• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Поминовения
  • Таинство Крещения
17 декабря 2023 года

Преподобный Иоанн Дамаскин

4/17 декабря совершается память преподобного Иоанна Дамаскина – смиренного монаха подвижника, просвещенного богослова и борца с ересями, а также выдающегося поэта-гимнографа, создавшего в числе прочих такие непревзойденные образцы богослужебной поэзии, как Пасхальная служба и канон на Рождество Христово.


Преподобный Иоанн Дамаскин родился в конце VII века в Дамаске, главном городе Сирии в то время, столице халифата Омейядов. Он происходил из знатной семьи, известной христианским благочестием. Его отец, Сергий Мансур, был распорядителем казны у дамасского халифа и употреблял свое влияние при дворе ко благу Церкви Христовой. Воспитание и образование Иоанна и его сводного брата Космы (впоследствии епископа Маюмского) Сергий поручил ученому благочестивому иноку Косме из Калабрии, которого выкупил из плена.

Успехи воспитанников скоро оправдали доверие, оказанное иноку благочестивым мужем. Согласно житию, "Благодаря превосходству их дарований и ревности, они в короткое время овладели всем труднейшим знанием, как грамматикой, так и диалектикой и искусством доказательств. В нравственной же философии они преуспели настолько, что не только украсили свой ум учением, но и смирили душевные страсти."

После смерти отца Иоанн сделался наследником его состояния и вскоре стал одним из ближайших советников халифа. Среди государственных занятий Иоанн находил время для написания ряда догматических и полемических творений. Он вступил в борьбу за православие с монофизитами и написал против них пространное обличение от лица Дамаскского архиепископа Петра. Вероятно, там же, в Дамаске, было написано святым Иоанном и краткое сочинение «О правом образе мышления», в котором он излагает основы православного христианского вероучения.

Между тем в 726 г. у Церкви появился новый враг – иконоборчество, вдохновляемое и поддерживаемое византийским императором Львом III Исавром. Новая ересь быстро распространилась по всей Византии и за ее пределами, и скоро ревнители чистоты православного учения выступили в защиту истины. Среди них первым был преподобный Иоанн Дамаскин, который видел в иконоборчестве лжеучение, противное самой сущности христианства.

Сразу после появления указа Льва Исавра, в котором тот запрещал почитание святых икон (726 г.), Дамаскин написал свое первое вдохновенное слово «Против отвергающих святые иконы» и послал его в Константинополь: «Нам, всегда чувствующим свое недостоинство, прилично было бы молчать и исповедовать Богу грехи свои. Но так как... я вижу, что Церковь... волнуется и смущается под безудержным натиском лукавых духов..., я решил говорить, высоту царей не полагая выше истины... ».

Второе и третье Слова были написаны Дамаскиным после 730 г., когда император указом не только запретил писать и поклоняться иконам, но и велел истреблять их как в храмах, так и в частных домах. Послания Иоанна с жаждой читали в Константинополе и в других местах: «немощные были поддержаны ими в православии, а сильные укреплялись в силе».

Творения Иоанна Дамаскина  «Против отвергающих святые иконы» до сих пор считаются лучшими из того, что когда-либо было написано в защиту иконопочитания.

Прп. Иоанн Дамаскин. Фреска храма Протатон на Афоне.
Конец XIII в. Иконописец Мануил Панселин

Жизнеописания преподобного свидетельствуют, что император Лев не оставил без отмщения своего обличителя. Не имея возможности действовать против св. Иоанна открыто, он прибег к хитрости и оклеветал его перед халифом в политической измене. Халиф немедленно приказал отстранить Иоанна от должности и отсечь кисть правой руки. Преподобный стал молиться  Пресвятой Богородице и просить исцеления, которое Она и подала ему. По чудесном исцелении проявились способности Иоанна как поэта и песнотворца: он написал свою знаменитую песнь, посвященную Богородице - О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь…

После случившегося Иоанн не остался в Дамаске – он раздал свое имущество бедным и вместе со сводным братом Космой удалился в отличавшуюся особенной строгостью монашеской жизни Лавру святого Саввы Освященного близ Иерусалима.

В монастыре Дамаскин прошел весь узкий путь монашеской аскезы: послушание, отсечение воли, смирение. Тогдашний игумен Лавры Никодим передал его старцу, простому и строгому иноку, который наложил на Иоанна заповедь ничего не делать по своей воле, непрестанно пребывать в молитве, изгонять из души всякий образ мирской жизни и запретил даже писать что-либо.

Между тем, один монах, лишившись близкого родственника, усердно просил Иоанна написать ему что-либо в облегчение скорби. После долгих колебаний Иоанн согласился и написал те умилительные песнопения, начинающиеся словами «Кая житейская сладость пребывает печали непричастна», которые и теперь поются при погребении усопших. Однако заповедь старца была нарушена, и тот изгнал Иоанна из кельи.

После долгих уговоров всей братии старец согласился принять Иоанна обратно с тем условием, чтобы тот собственноручно вычистил все нечистые места обители. Иоанн поспешил исполнить волю старца, но тот, тронутый таким смирением, остановил его и, облобызав, сказал: «О, какого великого подвижника блаженного послушания родил я во Христе». А через некоторое время, получив особое извещение Богоматери, старец благословил Иоанна на написание как церковно-поэтических, так и богословских сочинений.

Пещера прп. Иоанна в Лавре св. Саввы Освященного
Фото протоиерея Игоря Пчелинцева

Иерусалимский Патриарх Иоанн V (706–735), в юрисдикции которого находилась Лавра св. Саввы, вызвал Дамаскина в Иерусалим и рукоположил во пресвитера с тем, чтобы он был проповедником при храме Воскресения. В этой должности св. Иоанн пребывал некоторое время и именно тогда произнес все известные нам Слова и Беседы. Вероятно, после последовавшей вскоре смерти Патриарха Дамаскин возвратился в обитель, где продолжал подвизаться в аскетическом делании и богословских трудах.

Почил  Иоанн «в мире и глубокой старости» 4/17 декабря, когда и совершается память его. Год его кончины точно не известен8, но очевидно, что он скончался ранее 787 г., так как на VII Вселенском Соборе преподобному Иоанну вместе с патриархом Константинопольским Германом и Георгием, епископом Кипрским, была провозглашена вечная память:

«Герману православному вечная память.
Иоанну и Георгию вечная память.
Проповедникам истины вечная память.
Троица прославила троих, коих рассуждениям да сподобимся последовать,
милосердием и благодатию Первого и Великого Архиерея Христа Бога нашего,
предстательством Пренепорочной Владычицы нашей Святой Богородицы и всех Святых».

Святые мощи Иоанна Дамаскина были перенесены  в Константинополь при императоре Андронике II Палеологе (1282–1328 гг.).

Прп. Иоанн Дамаскин. Фрагмент. Крит, 1585 - 1591 гг.
Иконописец Михаил Дамаскин

В своих многочисленных творениях, которые навсегда останутся источником истинного благочестия, ортодоксального богословия и церковного просвещения, преподобный Иоанн Дамаскин выступает и как догматист, излагающий систему христианского вероучения, и как моралист, раскрывающий величие и силу добродетелей и вред пороков, и как полемист, ревностно и безбоязненно боровшийся и силой слова побеждавший несториан, монофизитов, иконоборцев и мусульман, и как экзегет, составивший комментарии на все послания апостола Павла, и как вдохновенный поэт-гимнограф, которому принадлежат такие непревзойденные образцы богослужебной поэзии, как Пасхальная служба, каноны на Рождество, Богоявление, Вознесение и др., и, наконец, как крупный оратор-проповедник.

Главное и наиболее известное догматическое творение св. Иоанна Дамаскина, посвященное им его сводному брату Косме Маюмскому, называется «Источник знания». Этот обширный догматический свод делится на три неравные части – «Философские главы», «О ересях», «Точное изложение православной веры». Трехчленное построение отвечает педагогическому замыслу Дамаскина: сначала предоставить читателю инструментарий мышления, затем предупредить, какие пути мысли 

отвергнуты соборным разумом Церкви, и, наконец, предложить систематическое изложение православной догматики. Соответственно две первые части могут рассматриваться в качестве вводных к  «Точному изложению православной веры», которая являет нам систему христианского вероучения, изложенную словами отцов и учителей Церкви и постановлениями Вселенских Соборов.

Соединив с глубиной и строгостью богословия простоту и доступность для всех, «Точное изложение православной веры» до сего дня служит и учебной книгой Церкви, и правилом веры, и свидетельством нашего исповедания перед инославными.

Огромные достоинства творения Иоанна Дамаскина обусловили его уникальное по своей широте влияние и на Востоке, и на Западе. Уже в X веке в числе первых святоотеческих творений «Точное изложение православной веры» было переведено на славянский язык. В XI веке по поручению папы Вильгельма III «Точное изложение» было переведено на латынь.

Святой преподобный Иоанн Дамаскин
Крит, около 1500 года

Особую заслуженную славу приобрели труды Дамаскина как песнопевца. Уже в Хронографии Феофана (ок. 760–818) он назван «Златоструем» – «по обилию в нем благодати Святого Духа, текущей в словах его и в жизни». Точно определить объем песенного творчества преподобного Иоанна нелегко.

Традиционно он называется составителем Октоиха, однако это мнение верно лишь отчасти. Формирование Октоиха или Осмогласника, и в целом гласовой системы, было трудом ряда поколений. Можно думать, что именно Дамаскин привел уже в целом сложившийся порядок службы к определенному единству и сам составил некоторые конструирующие составляющие воскресных служб – догматики и каноны христологического содержания.

Введение Октоиха произвело значительную перемену в составе богослужения, и поэтому преподобному необходимо было в дальнейшем пересмотреть Иерусалимский Устав, что он и выполнил, введя в него правило о канонах, которые были составлены им и его другом – прп. Космой Маиумским.

Этот великий труд Иоанна Дамаскина высоко оценивается в литературе: Преподобный признается замечательной личностью в истории церковного пения, ему отводится почетное место в ряду литургических деятелей Восточной Церкви.

Один из современных исследователей гимнологии святого П. Петрос указывает, что преподобный Иоанн упразднил в Церкви всякое пение, не отвечающее молитвенному духу, «положил ограду церковному пению». Разбирая законы церковного пения, современные Дамаскину, автор свидетельствует, что последний «изложил осмогласие церковного пения в строгой музыкальной системе». П. Петрос признает святого Иоанна Дамаскина «организатором… литургического музыкального осмогласного пения».

Помимо указанных трудов, преподобный Иоанн проявил себя и как песнописец в подлинном значении этого слова, работая в разных областях церковной гимнографии. Им составлены тропари, стихиры, антифоны, каноны. Считается, что общее количество канонов и стихир преподобного Иоанна Дамаскина достигает 64, хотя некоторые из них уже вышли из церковного употребления.

Прп. Иоанн Дамаскин. Фреска монастыря Варлаама в Метеорах.
Греция. XVI в. Иконописец: Франко Кателано

Плодом поэтического гения св. Иоанна Дамаскина являются такие песнопения Светлой недели, как Пасхальная утреня и все пасхальные часы, ряд праздничных канонов (на Рождество, Богоявление, Преображение, Вознесение, Благовещение, Успение и другие), каноны некоторым святым, умилительные надгробные песнопения, включая и тропарь «Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего...», и ряд дивных молитв и песнопений ко Пресвятой Богородице - «О Тебе радуется...», «Милосердия двери отверзи нам...», «Многая множество моих, Богородице, прегрешений...», «Все упование мое на Тя возлагаю» и другие.

Патриарх Иерусалимский Иоанн, завершая житие Дамаскина, пишет: «Он отошел ко Христу, которого возлюбил. И теперь он видит Его не на иконе и поклоняется Ему не в изображении, но Самого Его созерцает лицом к лицу, взирая с непокрытым лицом на славу блаженной Троицы».

Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексей I, в своей речи, произнесенной 18 апреля 1948 года по поводу церковного пения, сказал: «…такие песнописцы, как святой Иоанн Дамаскин… и другие древние творцы церковных песнопений – навсегда останутся идеалами церковного творчества».



Источники:
Священник Максим Козлов. Краткие сведения о св. Иоанне Дамаскине и его творениях
Схимонахиня Игнатия (Пузик, Петровская). Церковные песнотворцы