Преображение Господне
Проповедь на Преображение Господне
По свидетельству святого евангелиста Луки, целью восшествия Христа на Фаворскую гору была молитва, а не преображение: «Взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошел Он на гору помолиться» (Лк.9,28). Само Преображение как чрезвычайный факт явилось следствием и результатом молитвы. Во время молитвы «вид лица Его изменился, и одежда его сделалась белою, блистающею» (Лк.9,29).
Божественное Откровение учит нас, что Бог не только живет во свете неприступном как в Своей, Ему присущей стихии, - Он сам в существе Своем есть Свет. Не случайно Он именуется Солнцем правды, могущим просветить каждого человека. В силу этого каждое разумное существо, как человеческой, так и ангельской природы, в общении с Богом, своим Творцом, имеет счастье попадать в сферу этого благодатного Света, просвещается, согревается и освящается лучами Его. Вспомним, как Боговидец Моисей, великий из пророков, которому были открыты тайны Божии, во время беседы с Богом на Синайской горе приобщился этого Божественного света не только на время, но на всю жизнь. Когда он сходил с горы, на него не могли смотреть, ибо лицо его излучало палящий свет. Моисей до конца дней своих носил на голове специальное покрывало.
В нашем общении с Богом, через нашу беседу с Ним мы имеем возможность приобщиться к свету и ходить во свете Христовом. Вот и сегодня мы пришли за этим в храм Божий и верим, что Просиявший ныне на Фаворе сияет во все дни и просвещает Своим светом всякого приходящего в мир.
Грех, а также его разрушительные последствия часто закрывают от нас свет Христов. И сами мы, как Адам после грехопадения, пытаемся скрыться от всевидящего ока, от светящих лучей Христа, стараемся скрыться в места темные и как будто незаметные.
По природе своей мы от того Света, мы часть Его. Преподобный Макарий Египетский из личного опыта свидетельствует, что в каждом человеке есть этот свет. Но пока наша душа скрывается в храмине плоти, плоть закрывает иногда этот свет. В минуты особого духовного подъема и озарения этот свет пронизывает все наше существо, освещая нас не только внутри, но и снаружи. Многие угодники Божии, по свидетельству преподобного Макария, достигали такой вершины совершенства, что их видели в огне стоящих и сияющих. Преподобные отцы учат, что в каждом человеке есть Божий свет, и если мы дорожим им, ходим во свете, умножаем его, то в момент, когда человек предстанет перед Богом, свет этот будет нашим лучшим одеянием, прекраснейшей одеждой нашего оправдания. Слово Божие говорит: «Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» (Мф.13,43).
Как же уберечь в себе Божественный свет? Как сохранить его и не погасить? – Для этого дается человеку благодать молитвы. Молитва – это беседа с Богом. Молитва – это средство общения с Ним. Сам Христос Спаситель неоднократно, и особенно в момент своего преображения на Фаворе, являл нам пример возвышенной молитвы, могущей творить дивные дела, приводить человека в состояние, называемое преображением.
У человека всегда есть счастливая и благодатная возможность приблизиться к Богу, открыть ему всю наготу своей души, все сказать в молитве. Молитва возносит человека горе, до небес, делает его собеседником Божиим и соучастником блаженства всех небожителей. Молитва подобна фимиаму, она доходит до небес, умиротворяет нас, угашает наши страсти и скорби, преображает нас.
Священное Писание, история Церкви, жития святых и духовный опыт свидетельствуют, что в час молитвы люди не только умом и сердцем возносились горе, но, преображаясь, телесно подымались над землей.
Молитва открывает человеку ведение, умножает благодатные дары Святого Духа. Святой пророк Даниил во время молитвы получил от архангела Гавриила весть о наступлении Царства Христовой благодати. Престарелые праведные Иоаким и Анна во время молитвы получили от Ангела радостную весть о рождении от них благословенной Отроковицы Марии. Святой Захария в молитве в храме принял от архангела Гавриила благодатную весть о рождении Иоанна Предтечи. В молитве Пресвятая Дева восприняла весть архангела Гавриила о рождении от Нее Сына Божия. В молитве преподобный Сергий получил откровение об умножении чад послушания. В молитве преподобный Сергий сподобился посещения Богоматери с апостолами. В молитве многие святые угодники получили чрезвычайные откровения, служившие потом утешением и назиданием верующим. Обо всем этом мы говорим сегодня для того, чтобы понять силу молитвы, могущую преобразить и нас по примеру нашего Спасителя. В преображении нуждается человек. Оно необходимо для жизни. Жажда преображения свойственна нашему духу в силу нашего богоподобия.
Каждое евангельское событие учит нас истине и делает нас причастниками этой истины. Но чтобы стать причастником истины, каждому из нас необходимо быть настоящим человеком, сыном Божиим, чадом Божиим, ходящим во свете Христовом. А таким может сделать нас молитва. В молитве можно познать, насколько благ Господь. Кто вкусит однажды этой благости, для того молитва станет потребностью.
В праздник Преображения Господня, испросим у Преобразившегося Господа дара боговедения Моисея, ревности пророка Илии, веры апостола Петра, любви апостола Иоанна, терпения апостола Иакова, сподобившихся быть свидетелями Преображения.
Господи! Молитвами Пречистой Твоей Матери да воссияет и нам грешным свет Твой присносущный. Не лиши нас последнего преображения, когда по Твоему неложному обещанию праведники воссияют, как солнце, в Царствии Отца Небесного. Аминь.
Митрополит Владимир (Сабодан)
Синаксарь на Преображение Господне
Приближаясь к вольным ради нашего спасения страданиям, Господь наш Иисус Христос начал говорить ученикам, что "должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту" (Мф.16:21). Он сказал это в Кесарии Филипповой после исповедания Его Апостолом Петром Христом, Сыном Бога живого, - "Ты - Христос, Сын Бога Живаго" (Мф.16:16).
Шел уже последний год трилетней проповеди Иисуса Христа и тридцать третий от рождения Его Пречистою Девою. Слова Христовы сильно опечалили учеников и особенно - Апостола Петра, который и начал прекословить Господу, говоря: "будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!" (Мф.16:22). Заметив скорбь учеников и желая облегчить ее, Иисус Христос обещает некоторым из них показать Свою славу, в какую облечется по Своем отшествии: "есть некоторые из стоящих здесь, - сказал Он, - которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем" (Мф.16:28).
Спустя шесть дней после изложенных событий, Господь в сопровождении учеников и множества народа отправился из области Кесарии Филипповой в пределы Галилеи; день уже склонился к вечеру, когда Он достиг Галилейской горы Фавор. Имея обыкновение удаляться ночью от учеников для уединенной молитвы Богу Отцу, Иисус Христос и на этот раз, оставив под горой народ и взяв из учеников с собою только Петра, Иакова и Иоанна, взошел с ними на вершину горы, чтобы помолиться, и здесь, отойдя от них на небольшое расстояние на возвышенный холм, предался молитве.
Три же Апостола, утомившись частью от восхождения на гору, частью от продолжительной молитвы уснули, как передает об этом святой Евангелист Лука: "Петр же и бывшие с ним отягчены были сном" (Лк.9:32). Во время их сна, когда близился рассвет, Господь Иисус Христос преобразился, блистая славою Своего Божества; по Его велению Ему предстали два пророка, - Моисей от мертвых и Илия из рая; они беседовали о предстоящих Ему в Иерусалиме страданиях и смерти.
Эта беседа и особенное проявление Божественной силы пробудили Апостолов; увидев неизреченную славу Господа Иисуса, - лицо Его, сиявшее как солнце, ризы, блиставшие белизною как снег, и двух мужей, стоявших в этой славе и говоривших с Ним, Апостолы пришли в ужас. По откровению Святого Духа, они тотчас в мужах узнали Моисея и Илию и поняли, что беседа идет о вольных Христовых страданиях; внимая ей, Апостолы стояли с трепетом, наслаждаясь в то же время зрением Божественной славы, насколько возможно было это для их телесных очей.
И Сам Господь явил им славу Свою в той степени, в какой может видеть земной человек и не лишиться зрения; для смертного человека недоступно лицезрение невидимого, бесзмертного Божества. Моисей некогда молил Господа, чтобы Он явил ему Свою Божественную славу лицом к лицу; Господь на это ответил: "человек не может увидеть Меня и остаться в живых" (Исх.33:20).
Когда беседа Христа с Моисеем и Илией приходила к концу и Апостолы, по внушению Святого Духа, узнали о скором отшествии их, Апостол Петр проникся скорбью, что пророки хотят скрыться из глаз их: он желал бы непрестанно наслаждаться дивным зрелищем Христовой славы и честных пророков; проникшись дерзновением, он сказал: "Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии" (Лк.9:33). Во время этих слов Апостола Петра светлый облак, представивший Христу обоих пророков, осенил Апостолов, окружив верх горы, чтобы опять по Божественному велению взять пророков и отнести каждого в его место; еще более убоялись Апостолы, когда, приближаясь ко Христу, вошли в самый облак и услышали говорящий из него голос: "Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте" (Лк.9:35).
При этих словах свыше Апостолы от великого ужаса окончательно утратили присутствие духа и в сильном страхе пали ниц на землю. В то время, когда они пали, распростершись, слава Господня, и вместе с нею и пророки, скрылась от них. Господь подошел к лежавшим на земле ученикам, говоря: встаньте, не бойтесь! Поднявши глаза, Апостолы никого не увидели, кроме Господа Иисуса. Начался рассвет, и они стали спускаться с горы; дорогою Господь заповедал им никому не говорить о видении до тех пор, пока Он, по страдании и смерти, не воскреснет в третий день из гроба, и они умолчали и никому не сказали за это время ни о чем из того, что удостоились видеть.
|
|