11/24 августа 1681 года - день преставления преподобного Корнилия Александровского, мощи которого почивают в Троицком соборе Успенского женского монастыря г. Александрова.
Преподобный Корнилий родился в начале XVII столетия. Родители его — Игнатий и Евдокия — были купцами и жили близ Москвы, в Троицкой слободе. В святом Крещении они нарекли своего сына Космой.
Отданный в научение грамоте, он прилежно изучал Священное Писание и другие душеполезные книги, навыкая обращать ум свой к Богу. Косма очень рано познал сладость и радость молитвы к Богу, Божией Матери, святым угодникам Божиим. Отрока не по возрасту украшали смирение, кротость, уединение и безмолвие.
Достигнув 23-х лет от роду, Косма решил отречься от мира и от всего, что в мире. В московском Чудовом монастыре он принял ангельский образ с именем Корнилия и прожил там пять лет.
Ища более совершенного жития, он перешел во Флорищеву пустынь, тогда уже известную строгостью своего устава. Угождая единому Богу, блаженный Корнилий ревностно подражал в подвигах древним и новым устроителям монашества. Монастырские богослужения стали для Корнилия лучшей духовной средой жизни.
Благочестивая и праведная жизнь Корнилия, приобретенная духовная опытность и кротость сильно влекли к нему боголюбивых людей – монахов и паломников, желавших получить себе назидание. Враг воспользовался этим и внушил настоятелю обители недоброжелательство и зависть к нему, как почитаемому братией монастыря. С присущей ему кротостью терпел преподобный гонение и не стал оправдывать себя перед людьми. Случившееся скорби он воспринял как Промысел Того, Кому посвятил он свою жизнь, предназначенные для исправления и спасения его души.
Наставляемый Богом, блаженный подвижник, по слову апостола, дал место гневу, оставил Флорищеву пустынь и пришел на жительство в основанный преподобным Лукианом монастырь, слава которого широко распространилась тогда.
Пожив довольное время в обители, и проникнувшись большим уважением к трудам и подвигам святого ее первоначальника, Корнилий пожелал навсегда остаться в этом месте, освященным благоволением и чудесами Божией Матери и захоронением святых мощей преподобного Лукиана, чтобы далее совершенствоваться в духовном делании своем, следуя заветам своего предшественника.
Братия вскоре увидела в преподобном Корнилии достойного преемника преподобного Лукиана и продолжателя его традиций, и стала молить его быть им пастырем и начальником. После усердных молитв к Пресвятой Богородице, он согласился на просьбы братии стать их игуменом, почитая, тем не менее, в глубине души себя недостойным этого. В 1657 году он был рукоположен в иеромонаха и стал исполнять обязанности строителя.
Корнилий не оставлял также без внимания инокинь Успенского монастыря, основанного святым Лукианом, подавая им милостыню и утешая в скорбях. Игумения монастыря с сестрами тоже стала молить блаженного Корнилия быть их пастырем. Тот, увидев искренность их моления, опять уразумел тут волю Божия, и с того времени окормлял два монастыря, как и святой Лукиан.
В 1658 году Патриарх Никон утвердил преподобного Корнилия в звании строителя Лукиановой пустыни и возложил на него управление обеими обителями, мужской и женской. Духовную власть преподобного в обоих монастырях видели в добром примере его жизни. Самые трудные обстоятельства не могли изменить прежних подвигов святого. Он сподобился от Бога особых благодатных дарований и отличался глубоким рассуждением, учительностью в действиях и поступках.
Вскоре святой старец стал для иноков и окрестных жителей большой духовной опорой. Все повиновались своему духовному отцу, как ангелу Божию и истинному наставнику, без его благословения никто ничего не делал. Преподобный сам устраивал монастырские службы, уча иноков и инокинь необходимому мастерству. Сугубую ревность являл он о церкви Божией, учил церковному пению, малограмотных — чтению, всячески наставляя паству свою почитать Церковь как место спасения.
Как евангельский добрый пастырь опекал и обучал преподобный Корнилий свое словесное стадо духовным наукам жизни. Он постепенно отучал от мирской жизни, от привязанности к ее прелестям и сладостям. Из бытовых вещей он повелевал иметь самое необходимое. Но самым главным Преподобный считал то, чтобы насельники с радостью жили в обители, как небесной пристани, и неисходно в ней пребывали. Преподобный с большим участием творил попечение о сиротах и убогих. Для странников и нищих святой повелевал всегда устраивать в обители трапезу, уча почитать в них Самого Христа.
По молитвам преподобного Корнилия, благодаря его неустанным заботам обе обители значительно расширились и укрепились. Их благоустроение он проводил на средства щедрых благотворителей из членов царской семьи, князей, бояр, на вклады самого Государя.
Так в Лукиановой пустыни несколько раз возводились новые деревянные церкви вместо ветхих, а в 1680 году преподобный заложил каменный храм Богоявления с приделом великомученика Феодора Стратилата, строительство которого было закончено уже при его преемнике по настоятельству. Однако диавол не оставляющий в покое истинных угодников Божиих, вооружил на святого некоторых их братий Лукиановой пустыни, которые начали роптать. Но святой все терпел и переносил с кротостью.
Игумения Анисия, услышав о недовольстве братии Лукиановой пустыни, поехала в Москву к Патриарху Иоасафу. Она молила Первосвятителя преподать благословение на пребывание преподобного Корнилия в Успенской обители, в связи с вопросами ее духовной жизни, да и строительства в ней, что Патриарх и утвердил своей грамотой.
С того времени старец не оставлял Успенской обители, продолжая с неослабным вниманием заботиться и о Лукиановой пустыни. Более двадцати лет подвизался блаженный Корнилий в устроении обителей, основанных преподобным Лукианом, труды его в развитии и укреплении местного монашества, поистине, исключительны.
Живя в большом воздержании, среди неусыпных молитв и трудов, превозмогая многие болезни, святой достиг глубокой старости, но ревность и бодрость духа не оставляли его до самой кончины, которая последовала 11 (24) августа 1681 года. Честные мощи его погребли в склепе под алтарем Троицкого Собора Успенского монастыря.
Память святого издавна почиталась и в распространенных им обителях, и местными жителями: ежегодно в день преставления преподобного Корнилия у надгробия над его мощами при большом стечении народа совершалась панихида. Христолюбивый люд притекал к благодатным мощам святого старца со своими нуждами и скорбями и в другие дни.
В 1982 году преподобный Корнилий Александровский был прославлен в Соборе Владимирских святых.
В 1995 году святому была составлена служба, акафист, написано житие и икона. В мае того же года обретены честные мощи преподобного, которые Господь сохранил от тления и поругания.
Мощи преподобного Корнилия с этого времени почивают в Троицком соборе Успенского женского монастыря г. Александрова.
Преподобне отче Корнилие, моли Бога о нас!
slpustin.ru