVI-XVII вв. преподобный Стефан назван собеседником прп. Сергия.
В то время Троице-Сергиев монастырь становится оплотом духовной мощи нашей земли. Высокая добродетельная жизнь преподобного сделалась известной не только в России, но и за пределами нашего государства. Именно преподобного Сергия выбрал Стефан себе в собеседники, поскольку он привлекал и вдохновлял его мудрым, глубоко назидательным словом и примером. Жажда совершенного уединения влекла преподобного Стефана в безмолвие пустыни. Таким образом, в 35 верстах от Сергиевой обители, в волости Кинельской, в лесном урочище, именуемом «Махрище», появилась пустынь с устоями во многом сходными с устоями и Киево-Печерской Лавры, и Троице-Сергиева монастыря: служение Богу, скромность, нестяжание, постоянный физический труд.
Преподобный Стефан - Махрищский подвижник
|
Преподобный Стефан, так же как и преподобный Сергий Радонежский, представлял собой основной тип русского монашества, как он сложился еще в Киеве XI в. В них обоих проступает образ Феодосия Печерского. Феодосия напоминают и телесные труды преподобных, и сама их телесная сила и крепость и «худые ризы». Смиренная кротость – основная духовная сила личности святых Стефана и Сергия.
Когда к св. Стефану собралось достаточное количество иноков, он построил храм «в славу Живоначальная и неразделимая Троица», братские келии и общую трапезу. Митрополит посвятил его в игумены и в иеромонаха. Это было, вероятно, в 1354-1358 гг., по житию – св. Стефан посвящен митрополитом Феогностом, но так как Феогност умер прежде великого князя Иоанна, то посвящение его в игумены было при митрополите Алексии.
В монастыре был введен общежительный устав. И одним из значимых деяний Стефана Махрищского, так же как и Сергия Радонежского, является восстановление общежития. Троицкий Стефано-Махрищский монастырь становится достойным сотрудником святой обители Сергия, и преподобный Стефан проповедовал иноческое служение не словами, а делами.
Не только близость расположения двух монастырей и близость уставов, но и духовная дружба связывала преподобного Стефана и Игумена земли Русской преподобного Сергия. Преподобный Стефан принимал в своем монастыре преподобного Сергия. Описание этой встречи имеется и в обоих житиях святых. Сопоставляя оба рассказа, мы получаем содержание происходивших событий. Когда на преподобного Сергия воздвиглась внезапно буря искушений в его собственной обители от родного брата, он решил удалиться из монастыря. И скорее всего, не случайно св. Сергий пришел в Махрищскую обитель, именно там он мог встретить понимание и поддержку.
Узнав о прибытии Сергия, преподобный Стефан велел ударить в било и со всей братией вышел навстречу к нему. Пробыв в обители несколько дней, преподобный Сергий с иноком Симоном отправился дальше в путь и на берегу р. Киржач по благословению митрополита Алексия положил основание Благовещенской обители, в которой прожил около трех лет.
Святой Стефан встречает преподобного Сергия в Махрищском монастыре
|
Важно то, что каждый вновь основанный Сергием и его последователями монастырь был ростком будущего города. Вокруг монастыря возникал поселок, селились ремесленники, приезжали купцы.
Преподобного ожидала судьба во многом сходная с Сергиевой, хотя по другим причинам. Стефан с Григорием отправились в вологодские земли. Около 1370 г. преподобные основали новую Авнежскую обитель.
Далеко разнеслась слава о новом монастыре. Достигла она и князя Дмитрия Ивановича, приславшего на устроение обители богатые вклады (а Стефану повелел явиться в Москву). По великому уважению к святому старцу великий клязь пожаловал Махрищской обители многие урочища, озера и реки, указав Стефану снова вступить в управление ею.
Преподобный Стефан, так же как и преподобный Сергий, вернулся в свою обитель, к искренней радости братии. Несомненно, это возвращение было огромной победой, но победой простой и тихой, без насилия. И действия преподобных были не как начальников, а как святых. И этим они освятили еще больше свой облик, вознеся и само православие, предпочтя внешней дисциплине – свободу и любовь.
Преподобный Сергий был родоначальником нового направления монашеской жизни, а преподобный Стефан его достойным последователем. Изучая и сравнивая жития преподобных, мы находим между ними много общего, духовную взаимосвязь, и видим, насколько влияние Сергия было огромным и всеобъемлющим, что и позволило отнести преподобного Стефана к плеяде последователей.
Возвратясь в Махру, Стефан продолжил духовную жизнь, как жил всегда. Предчувствуя приближение кончины, преподобный собрал братию, преподал им последнее наставление, как проводить богоугодную жизнь, облекся в великую схиму и 14 июля 1406 г. предал дух Господу.
Свято-Троицкий Стефано-Махрищский монастырь
|
При игумене Варлааме (1557-1570 гг.) совершилось обретение мощей святого Стефана, и он составил службу и житие преподобного, которые представил царю Ивану Васильевичу и митрополиту Макарию. Причисление Стефана Махрищского к лику святых относится к времени от Макарьевских Соборов 1547 и 1549 гг. до учреждения Св. Синода (1721).
Со времени основания Махрищского монастыря постоянно существовала неразрывная связь с Троице-Сергиевой Лаврой: в 1615 г. по указу царя Михаила Федоровича обитель поступила в ведомство Троицкой Лавры вместе с монастырем Авнежским.
В 1923 г. монастырь был закрыт. В 1993 г. епископом Владимирским и Суздальским Евлогием на территории монастыря был водружен деревянный крест в честь 600-летия со дня представления преподобного Сергия, бывавшего в этой обители. Вслед за этим в разрушенном корпусе, примыкавшем к храму апостолов Петра и Павла, поселились первые насельницы со старшей сестрой монахиней Елисаветой (Жегаловой), ставшей вскоре их настоятельницей.
И до сего времени не ослабевает влияние Лавры на Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь, основателя которого можно поставить в один ряд крупных духовных и политических деятелей таких, как Сергий Радонежский, Кирилл Белозерский, Стефан Пермский.
Источник: Е. В. Соснина. Троице-Сергиева Лавра в истории, культуре и духовной России. М.: Покров, 2000. – С. 70-84.