• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Поминовения
  • Таинство Крещения
27 февраля 2023 года

Преподобный Марон Пустынник и его город

Значительную часть мирового культурного наследия Сирии представляют храмы и монастыри, история которых уходит в глубину веков. Когда-то величественные святыни определяли жизнь целых городов, развивавшихся вокруг них. Останки этих архитектурных памятников до сих пор красноречиво свидетельствуют о великих христианских подвижниках, живших на земле Ближнего Востока. О значении древнего города Брада, близ которого подвизался преподобный Марон Пустынник, об истории этой местности и ее современном положении рассказывает уроженец Дамаска, член Антиохийской Православной Церкви, филолог Фади Мфарредж.

Святой Марон – отшельник, монах и священник, живший на севере Сирии в V веке († до 452 г.), считается одним из самых известных сирийских подвижников. Память преподобного Марона совершается 14/27 февраля. Следует заметить, что имя «Марон» в Сирии очень распространено, и его носили еще несколько прославленных святых. Но ниже речь пойдет только о преподобном, чье житие описано епископом Феодоритом Кирским.

О жизни и деятельности святого Марона повествует епископ Феодорит Кирский в книге «История избранных Богом», написанной им около 423 года. Также сохранилось письмо святителя Иоанна Златоуста, адресованное святому Марону в начале V века «От Иоана Златоуста аскету и священнику Марону» (около 401-407 гг). О подлинности и самом факте существования этого письма среди церковных историков ведутся споры, и их разрешение можеть стать единственным достоверным ответом на вопрос, был ли Марон священником.

Святой Марон родился во второй половине IV века, был сирийцем по языку и национальности. Он жил в пределах северного региона Сирии, также называемого Аль-Джавфа, столицей которого в то время была Антиохия. В юности Марон оставил мирскую жизнь и удалился отшельником на гору в районе Кира к северо-западу от города Алеппо. Он освятил заброшенный языческий храм на вершине этой горы, где когда-то местные язычники совершали ритуалы поклонения своему богу – Набу (месопотамское божество).

Преподобный вел очень аскетичный образ жизни. Для себя он построил небольшой шалаш, покрытый шкурами животных, в котором  укрывался лишь во время особо сильного снегопада или дождя. Вскоре слава о подвижнике широко распространилась среди жителей окрестных сел и городов, они стали приходить послушать его проповедь и учение, а также посмотреть на чудеса исцелений и изгнания нечистых духов, которые совершал Марон.

Как писал блж. Феодорит Кирский, «Марон врачевал не только телесные болезни, но исцелял и души: одного он излечивал от любостяжания, другого – от гнева, третьему внушал целомудрие, четвертому преподавал уроки справедливости, в пятом обличал невоздержание, а шестого пробуждал от лености».

Преподобный Марон Пустынник
Сирийская икона
Русская икона

Как учил своих последователей святой Марон, всё в этом мире напрямую связано с Богом, а Бог соединим с каждой вещью в физическом мире. При этом преподобный Марон не разделял мир физический и мир духовный – для него мир физический лишь сильнее доказывал духовную связь с Богом.

Вскоре там, где молился преподобный Марон, была сооружена небольшая церковь. При этом сам отшельник всё время проводил не в ней, а в молитвах под открытом небом: и в дождь, и в снег, и под горячими лучами солнца. По слову блаженного Феодорита, эта новая форма аскетизма захватила Сирию и Ливан, и у отшельника Марона появились тысячи последователей.

Феодорит Кирский сообщает, что «…по кончине святого Марона между окрестными жителями произошла ожесточенная битва с целью захватить его тело, и близлежащий город был переполнен людьми». Эти события относятся к городу Брад, который был административным центром на севере Сирии. Он расположен в трех километрах к югу от горного хребта, в ареале которого находится множество христианских и языческих памятников. Реликвии, обнаруженные при раскопках в Браде, могут сообщить многое о почитании христианских святых в северной Сирии.

Для погребения мощей святого Марона жители города Брад построили небольшую церковь, примыкающую к величественному Юлианскому храму. Церковь имела квадратную форму с апсидой и была сложена из камней. Диаметр каждого камня составляет 1 метр 10 сантиметров. Очевидно, некоторые камни были перенесены с близлежащего языческого капища, что свидетельствует о духовном влиянии святого отшельника на его окружение: преподобный Марон имел добродетель преобразовывать идолопоклоннические капища в храмы, где прославлялся Господь. Пол в храме был украшен мозаикой с надписью на греческом языке, которая гласит, что «к северу от сего места находится каменная гробница, в которой погребен святой Марон». Сирийские христиане на протяжении столетий чествовали преподобного Марона, поклоняясь его мощам.

Позднее вокруг храма возникла монашеская обитель, впоследствии достигшая большого значения и процветания. Согласно древним источникам, в начале второго тысячелетия христианской эры число ее насельников достигало 800 человек. Из-за частых набегов обитель подвергалась разграблениям и разрушению, но регулярно отстраивалась и пополнялась новыми монахами вплоть до конца византийской эпохи. 

Немного расскажем читателю о самом городе Брад. Слово «Брад» на сирийском языке означает «холод». Также Брад известен в греческих текстах как «Кефро Брада». По мнению русского историка Георгия Чаленко, история возникновения города восходит к II веку. Поселение возникло вокруг языческого храма и активно развивалось в начале III века. Археологические раскопки свидетельствуют о том, что в городе была гостиница, и в тот же период был построен район для богатых людей: просторные виллы, окруженные садами, а также огромный мавзолей и римские бани, старейшие в этом регионе. Город Брад еще известен тем, что здесь в 402 году была возведена церковь, являющаяся второй по величине во всей северной Сирии после церкви святого Симеона аль-Амуди (Симеона Столпника) в Алеппо. Гора Симеон, связанная с подвигом святого Симеона Столпника, находится всего в шести километрах от Брада.

   
Руины монастыря святого Марона

Брад особенно процветал в византийскую эпоху, затем наступило время запустения. Теперь сам город занимает небольшую площадь, скорее это древняя сирийская деревня, считающаяся частью Забытых городов (другое название – Мертвые города [1]). Население Брада сейчас составляет около пятисот человек, проживают там только курды-мусульмане. Брад расположен в сорока километрах к северу от Алеппо и административно входит в состав Алеппского городского округа. С 2004 года это место снова стало посещаемым, и причина заключалась в признании города Брад официальным местом почитания преподобного Марона Пустынника, которое сделала Маронитская архиепископия Алеппо.

Meстонахождение мощей святого Марона до сих пор точно неизвестно. Согласно одним источникам, мощи преподобного Марона находятся в сирийском городе Эр-Растан в провинции Хомса; по другим – в селении Брад к северу от города Алеппо. Часть мощей (глава) святого Марона в Средние века была увезена крестоносцами в  Италию, в город Фолиньо, где до сих пор хранится в серебрянном сосуде, выполненном в виде бюста преподобного.

В 2013 году в дар Русской Православной Церкви была передана частица мощей, которая теперь находится в московском храме преподобного Марона Пустынника Сирийского в Старых Панех на Якиманке.

До начала сирийской войны район, где находились руины монастыря святого Марона, был местом масштабного паломничества христиан со всего мира. Были подготовлены проекты восстановления монастыря, сообразного древнему, с комплексом паломнических служб при нем. Война помешала осуществлению этих планов.

Археологические останки монастыря располагаются на территории, контролируемой вооруженными формированиями в округе Идлиб, которые в настоящее время находятся в состоянии войны с сирийским государством. Большинство информационных источников сообщают, что этот район подвергся большим разрушениям и разграблению древних памятников. Реальные потери невозможно оценить до тех пор, пока не прекратятся боевые действия и не воцарится мир на нашей земле. Об этом мы постоянно молимся и просим молитвенной поддержки у всех христиан. 

Молитва преподобному Марону, пустыннику Сирийскому

О, возлю́бленная и свяще́нная главо́, преподо́бне и Богоно́сне о́тче наш Ма́роне! Назира́й свы́ше ми́лостивно нас гре́шных, и моли́ся Всеще́дрому Влады́це и всех благ Пода́телю Бо́гу о соблюде́нии страны́ на́шея. Бу́ди же моле́бник и о нас гре́шных. К стра́шному Го́споду Савао́фу честны́я своя́ ру́це в час сей простри́, и от Него́ ми́лость и щедро́ты испроси́, и приими́ ны во свое́ хода́тайство и заступле́ние, от всех бед и лю́тых боле́зней нас сохрани́, и от вся́ких страсте́й свободи́, и от нестерпи́мыя и неутиши́мыя огне́вицы и тряса́вицы моли́твами твои́ми изба́ви нас и от нападе́ния бесо́в, от ви́димых и неви́димых враго́в соблюди́, и согреше́ниям на́шим проще́ние испроси́, и спасе́ны Христу́ предста́ви ны, и ми́лостивно, в день Стра́шнаго Суда́, с ра́достию предста́ти нам пред лице́м неизрече́нныя сла́вы Его́, и ми́лостивное призва́ние в Ца́рство Небе́сное от Него́ услы́шати, и в неизрече́нней ра́дости зре́ти пресла́вную Его́ лица́ добро́ту сподо́би благода́тию и человеколю́бием Го́спода Бо́га и Спа́са на́шего Иису́са Христа́. Я́ко держа́ва Его́ благослове́нна и препросла́вленна, со Безнача́льным Его́ Отце́м и Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.



Фади и Александра Мфарредж

[1] Мертвые или Забытые города – группа из 700 заброшенных поселений на северо-западе Сирии между Алеппо и Идлибом. В поселениях хорошо сохранились архитектурные остатки жилищ, языческих храмов, церквей и т. п.

monasterium.ru