• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Поминовения
  • Таинство Крещения
19 февраля 2021 года

Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк

6/19 февраля Церковь совершает память преподобных Варсонофия Великого и Иоанна Пророка, живших в VI веке. Духовный опыт святых запечатлен в книге наставлений  "Преподобных отцев Варсонофия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников" - одном из самых авторитетных сочинений православной аскетики.


«Светильницы пресветлии истины Христовы, мир просветисте учением вашим, отцы богоглаголивии… яко угодницы Христовы всех просвещаете», — говорится в службе преподобным отцам. Просвещают они всех не только благодатной молитвенной помощью, но и светом своей праведной жизни и своих добрых дел, а благодаря их учению, которое они оставили нам, мы можем не только удивляться их добродетелям, но и умудряться в духовной жизни. Память таких преподобных отцов Церковь празднует ныне. Это преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк, которые оставили нам книгу своих наставлений, пользовавшуюся авторитетом с давнего времени.

Прп. Варсонофий родился в Египте в VI в., в правление императора Юстиниана Великого. С юного возраста он желал вести подвижническую жизнь. Придя в Палестину, он стал жить затворником в устроенной им малой келье недалеко от обители аввы Серида. В затворе он трудился более 50 лет, подвизаясь в сердечном плаче, и с течением времени совершенно очистил свое сердце от телесных и душевных страстей, и его келья, по его же словам, сделалась для него гробницей, в которой он почил от всех страстей и совершенно умер греху. Так он стал жилищем Божиим и обогатился совершенным и богодарованным смирением, через которое сподобился большего из всех даров — рассуждения, а через него — прозорливости и пророчества. Пламенея любовью к ближним, он день и ночь молился о своих чадах, чтобы Бог соделал их богоносными. Ради такого преизбытка любви к ближнему ему дана была от Бога власть прощать грехи, что составляет совершенство дарований, по словам самого Варсонофия. Он имел такое дерзновение к Богу, что был одним из трех подвижников своего времени, которые могли умолить Бога о неисчетном множестве людей, чтобы Он «не вдруг истребил весь мир». Но пришел он в такую меру лишь после того, как претерпел необычайно тяжкие искушения, о которых, по его словам, едва ли кто сможет даже выслушать. Его ученик преподобный Иоанн Пророк проходил такое же безмолвное житие, как и его учитель. Он безмолвствовал в келье великого Варсонофия в течение 18 лет до самой своей кончины. О его происхождении никаких сведений не сохранилось. Во всем он был подобен своему отцу и учителю, по свидетельству самого св. Варсонофия. Ради богатого дара пророчества его стали называть Иоанном пророком.

Претерпев столь тяжелые искушения, что и слух не может их понести, прп. Варсонофий, очевидно, имел твердую веру в Бога и надежду на Его помощь, а на людей он не возлагал тщетной надежды и не имел к ним пристрастия. Этому он поучал и приходящих к нему: «Если мы странники, то странники и будем… Более же всего старайся умереть для всякого человека, и спасешься». Часто прпп. Варсонофий и Иоанн предохраняют своих чад от свободы в обращении с ближними как от привычки, легко переходящей в дерзость и являющейся грехом против любви. Свободу в обращении с ближними они называют причиной всех зол в человеке и матерью всех страстей; это их утверждение поддерживают и другие святые отцы.

Преподобные Варсонофий Великий
и Иоанн Пророк

Противоположная ей добродетель — благоговение, состоящее в осмотрительном и скромном обращении с ближним и в почтении к нему. Заповеданная Богом любовь к ближнему приобретается при отказе от многословия, пустословия и неуместно близкого знакомства, потому что все это вредит ему. Такое отношение к людям приобретается твердостью и происходит из скромного мнения о себе, потому что верно сознающий свое место не позволит себе превозноситься ни перед кем и говорить с кем-либо чрезмерно свободно, будь то младший или равный по положению. Необходимо для этого также искренне желать добра ближнему, чтобы неосторожным словом не оскорбить и не соблазнить его.

Впрочем, прп. Иоанн говорит, что должно беречься от свободного обращения, происходящего от бесстыдства, но некоторая вольность и пристойный смех, происходящие от веселости, допустимы, т. к. всякий «беседующий с другими должен показывать им лицо и слово веселое». Только при этом должно быть осторожным, чтобы не превзойти меры, помня назидание Апостола: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» (Еф.4:29), — а также: «Сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам» (Еф.5:4).

Держа себя осторожно при доброжелательности к ближнему, мы можем научиться благоговению и избегать празднословия, пересудов, дерзости и неуместных шуток. Для этого нужно все время следить за собой, чтобы не произнести лишнего и пустого слова, и хранить свое сердце (ср. Притч.4:23), потому что «от избытка сердца говорят уста» (Мф.12:34), и прп. Варсонофий говорит: «Храни уста твои от праздного слова и пустословия, и да не навыкает сердце твое злым словам». И необходимо часто обращаться к Богу за помощью, потому что человеку свойственно забвение.

Всем нам, живущим в общежитии и находящимся в постоянном общении друг с другом, важно быть внимательными, чтобы не вредить друг другу празднословием и не считать этого зла малым, потому что это грех против ближнего. Потрудившись в сохранении этой нетрудной заповеди, мы преуспеем в любви друг к другу. Прибегнем с верой к молитвенной помощи преподобных отцов, чтобы и мы, последуя им в добродетели, могли сказать слова из службы им: «Мы чада ваша и овцы словесных ваших учений». Аминь.

Преподобные отцы Варсонофие и Иоанне, молите Бога о нас!



~ чтец Марк Судаков

old.mpda.ru