• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Поминовения
  • Таинство Крещения
23 января 2022 года

Преподобный Антипа Валаамский (Афонский)

10/23 января - день памяти преподобного Антипы Валаамского (Святогорца). Иеросхимонах Антипа (1816-1882) родился в Молдавии, подвизался на Святой горе Афон, а затем в Валаамском монастыре, где окончил свои дни.


Родился будущий святой в 1816 году в Молдавии. Отец его служил диаконом в бедной сельской церквушке. После смерти главы семейства, мама отца Антипы ушла в монастырь, где прожила до конца своих дней, скончавшись в схиме. Старец рассказывал, что у его родителей долго не было детей. Только после слезных молитв супругов Бог послал им долгожданного ребенка, которого они назвали Александром. Божие благословение сказалось также и в том, что родила его мать совершенно безболезненно.

Да и сам ребенок рос необыкновенным. Он мог брать в руки ядовитых змей, которые не причиняли ему ни малейшего вреда, что приводило в несказанный ужас тех, кто это видел. С детства Александру тяжело давались знания, так что учился он с большим трудом. Но усердием и трудолюбием Александр преодолевал эти трудности. Когда мальчик подрос, родители отдали его обучаться переплетному мастерству. Освоив это ремесло, Александр открыл собственное дело.

Все, казалось бы, в его жизни шло хорошо, но на душе было неспокойно. Мучило чувство, что жизнь проходит зря. Юноша стал молиться Богу словами псалмопевца: «Укажи мне путь, по которому мне идти, ибо к Тебе возношу я душу мою!» (Пс. 142, 8). И однажды во время этой молитвы его озарил какой-то дивный свет, который невозможно передать словами. Сердце его наполнилось неизреченной радостью, а из глаз потекли слезы. Услышав Божественный зов, Александр понял – Бог его призывает к монашескому служению.

Покинув родительский дом, юноша, двадцати одного года от роду, направил свои стопы в знаменитый Нямецкий монастырь. Зайдя в монастырский храм, он стал на колени перед иконой Божией Матери и начал со слезами молиться Богородице.

Шла служба, вокруг было много народа. Вдруг как будто все исчезло, храм стал пустой, а из иконы прямо в сердце Александра стал изливаться неземной свет. Снова небесная радость проникла в каждую клеточку его души. Через некоторое время, придя в себя, Александр увидел, что в храме все было, как обычно. Шла служба, стояли люди.

Несмотря на такое знамение, Александру отказали в приеме в Нямецкую обитель. В печальных чувствах он направился в Валахию, где располагался небольшой монастырь. Молодого человека туда приняли, но относились к нему очень строго, а нередко даже жестоко. У него не было даже кельи, где можно было бы переночевать. Из склада Александру не выдавали одежду. Спал он где придётся, на кухонном полу или в конюшне на сене.

Однажды он заснул прямо в поле, да так крепко, что не почувствовал, как его занесло снегом. Обнаружившие Александра еле-еле привели в его чувство. Но, тем не менее, во всех этих трудностях и лишениях ему удалось стяжать умную Иисусову молитву, которой его обучил духовник – отец Гедеон, подвизавшийся более тридцати лет в затворе недалеко от монастыря.

Строгая аскетичная жизнь Александра резко контрастировала с вялой и нерадивой жизнью монахов обители. В связи с этим враг по зависти стал воздвигать на него гонения от своей же монастырской братии. Тогда в Молдавии жил известный духовник архимандрит Димитрий. Александр обратился к нему за советом и получил благословение направить свои стопы на Афонскую гору. Отец Димитрий постриг его в монашество с именем Алипий.

На Святой Горе монах Алипий подвизался сначала в греческом монастыре Есфигмен на поварне. Здесь с ним произошло искушение, понять всю тяжесть которого могут только те, кто его сам пережил. От монаха Алипия ушла умная молитва, а с ней и вся та благодать, которую она давала. Вместо этого в душу вошла тьма и скорбь. Будущий старец уже приближался к отчаянию, но заступничество Богородицы спасло его от полного помрачения ума. В это время монах Алипий принимает великую схиму с именем Антипа.

В схиме он стал подвизаться в пустынном месте Афона, найдя полуразвалившуюся отшельническую хижину. Она была совершенно пуста, только в переднем углу на полке старец нашел небольшую иконку Божией Матери, на которой от многолетней копоти невозможно было различить даже лика. Эта находка наполнила сердце схимонаха великой радостью. Он отдал икону одному знакомому диакону-иконописцу с просьбой отреставрировать ее, но так, чтобы не повредить лика и не поправлять краски. С этим условием диакон никак не хотел соглашаться и взял икону только после долгих уговоров. Каково же было удивление диакона после того, как он, попытавшись лишь слегка промыть образ, увидел, что он стал обновляться сам по себе. Было ощущение, что икону только что написали. Образ действительно оказался чудотворным. И доказательства тому не заставили себя ждать.

Преподобный Антипа Валаамский

Для того, чтобы как-то поправить свою келью, отец Антипа пригласил плотника, который очень сильно разболелся после нескольких дней труда. Болезнь проявила себя с такой силой, что плотника начали бить судороги. Но как только отец Антипа стал молиться перед иконой Богородицы за несчастного, тот постепенно стал приходить в себя и вскоре окончательно выздоровел. Старец также стал замечать, что после молитвы перед образом у него во рту появляется какая-то особая горечь, а спустя два года она обратилась в необыкновенную сладость.

С молитвой и упованием на Матерь Божию схимонах Антипа стал обживать свою келью. На хлеб насущный зарабатывал тем, что вырезал ложки из дерева и обменивал их на продукты. Тем временем у некоторых его соотечественников на Святой Горе возникла идея основать молдавский монастырь на Афоне, и они просили схимонаха Антипу быть им в этом деле помощником. В связи с этим его рукоположили в иеросхимонаха.

Молдавский иеромонах Нифонт назначил о. Антипу келарем афонской общины, которая постоянно возрастала. Вскоре прп. Антипа был отправлен в г. Яссы в Молдавии в должности эконома подворья. Чувствуя себя очень плохо и против воли оказавшись в шумном городе, святой тем не менее не сделал никаких послаблений в подвижническом образе жизни. Напротив, увеличив дл предела посты и бдения, чтобы таким образом вооружиться против соблазнов, он возрастал день ото дня в близости к Богу. Вопреки своему желанию жить незаметно, он привлекал к себе толпы верующих, жаждавших духовного руководства.

Присутствие прп. Антипы в Яссах принесло Афонскому подворью известность и привлекло обильные пожертвования на монастырь. Но эти успехи не отвратили преподобного от стремления к пустынножительству. В тоже время отец Нифонт не внимал постоянным просьбам о.Антипы о возвращении на Афон и предложил отправиться вместе с ним в Россию для сбора пожертвований. Святой снова должен был отречься своей воли и поехал со старцем в Россию.

Живя в одном из купеческих домов города Москвы по афонскому монастырскому уставу, старец не стал ходить с прошениями о пожертвовании. Он просто молился и жил по-монашески, а Бог промыслительно управлял его послушание. Боголюбцы узнавали друг от друга об этом схимнике, о цели его визита, и стали делать разного рода приношения.

Вскоре купеческий дом, где жил старец, наполнился дорогими сосудами, ризами и прочими пожертвованиями благотворителей. Была также собрана весьма крупная сумма денег. Когда все эти вещи были отправлены на Афон, случилось так, что пароход, который вез все это имущество, вместе с грузом и пассажирами потерпел крушение в Черном море. Ночью, когда случилась эта катастрофа, отец Антипа стоял на молитве. Вдруг зеркало в его комнате без всякой на то причины лопнуло. Он понял, что что-то случилось и стал ждать печальных новостей. Вскоре пришла весть о гибели корабля. Все жертвователи упали духом, получив известие об этой трагедии. Не упал духом только старец Антипа.

Он сумел в Петербурге собрать значительную сумму денег на монастырь, и даже удостоился в этом деле помощи Божией Матери. Когда он не мог обменять бумажные деньги на золотые монеты, которые нужно было отправить на Афон, Богородица Своим голосом от иконы указала старцу к кому нужно обратиться, чтобы решить этот вопрос. Старец послушался и дело было улажено.

Тогда же, познакомившись поближе с отцом Антипой и увидев его строгую подвижническую жизнь, к нему проникся глубокой любовью и уважением святитель Филарет Московский.

Побывав в Валаамском монастыре, старец всем сердцем привязался к этой суровой северной обители, стоявшей далеко от городского шума и суеты. Монахи здесь жили в строгом уединении, безмолвии и молитве.

Наместник определил преподобному Антипе небольшую келью в скиту Всех святых. Здесь молитва стала единственным занятием старца. Помимо уставных служб отец Антипа читал каждый день два акафиста Богородице, клал ежедневно по триста земных поклонов с молитвой за всех усопших. Все свободное время старец занимался умной Иисусовой молитвой. Его помянник насчитывал тысячи имен, и для того, чтобы вознести молитвы о всех, кто там был записан, отцу Антипе нужно было потратить несколько часов. В первую неделю Великого поста старец вовсе не вкушал пищи, и соблюдал это правило в понедельник, среду и пятницу в течении года. На четырех непостных днях ему хватало той пищи, которую ему раз в неделю приносили на обед в субботу. У старца было много духовных чад, которые обращались к нему за наставлением и руководством. Было немало и таких, кто готов был жертвовать значительные суммы на монашеские обители. Но отец Антипа относился к этому неодобрительно.

«Много я видел монастырей и в России, и за границею», – говорил он, – везде хлопочут, строят... Но и хлопоты, и постройки – дела суеты, дела мирские. Монаха жизнь – в Церкви, дело его – монашеское правило».

Сам старец жил в крайней нищете. Келья его была совершенно пуста, в ней не было ни кровати, ни стула. Стоял лишь небольшой столик вместо аналоя и деревянный жезл с перекладиной, на который он в борьбе со сном в изнеможении опирался во время всенощного бдения. На полу лежал войлок, на котором старец сидел в утомлении и предавался краткому ночному отдохновению. Всегда рядом с преподобным находилась та самая чудотворная икона Божией Матери, которую он обнаружил в своей келье на Афоне.

Постепенно здоровье отца Антипы стало слабеть. Вот как повествует о последних днях его жизни "Валаамский патерик":

"Когда приблизился к смерти живший в скиту Всех Святых семнадцать лет старец иеросхимонах о. Антипа, проводивший аскетическую и молитвенную жизнь, подвизавшийся ранее на Афоне, то братия скитская и монастырская приходили к нему посетить его и попрощаться с ним.

Пришёл и хозяин скита монах о. Феофил и, желая повеселить больного старца, как обычно делают с сильно больными людьми, утешая его, сказал:

— Ничего, старец, не унывай, ты ещё поживешь с нами, не скоро ещё умрёшь! Желаю тебе поправиться, — и тогда снова, как и раньше, будешь жить в добром здравии.

— Что ты, что ты это говоришь, отец Феофил! — серьёзно возразил старец. — Напрасно ты мне желаешь, чтобы я поправился. Разве мало я жил на этом свете и всё ради Бога претерпел: и скорби, и напасти, и болезни? Нет уж, довольно мне жить, я желаю умереть, — пора, пора мне окончить земную жизнь, чтобы, по милости Божией, успокоиться от всего и со Христом быть неразлучно во веки.

Не желай и не моли Бога, чтобы я поправился, — заключил благодушно отец Антипа. — Мне пора уже и отойти к отцам моим!

Вскоре же старец мирно почил о Господе."

Незадолго до его кончины келейник старца услышал в его комнате какой-то шум. Открыв дверь, он увидел, как Афонский образ Богородицы сам собою двинулся с места. Другие иконы, бывшие около него, упали, а образ Богоматери, шествуя по воздуху, остановился возле груди отца Антипы. Старец с благоговением принял образ и поставил его на место. Через три дня после этого события, причастившись Святых Христовых Тайн, отец Антипа предал душу Богу 10/23 января 1882 года. По собственному завещанию, старец был похоронен вне стен скита, чтобы паломники и его духовные чада, в том числе и женщины, могли посещать его могилу.

Мощи старца были обретены в мае 1991 года и перенесены в храм. Монахи и многочисленные паломники, которые принимали участие в этом событии, свидетельствовали, что от мощей шло сильное благоухание.

В 2000 году имя преподобного Антипы Афонского было включено в православный месяцеслов. Его память совершается 23 января по новому стилю. Преподобного Антипу особо почитают в Молдавии, Румынии, а также среди монахов – святогорцев этих национальностей.

Преподобне отче Антипа, моли Бога о нас!



spzh.news, valaam.ru,
"Жития святых Православной Церкви", иеромонах Макарий Симонопетрский