20 февраля/5 марта чтится память преподобномученика Корнилия, игумена Псково-Печерского монастыря, при котором обитель достигла наивысшего расцвета, а православная вера распространилась среди ливов, эстов и сету - языческих народов в северо-западных пределах России.
О родителях преподобного Корнилия известно мало. Звали их Стефан и Мария. Жили они в Пскове и были знатными людьми. И так как Богом избранного отрока с ранних лет влекла к себе духовная жизнь, они поместили его на учебу в Мирожский монастырь.
Закончив ученье, вернулся Корнилий в дом к своей матери. Как и прежде, был он далек от мирской суеты. Пребывание в Мирожском монастыре еще более утвердило его призвание к духовной жизни. Чувство влечения к иноческой жизни пробуждалось в нем со всей полнотой и ждало лишь удобного случая для своего проявления, который и не замедлил представиться.
Государев дьяк Мисюрь Мунехин в то время стал часто ездить в маленькую Печерскую обитель, затерянную среди лесов, которая была беднее любого псковского погоста, и всячески помогал ей. Зная о возникшем у Корнилия сильном желании посетить Псково-Печерскую обитель, Мисюрь Мунехин собирался захватить Корнилия с матерью при своей ближайшей поездке в монастырь.
Это первое пребывание в Псково-Печерской обители окончательно решило судьбу преподобного Корнилия. Он навсегда ушел из родного дома в Пскове и принял иноческий образ в Псково-Печерском монастыре. Здесь Корнилий поселился в убогой келье, спал на досках, покрытых сермягой, вел строгую жизнь. Все свое время он посвящал полезному труду и молитве.
В 1529 году Корнилий, служивший образцовым примером богоугодной жизни, был возведен в сан игумена и избран настоятелем монастыря.
Игумен Корнилий строго осуществлял монашеское общежитие. Он сильной рукой защищал монастырь от величайшего зла русской монастырской жизни того времени — так называемых “вкладчиков”, т.е. мирян, приносивших богатые пожертвования в пользу обители, затем поселявшихся в ней с принятием монашеских обетов или отказом от их исполнения. Бывали случаи, что лица, внесшие богатый вклад в монастырь и принявшие монашество, считали для себя необязательным выполнение монашеских правил.
Полный христианской любви к ближним и к братии обители, Корнилий подавал им пример истинного подвижничества не только словом, но и делом. Число братии при Корнилии увеличилось от 15 до 200 человек. Это количество насельников монастыря не было превышено ни при одном из последующих настоятелей.
Свои заботы о благочестии и спасении преподобный Корнилий не ограничивал стенами обители, но распространял их далеко за ее пределы.
С начала игуменства преподобного Корнилия усиливается проповедь христианства среди жившей вокруг монастыря чуди - современных нам сету. Игумен Корнилий распространил Православие среди эстов и сету, заботился о просвещении и благоустройстве их жизни, наделял их землей и защищал от врагов.
"Стараясь помочь всем обездоленным, блаженный Корнилий хлопотал в Москве о закреплении за монастырем свободных земель и заселял эту землю бедняками. И местное население — сету, темные язычники, были обращены в христианство в этой славной обители ее мудрым игуменом" (В. Синайский. Псково-Печерский монастырь. Рига, 1929).
Псково-Печерский монастырь
|
С 1558 года поле деятельности блаженного Корнилия расширилось в связи с тем, что Иван Грозный начал войну с ливонскими немцами, образовавшими после своего утверждения в Лифляндии Ливонский рыцарский орден — полудуховное, полувоенное общество, стремившееся низложить Православие. Настоятель Псково-Печерского монастыря не остался в стороне от текущих событий. Он принял самое деятельное участие в оказании помощи Отчизне. В качестве миссионера преподобный Корнилий шел в завоеванные города, проповедовал там христианство силою слова и примера, строил храмы.
Ревностный распространитель Православия доходил даже до Нового городка (Нейгаузена), лежавшего уже за пределами Русской земли, обращал к православной вере и крестил многих лифляндских туземцев этого городка. Пришедшие русские мирно уживались с эстами, ливами и другими финскими племенами. Народы эти, не видя притеснений со стороны пришельцев, мало-помалу перенимали их образ жизни, обычаи и нравы. Они не могли не видеть превосходства Православия над своими темными языческими верованиями. Этому немало способствовала миссионерская деятельность преподобного Корнилия и благоустроенная его неусыпными трудами Печерская обитель с ее святынями.
Очень много способствовали обращению в Православие и чудеса, источаемые главной святыней обители — иконой Успения Божией Матери.
В 1560 году игумен стал орудием дивного дела Божия на радость Православию и на посрамление его врагов. Царские воеводы осаждали город Феллин. В праздник Успения Божией Матери Корнилий послал им просфору и святую воду. Лишь только прибыл в русское войско посланный от преподобного с его благословением, как от русских ядер вспыхнул пожар в осажденном городе. Снаряды и весь запас хлеба у неприятеля были истреблены этим пожаром. Это заставило немцев сдать город русским воеводам, которые в благодарность за чудесную помощь прислали в обитель взятый в Феллине колокол.
Преподобный Корнилий щедрой рукой раздавал пострадавшим во время войны эстам пособия из монастырских запасов. Искалеченных мечами и пушечным свинцом иноки лечили и кормили из благочестия. С полей они несли тяжелые дубовые гробы-колоды, копали последние убежища, вмуровывали гробовые камни в стены и вписывали в синодик имена...
Несмотря на свою занятость после своего назначения игуменом, преподобный Корнилий находил время и для литературной работы. В 1531 году в окончательной редакции вышел его труд под названием “Повесть о начале Печерского монастыря...”
Преподобномученик Корнилий,
игумен Печерский
|
Непосредственным поводом к написанию “Повести...” послужило распространение ложных слухов о происхождении монастыря. В связи с этим выявилась необходимость дать точное описание начальных событий печерской жизни. Преподобный Корнилий описал в своей работе крупные перемены в устройстве монастыря, монастырский быт, охарактеризовал деятельность своих предшественников. Его труд отличается хронологической точностью приводимых данных.
Игумен Корнилий и его ближайший помощник старец Вассиан были для XVI-го столетия удивительно культурными людьми, большими знатоками и любителями книг. В монастыре была собрана обширная библиотека, непрестанно пополнявшаяся, была создана настоящая книжно-литературная школа, задачами которой являлись сбор рукописей богослужебного, светского и житейского характера, розыск разного рода богослужебных книг, уставов и т. п. В задачи этой школы входили также собирание старинных актов, касающихся истории Пскова, переписка их в особые сборники, составление и переделка монастырских новостей, посланий, поучений и главное — ведение летописи.
Кроме того, известно, что игумен Корнилий завел большой монастырский “Синодик” для поминовения усопших братий, а также усопших благотворителей обители, что свидетельствует о понимании им долга признательности за все, сделанное для обители. Он начал вести “Кормовую книгу” с 1558 года, “Описание монастыря”, а также составил “Описание чудес Печерской иконы Богоматери”.
Другим делом усердия преподобного Корнилия было основание в 1538 году во Пскове, на Усохе, подворья для монастыря с каменной церковью в честь Божией Матери “Одигитрия”. При нем был устроен дом для служащих в новом храме и для приходящих из монастыря в город по каким-либо делам. Печерское подворье было основано для принятия святых икон из Псково-Печерского монастыря, приносимых с крестным ходом в город.
Затем игумен Корнилий занялся строительством в самом монастыре. Он перенес деревянную церковь во имя Сорока мучеников Севастийских, построенную при игумене Дорофее, за монастырскую ограду, на приезжий монастырский двор в Печерском посаде, где она стоит и ныне. На этом же дворе находилась часовня во имя великомученицы Варвары, а также помещение для остановки царя на случай его приезда.
На освободившемся месте в обители преподобный Корнилий в 1541 году поставил церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Он расширил и украсил монастырь и главный храм его — Успенскую церковь. Распространил и прокопал далее монастырские пещеры, как свидетельствует надпись на его гробе.
Пещеры Псково-Печерского монастыря
|
Для обращенных им в христианскую веру многих жителей — “чуди” соседнего города Нейгаузена он принял на себя труд по постройке православного храма в этом городке. Кроме того, преподобный Корнилий построил еще две церкви в Эстонии для вновь обращенных: Троицкую церковь в Агареве у озера Ахеро в Валгском уезде и церковь Рождества Христова в Топине Нейгаузенского прихода, а также некоторые другие. Построенные церкви блаженный Корнилий снабдил причтом, а также обеспечил церковной утварью и содержанием. Но, вскоре после неудачного окончания для России Ливонской войны и насаждения в Лифляндии католицизма, храмы эти были разрушены немецкими рыцарями.
Следует отметить, что в период своего правления монастырем преподобный Корнилий учредил при обители иконописную мастерскую (а также столярную, кузнечную, керамическую и другие), задачей которой являлось распространение икон среди новообращенных — жителей этого края.
“Будучи строгим монахом, преподобный Корнилий был и великим патриотом Русской земли и искренним сторонником общественно-политических интересов Московского государства” (Архимандрит Августин. Псково-Печерский монастырь. “ЖМП”, 1956, № 12, с. 30).
Для отвращения бедствий, грозивших Псково-Печерской обители, игумен Корнилий решил построить вокруг монастыря большую каменную ограду. В время семилетней войны Ивана Грозного с Ливонией (1558-1565) преподобный Корнилий воздвиг вокруг всего монастыря массивную каменную стену высотой в 5 арш., длиной в 380 сажен, а шириной более 2 аршин.
В результате возведения каменной ограды обитель превратилась в грандиозное оборонительное сооружение. Его могучие стены строились при непосредственном участии царского военачальника Павла Петровича Заболоцкого (впоследствии инока Пафнутия).
Преподобный Корнилий хорошо знал, что одних башен и стен недостаточно для защиты от врага. Поэтому, когда была закончена постройка каменной стены, над Святыми воротами игумен Корнилий по собственному проекту построил каменную церковь во имя Святителя Николая Чудотворца (1565 год) и тем самым поручил этому истинному защитнику чистоты веры христианской охранять православную обитель на границе с враждебными Православию народами.
Стены Псково-Печерского монастыря
|
Последующие события показали мудрую прозорливость преподобного Корнилия. Через десять лет после его кончины выстроенные им стены увидели врага. Несмотря на сильный натиск неприятеля, монастырь устоял.
Более 150 лет со времени своего основания служили стены монастыря — до заключения Ништадтского мира в 1721 году, положившего конец воинской деятельности обители. По заключенному тогда договору к России навсегда отошли Лифляндия, Эстляндия, Ингерманландия, часть Карелии, Выборгский округ и некоторые острова. Псково-Печерский монастырь оказался вдали от границ, вдали от опасности, не стало необходимости вооружать эту крепость.
За свою ревность к славе святой обители и к благу ближних, за то постоянное и неутомимое усердие, с каким игумен Корнилий совершал дело Божие, он много пострадал от клеветников.
Вот что записано о мученической кончине преподобного игумена Корнилия в летописи XVII века, составленной иеродиаконом Питиримом и являющейся первоисточником наших сведений: “Сей достоблаженный игумен Корнилий I на игуменстве 41 год и 2 месяца поживе; он постническим и святым житием не точию мнихом бе образ ко спасению, но и люди Нова града Ливонского (Нейгаузена), “чудь” называемая, христианской вере научи и святым крещением просвети и клирики устроя, во время же бывших потом на земли России мятежей много злая пострада и, наконец, от тленного сего жития земным царем предпослан к Небесному Царю в вечное жилище, в лето 1570 февраля в 20-й день на 69 году от рождения своего".
В одной древней рукописи, хранящейся в библиотеке Троице-Сергиевской Лавры, написано, что, когда игумен Корнилий вышел за монастырские ворота навстречу государю с крестом, царь, заранее разгневанный на него, своей рукой ссек ему голову, но тотчас же раскаялся и, подняв тело его, на своих руках понес его в монастырь. Обагренная кровью преподобного Корнилия дорожка, по которой царь нес безжизненное тело к церкви Успения, в память этого события названа “Кровавым путем”.
Свидетельством раскаяния царя Иоанна Васильевича служат щедрые пожертвования Псково-Печерскому монастырю, сделанные им после кончины Корнилия и, как утверждают, именно в память преподобномученика. Царь оказал обители много благодеяний и много способствовал украшению ее, наградил селами, золотом, книгами и прочим.
"Кровавый путь" в Печерском монастыре
|
Иван Грозный приказал вписать в синодик для поминовения имена казненных "опальных людей, ручным усечением конец принявших, сожженных, из пищалей простреленных, имена коих знал один Господь". Из Псково-Печерского монастыря были вписаны игумен Корнилий и старец Вассиан. Имя игумена Корнилия было отмечено также и в царском синодике.
В монастырской повести о причинах мученической кончины преподобного Корнилия ничего не сообщается. В народе распространилось предание о том, что это произошло за самовольное построение вокруг монастыря каменной ограды. Но вряд ли игумен Корнилий строил ее без ведома царя. Вероятно, Грозный велел ему соорудить небольшую стену, а увидев надежную каменную крепость, разгневался и заподозрил измену.
Тело игумена Корнилия было положено тогда в стене “Богом зданной пещеры”, вместе с его предшественниками, где пребывало 120 лет невредимо.
В 1690 году Маркеллом, митрополитом Псковским и Изборским, со священным собором, мощи преподобного Корнилия, “аки сокровище драгоценное”, были перенесены из пещеры в соборную Успенскую церковь и поставлены в новом гробе в стене.
В 1872 году, декабря 17 дня, при настоятеле монастыря епископе Псковском и Порховском Павле честные мощи с прежним гробом были переложены в новоустроенную медно-посеребренную раку, а в 1892 году, в третий раз, были переложены во вновь устроенную более благолепную медно-посеребренную раку, тщанием тогдашнего настоятеля архимандрита Иннокентия.
Подводя итог обширной деятельности самого выдающегося игумена в истории Псково-Печерской обители, можно в заключение сказать, что Корнилий был поистине для Псково-Печерского монастыря тем, чем Феодосий для Киево-Печерского монастыря.
Память святого преподобномученика Корнилия чтится 20 февраля/5 марта. Святость его не замедляет проявляться по отношению ко всем скорбящим, прибегающим к раке его мощей с верою и любовию. Всем им он приносит утешение.
Преподобномученик Корнилий Печерский
|
Святый преподобномучениче Корнилие, моли Бога о нас!
pskovo-pechersky-monastery.ru