• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Поминовения
  • Таинство Крещения
19 ноября 2018 года

Преподобный Варлаам Керетский - покровитель северных мореплавателей

Преподобный Варлаам Керетский - святой XVI века, входящий в соборы Кольских и Карельских святых. Его житие повествует о превышающем человеческие силы подвиге покаяния, которое преодолело козни диавола, силу греха и наделило святого Варлаама благодатью стать избавителем "от водного потопления", целителем недугов душевных и телесных.


Если внимательнее прочитать жития беломорских святых, то можно обнаружить нечто общее – обыденное, без каких-либо там чудес подвижничество в суровых условиях Севера. Но когда что-то происходит… Если это столкновение с бесом, то грубое, лоб в лоб и кто кого. Если чудо, то что-то запредельно сверхъестественное.

Взять, например, житие преподобного Елисея Сумского. Будучи монахом Соловецкого монастыря, послушничал он на сёмужной тоне у порога Золотец – ловил рыбу с братьями, молился. Трудовые будни, ничего особенного. Но заболел и пожелал схиму принять. И тут бес напал, да так, что бока намял и забросил камилавку монаха на верхушку ёлки. Когда братья повезли его на лодке в Сумпосад, на Соловецкое подворье, то в пути он умер. А когда прибыли туда – восстал из мёртвых на время, чтобы завершили над ним пострижение в схимонахи.

Для преподобного Варлаама столкновение с бесом было ещё страшнее. Произошедшее просто в голову не вмещается. Поначалу жизнь его складывалась обычно. Родился Василий (мирское его имя) ориентировочно в 1505 году на берегу Белого моря в селе Кереть Лоухского района нынешней Республики Карелии. Стал священником и служил на Кольском полуострове настоятелем Никольской церкви в Коле. Там, согласно преданию, отец Василий изгнал беса, обитавшего на Абрам-Мысе. Тот настолько обнаглел, что средь бела дня являлся рыбакам и требовал приносить ему жертвы. Изгнанный оттуда, нечистый пригрозил, что отомстит. Вскорости отец Варлаам вернулся со своей матушкой в Кереть, чтобы служить в родном селе, и там месть его настигла – он убил жену.

По одной версии, произошло это из-за ревности, внушённой батюшке лукавым. По другой – бес, вводя в искушение прихожан, вселился в матушку, и батюшка, пытаясь обуздать демона, придавшего женщине неимоверные силы, неловко её уронил, что и привело к гибели несчастной. Похоронив жену, отец Василий отправился на покаяние в Троицкий Кольский монастырь. Основателем и настоятелем его был преподобный Феодорит, который, по всей видимости, знал Василия сызмальства. Историки предполагают, что грамоту в детстве Василий изучал в его первоначальном скиту близ Шуерецка, на территории нынешнего Беломорского района. Как бы там ни было, епитимью о. Феодорит наложил «по-родственному», со всей возможной строгостью, дабы спасти душу близкого человека.

Епитимья заключалась в том, чтобы выкопать тело жены из могилы, поместить в лодку и плавать с ним вдоль Кольского полуострова до тех пор, пока оно не истлеет. И это было исполнено. Положив тело жены в карбас (большая гребная и парусная лодка), подвижник вышел в море, «псалмы Давидовы пояше», и молил Бога об отпущении греха.

Скитания Варлаама Керетского были продолжительны («дондеже оно мертвое тело тлению предастся», т. е., пока тело его жены не истлело), в плаванье его сопровождал сильный встречный ветер. (Этот факт отразился в присказке жителей Керети: «Куда пошел - как Варлаам против ветра» - и в поговорке норвежских  рыбаков: когда с моря на берег идет туман и погода портится, они говорят: «Русский поп жену привез».) 

Рыбаки и промышленники, встречавшие Варлаама Керетского в Баренцевом моря у Святого Носа и в Белом море в районе Керети, принимали его лодку за видение. По преданию, тяжкий постоянный труд - «весла из рук своих не выпускаше» - сделал преподобного горбатым.

Плавание в районе мыса Святой Нос было опасно тем, что здесь сталкивались течения двух морей и образовывались «морские сувои»( волнение  в море от столкновения двух встречных течений).

В те времена мореходы проходили Святой Нос по суше, волоком, однако здесь возникала новая трудность: в бухтах этого мыса водились моллюски - «корабельные сверлила» (Teredo navalis), чьи личинки, цепляясь за днища судов, протачивали корабельную древесину.

Три года продолжался этот немыслимый подвиг покаянного скитания: «бурю и дождь, и всякую воздушную нужду терпя».

Зайдя в бухту Святого Носа, подвижник повелел вредоносным червям собраться у его лодки и, «став на молитву и руце воздев на небо, услышан бысть". «Корабельные сверлила» пропали. Чудо послужило удостоверением того, что Господь простил грешника.

В настоящее время «корабельных сверлил» в северных морях  нет, хотя характерные отверстия в древних остовах кораблей, по мнению ученых, указывают на их наличие в прошлом.

Варлаам Керетский вернулся в село Кереть, похоронил останки жены, принял монашеский постриг и поступил в Трифонов Печенгский монастырь.

Прослужив чернецом в Печенгском монастыре, Варлаам возвращается в родные Керетские пределы, в Чупскую губу, к могиле супруги. Он селится в пустынном месте у озера, впоследствии названного Варлаамовым (в конце XIX в. показывали избушку, в которой преподобный Варлаам принял постриг). Затем, тяготясь близостью села, святой перебрался на один из островов Чупской губы, недалеко от Керети.

Построив часовню, он вел отшельническую жизнь «в пещере со зверями». Несмотря на пустынность места его уединения, к нему за духовной помощью нескончаемо тянулся люд поморский, со своими проблемами, скорбями и болезнями. Особенно стремились к нему за вспоможением страждущие от духов нечистых, те, кто подпал под страшную власть князя тьмы. Все они неизменно получали исцеление по молитвам старца.

Неизвестно, когда и кем многострадальное и трудолюбное тело преподобного Варлаама принесено было в село Кереть и погребено здесь при церкви святого Георгия, за алтарем с восточной стороны.

С первых десятилетий XVII века среди населения северного Поморья началось почитание Керетского подвижника святым. В 1664 году со слов трех сви­де­телей — Петра Васильевича Буторина, Иакова Носкова (или Поснова) и Евфимия Больнищева — за­писаны были явления и чудеса преподобного, которые с доста­точной ясностью указывают на то великое благоговение, с каким относились жители Поморья к памяти угодника Божия.

Поводом же для общего прославления стали странные события, происходившие в нашей Церкви при императоре Петре I, повелевшем упразднить в столице все часовни. Как писал в своём исследовании епископ Североморский и Умбский Митрофан, Святейший Синод пошёл дальше и проявил «ревность не по Бозе», издав в 1722 году указ для всей империи «О не дозволении вновь строить часовни и об упразднении уже существующих». И вот когда в том же году в Керети стали разбирать часовню вмч. Георгия Победоносца, то обнаружили нетленные останки преподобного Варлаама.

Спустя год в Кереть для расследования прибыл иеродиакон-инквизитор (была такая должность), а ещё через год Священный Синод выпустил указ о необходимости обретения мощей, что означало возможную канонизацию инока Варлаама. В ту пору указ представлялся не меньшим чудом, чем само явление нетленных мощей, – даже известных русских подвижников не канонизировали, а тут какой-то «деревенский рыбацкий святой» с глухого побережья Белого моря.

Тем временем в самой Керети готовились к прославлению – в часовне, которую так и не разобрали, по ночам над мощами пели Псалтирь, а днём их охраняли два человека. Наконец с Соловков прибыло официальное лицо. Архимандрит соловецкий, ставленник Петра I, сам приехать не захотел, послал иеромонаха Иону. Местные священники оставили такое свидетельство:

«Как выкопали глубиною до персей человеку, то обрели мощи преподобнаго Варлаама в целости, в Поморской кережке лежаща, в чёрном русском кафтане облачен. Кережка же вся та изгнила, а кафтан и ризы на преподобном яко же вчера облечены — никакому тлению не прикоснулись. И образ его сохранился в подобии, якоже на иконе его изображен, на главе его власы и брада — всё цело. А благоухания вначале в часовне никакого от мощей его не было, а как оные его мощи из земли вынули да внесли в алтарь церкви Великомученика Георгия, тогда от мощей его благоухание всем видимым стало, подобное тому, как от росного ладана дым. И сказывали мы иеромонаху Ионе: исходит-де от мощей преподобного благоухание, он же, иеромонах, нам отвечал: от печи дым исходит, а не благоухание».

Почти двести лет «рыбацкий святой» почитался православными, но в официальный церковный календарь его имя вписали только в 1903 году. Не раз св. мощи преподобного Варлаама являли чудеса. Однажды в селе произошёл большой пожар, мощи отнесли в сторону, и от них побежал ручей, за который огонь уже не проник. След от «Варлаамова ручья» остался в Керети на долгие годы.

В 1857 году случился очередной пожар, в котором Георгиевская церковь сгорела дотла, а часть мощей чудесным образом сохранилась. От них, по свидетельству очевидцев, исходило благоухание. Георгиевскую церковь построили заново. Снова она сгорела в 1949 году, но мощи успели перенести в избушку-молельню.

В 1961 году село посетила археографическая экспедиция, и спустя много лет один из её участников рассказал владыке Митрофану:

«В молельне много мелких косточек тёмно-коричневого цвета хранились в деревянном киоте с разбитым стеклом. Бабушки очень переживали, что им надо разъезжаться, – и куда отдать эту святыню. Предлагали нам забрать для хранения, но для нас тогда эти реликвии ценности не представляли». В то время село Кереть ликвидировали вместе с рыбацким колхозом, школой, больницей и сельсоветом, электричество отключили. Никого там не осталось. И судьба мощей была неизвестна.

В 2015 году в Кемскую епархию из Санкт-Петербурга пришло письмо. Написал внук женщины, которая ранее жила в Керети. Выяснилось, что, когда в 60-е годы люди покидали село, богомольные женщины разделили между собой мощи преподобного Варлаама и разъехались в разные концы страны. От бабушки внуку досталась «её» часть. Он был готов передать их Кемской епархии. Были проведены изыскания в архивах, подтвердившие подлинность мощей.

 28 января 2015 года святыня прибыла в посёлок Лоухи, в церковь Серафима Саровского. Встречали её множество верующих из Кемской и Североморской епархий. Святыню разделили на две части: одна была увезена в Североморск, другая осталась в г. Беломорске, в храме Зосимы и Савватия Соловецких.

В настоящее время близ бывшего села Кереть, в поселке Чупа, построен Воскресенский Варлаамо-Керетский собор.  В Североморской епархии одна из церквей также освящена в честь Варлаама Керетского. Она находится в городе Островной, на берегу Святоносского залива. Там, согласно житию, преподобный Варлаам молитвой изгнал червей-древоточцев, которые губили деревянные корабли. В память об этом на мысу Святой Нос установлен Поклонный крест.

Молитва преподобному Варлааму Керетскому

О преподобне отче наш Варлааме, яко имеяй дерзновение ко Твор­цу, Избавителю всех, Иже в Троице Святей покланяемому истинному Христу, Богу нашему, помяни нас в молитвах своих и всех нас моления, Богу возсылаемая, приими и принеси ходатайственне. Молим тя, избави нас от напастей, и на мори зельнаго обуревания, и потопления морскаго невредимы сохрани, и от всех видимых и невидимых враг ненаветны соблюди, яко да твоими молитвами, святе, согрешений наших оставление получим и вечных благ сподобимся благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Емуже слава со Отцем и Святым Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.



По материалам из открытых источников