• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Поминовения
  • Таинство Крещения
19 августа 2023 года

Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа


Слово архимандрита Георгия (Капсаниса), игумена монастыря Григориат на Святой горе Афон, произнесенное в праздник Преображения Господня в 1985 г.


Сегодня мы перенеслись мысленно на Гору Фавор, туда, где совершилось Преображение Господа. Мы созерцали мысленно Богочеловека, Спасителя нашего преображающимся, сияющим яко солнце, одежды же Его были белы как свет. Мы видели представителей Ветхаго Завета, величайших людей Ветхаго Завета: пророка Илию и пророка Моисея, беседующих с Господом Иисусом. Мы видели святых Апостолов изумляющимися и удивляющимися. И как говорят те, кто бывал на Фаворе – на горе Преображения, – в самый день праздника вся гора благоухает. Вот, даже и таким знамением, – небесным благоуханием, – которое благоговейные паломники горы Преображения сегодня ощущают, Господь даёт ещё одно доказательство присутствия Своего и Своея Благодати на благословенной сей горе Фаворской.

Все христиане, которые любят Бога, имеют в себе стремление к Нему, – тоже хотят преобразиться. Мы не хотим, чтобы жизнь наша осталась плотской, мы не хотим, чтобы жизнь наша была низкой, приземлённой, утопающей в суете, в страстях, во грехах. Пусть даже мы и грешные и страстные, но в глубине души мы жаждем чего-то иного.

Мы желаем преобразиться, перестать быть страстными, соделаться духовными людьми, победить своего ветхаго человека, победить эгоизм, чтобы тьма, которая внутри нас была побеждена Светом Христовым, чтобы из мрачных, которыми мы являемся, соделаться и нам сияющими во Свете Христа уже здесь, в настоящей жизни.

Поэтому сегодня, когда мы видели Бога и Спасителя нашего во Свете сем, в нас вновь возгорелась жажда и любовь: когда же наконец и мы преобразимся, когда же и мы станем причастниками сего божественнаго Света, когда же и наша собственная жизнь станет светлой, духовной и святой, уподобится той светлой, святой и духовной жизни, которой была жизнь Сына и Слова Божия, Христа нашего?

Но само событие Преображения, то есть то, как именно произошло Преображение, указывает нам на то, каким образом и нам возможно насладиться сим Светом и просиять самим в этом Свете, чтобы и наша собственная жизнь стала лучезарной.

Давайте обратим внимание, братья мои, на три вещи:

Во-первых на то, что Преображение Господа произошло, согласно песнопениям нашей Церкви, «на горе высокой». Оно не случилось где-нибудь внизу, на равнине, но произошло на высоте. И Святые Отцы Церкви нашей объясняют, что смысл сего заключается в том, что человеку, чтобы удостоиться Света Христова, необходимо взойти на более высокое духовное состояние, необходимо победить свои страсти, необходимо исполнить заповеди Божии. Требуется восхождение, чтобы увидеть Бога. Не возможно там где ты находишься внизу: в земном, в наслаждениях, в удовольствиях, в суете, в приятном времяпровождении, невозможно там увидеть Бога. Ты должен возвыситься над всем этим. И как возможно тебе возвыситься над всем этим? Если будешь подвизаться, бороться за то, чтобы победить свои страсти, своего ветхаго человека, плотское мудрование, эгоизм, гордость, тщеславие, ненасытность, лакомство, чревоугодие, несправедливость. Когда против всего этого, живущаго в тебе, будешь бороться и преодолеешь исполняя заповеди Божии, то совершишь сие восхождение на гору Фавор, которое, – согласно Святым Отцам, – именуется деятельным подвигом.

Второй вещью, которую совершили святые апостолы, чтобы удостоиться сего Света, как мы это видели сегодня, было то, что они творили послушание. Они не восходили по своей воле, не говорили Господу: «пойдём на гору Фавор». Господь им сказал: «идите вместе со Мною, идёмте на гору Фавор», а они ответили: «да будет благословенно» и пошли с Господом, сотворили послушание. Следовательно, вторая вещь, которая необходима нам, чтобы удостоиться Света Божия и просиять самим в этом Свете, есть пребывание в послушании заповедей Божиих, Церкви Христовой и своего духовнаго отца. Невозможно человеку, без послушания Церкви Христовой и духовному отцу, увидеть Свет славы Господней, насладиться сим Светом и порадоваться им. Поэтому, второй вещью, на которую мы должны обратить своё внимание как православные христиане, является послушание – необходимое условие для того, чтобы смогла преобразиться наша жизнь.

Но не только святые Апостолы творили послушание, был послушен и Сам Владыка наш Христос. Он был послушен Богу Отцу, ибо волю Отца Своего творил всегда Богочеловек Господь. И если Господь приял сию славу Преображения и явил её яко Бог, а человеческая Его природа прославилась так, как тогда прославилась, то сие обязано и Его послушанию, которое Он с крайним смирением творил воле Своего Небеснаго Отца.

А третьею вещью, которая на нас производит впечатление и является условием для того, чтобы христиане могли удостоиться Света Божия, есть то, что святые Апостолы смогли удостоиться сего Света по той причине, что они были в общении со Христом, а посредством Христа и с Богом Отцом, и со всей Церковью. Они не были подобны отделившимся индивидуумам, не были людьми, которые стараясь быть благочестивыми замкнулись в самих себя, обособились от Христа и Церкви. Они всегда были частичками Церкви и именно потому, что они были частью Церкви и братства Господа, – они смогли увидеть Свет Христов.

Были в то время и многие другие люди более мудрые и достойные, вероятно и «лучшие» (в кавычках) по человеческим меркам, чем эти трое Апостолов, которые обладали и слабостями, и недостатками, как и сами они говорят об этом в Святых Евангелиях. Но, однако же, Свет Преображения не явился для более мудрых и достойных, а может быть даже и лучших, чем эти три Ученика, но он явился именно этим трём. Почему? Потому, что они были в лоне Церкви Христовой, были частью Церкви Христовой, были братьями Христу. Поэтому, совершенно очевидно то, что и мы с вами сегодня, если хотим удостоиться Света Христова, – должны быть частью Церкви Христовой. Только в Ней есть Благодать Божия. Только здесь есть Свет Христов, только здесь преображение, – во Святой нашей Церкви.

Поэтому, если мы имеем терпение, если пребываем в лоне Церковном, если подвизаемся быть живыми и сознательными частичками Церкви, участвуя во святых таинствах Церкви нашей, приобщаясь Телу и Крови Христа нашего, исповедуя со смирением свои грехи, – не сомневайтесь, что и нам возсияет Свет Христов, как возсиял он и всем святым людям жившим на земле.

Итак, братья мои, давайте будем радоваться сегодня, потому что сей Свет, который возсиял, неизреченный, всерадостный, всесвятой, всепрекрасный, дивный Свет, который ненасытно желали ещё и ещё, снова и снова созерцать, безконечно, Ученики Господни на Горе Преображения, можем и мы видеть и созерцать, ощутить и порадоваться ему уже сейчас, в нынешней жизни. Этот Свет Христов – для нас существует, если только мы исполним те три вещи о которых мы с вами говорили: восхождение, послушание и пребывание в Церкви Христовой, чтобы сознательно нам быть частью Церкви и братьями Христу.

Господь просиял для нас, а не для Себя, и Он хочет, чтобы и мы порадовались этому Свету. И я вам скажу ещё кое-что, братья мои: чем бы и как бы мы не радовались в жизни, если мы не порадуемся этому Свету, если не насладимся этим Светом, – истинной радости мы не почувствовали. И если чем-то нам и не удалось порадоваться и насладиться в жизни, но мы, однако же, видели сей Свет, – значит истинной радостью мы насладились и оправдалось наше существование. Тот, кто даже самую малость, хотя бы что-то смутно созерцал из того, что относится к Свету Христа, не желает больше ничего другого. Сей Свет есть Сам Бог. И если попробуешь, познаешь на опыте, вкусишь Бога, разве будет для тебя иметь хоть какую-то цену всё остальное, всё что есть в этой жизни?

Давайте же возжаждем и мы, братья мои, небесных благ, возжаждем небеснаго. Давайте не будем прилепляться к земному, тленному и суетному, повседневному. Желание наше да будет устремлённым на Небеса. Конечно же, мы будем продолжать ходить по земле, но наше око душевное, наш взгляд, вся наша жажда, вся наша ностальгия да будут устремлёнными к Богу. И даже если мы, как люди грешные, падаем, – в минуты нашей слабости, – не будем оставаться в таком состоянии, но будем подниматься снова и снова, и продолжать борьбу, до тех пор, пока Свет Христов не очистит нас всех изнутри, пока не просветит всех нас изнутри, пока не будет побеждено внутри нас грешное наше и страстное состояние, пока все мы не станем такими светлыми, Каким был Богочеловек Господь и Избавитель наш.

Вот какую радостную весть приносит всем нам сегодняшний день: истинную радость и Свет Христов. Желаю, братья мои, и вам, которые пришли издалека, с жаждой и стремлением, поклониться святыням Святой Горы, которая, – как справедливо было сказано, – есть Гора нетварных энергий, на которой возсиял сей Свет, Фаворский Свет Бога, – чтобы и вы таинственно, сердечно и умно, прониклись и исполнились сим Светом. Чтобы сей Свет вы имели в своём сердце. Пусть видение сего Света сопровождает вас, покидающих Святую Гору, пусть услаждает всю вашу жизнь, ваш жизненный путь с его ежедневным подвигом, все ваши трудности личные и семейные. Чтобы сей Свет всегда радовал вас, чтобы сей Свет вас приводил к Небу, чтобы сей Свет был вам утешением в час исхода из этого мира, и чтобы сей Свет был радостью всех нас в вечном Царствии Господа нашего, которое есть Царство сего невечерняго Света.



Архимандрит Георгий (Капсанис)

azbyka.ru