• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Поминовения
  • Таинство Крещения
16 февраля 2019 года

Праведный Тиуне Цугихаре - святой Японской Православной Церкви

В день памяти равноапостольного Николая, архиепископа Японского предлагаем читателям историю жизненного подвига местночтимого святого Японской Православной Церкви Тиуне Цугахире, спасшего от физического уничтожения в годы Второй мировой войны две с лишним тысячи еврейских семей.


Тиуне Цугахире (в другом прочтении Сугихара) родился в 1900 году. Он был вторым сыном в семье врача из японского городка Яоцу Ёсимидзу Цугахире и его жены Яцу. В семье, кроме Тиуне было еще четверо мальчишек и младшая дочка.

Семья была небогатой и отец Тиуне мечтал об успешной карьере для своих детей, поэтому отправил своего второго сына, отлично учившегося в школе, в медицинский колледж.

Однако Тиуне не хотел становиться врачом и специально завалил вступительные экзамены. Это на некоторое время поссорило его с отцом, но позволило поступить в избранный им университет Васада на отделение английской литературы.

Там он учится год, одновременно работая, чтобы оплачивать обучение. Однако, нагрузки для него становятся слишком велики и тогда он переводится в только что открывшийся Русско-японский лицей в Харбине, где платят стипендию, потому что правительству Японии остро нужны русскоговорящие дипломаты.

В Харбине Тиуне знакомится с Православием и оно настолько поражает его своими духовными сокровищами, что он принимает крещение с именем Павел (по другим сведениям, Павлом звали священника, который его крестил, а Тиуне получил крещальное имя Сергий).

Лицей Цугахире покидает одним из лучших учеников, овладев русским, английским и немецким языками.

По окончании лицея, Цугахире служит в армии и, после этого, вновь получает распределение в Харбин от МИДа Японии. Там молодой дипломат деятельно проявляет свои христианские убеждения, создавая детские дома для китайских детей, которые остались без родителей после японского вторжения в Китай.

Активно общаясь с русскоязычным населением Харбина, он женился на уроженке Белоруссии Клавдии Семеновне Аполлоновой. Позже, перед отъездом в 1935-м году Тиунэ в Японию, они разведутся.

Сугихара зарекомендовал себя отличным дипломатом и настоящим экспертом в отношениях с Советской Россией. Со временем он занял должность заместителя министра иностранных дел Маньчжоу-го – государства, находившегося под полным контролем Японии. Именно ему доверили переговоры о приобретении Японией Китайско-Восточной железной дороги, которые завершились более чем выгодным для Японии договором.

Карьера сулила небывалые перспективы, но в 1935 году Сугихара неожиданно подал прошение об отставке. Причина – несогласие с действиями японской армии после ее вторжения в Китай в отношении мирного населения. Отставку не приняли, но Тиунэ отозвали в Японию.

В 1936 Тиуне женился вторично на японке Юкико Кикути, также принявшей Православие, и в счастливом долголетнем браке с ней стал отцом четверых детей.

В марте 1939 Сугихара был назначен вице-консулом в Каунас, который тогда был столицей советской Литвы. Он стал первым японским дипломатом в этой республике СССР.

Когда в 1939 году нацистская Германия напала на Польшу и в результате операции «Вайс», оккупировала большую часть этой страны, там началась охота за остатками деморализованной польской армии.

Брать в плен польских жолнежей в планы нацистов не входило и их старались уничтожать физически. Зная об этом, Цугахире, хотя и представлял страну-союзницу нацистской Германии, помог нескольким польским подразделениям сохранить жизнь, организовав их переправку в Швецию.

В 1940 году в Польше начались еще большие ужасы — массовое истребление нацистами еврейского населения этой страны, в результате которого, по некоторым оценкам, погибло около 1 000 000 человек.

Спасаясь от смерти, еврейские семьи бежали в Советский Союз. 

«На площади у здания консульства стояли сотни людей — мужчин, женщин и детей. Я помню их глаза — уставшие и отчаянные. Женщины плакали. Маленькая девочка сидела в луже, измученная и испуганная», — вспоминала позже Юкико, жена дипломата.

Но, по тогдашним законам и соглашениям с Германией, беженцев обязаны были вскоре депортировать обратно. Их могли спасти дипломаты, выдав транзитные визы через СССР от своих правительств.

Советский консул, имени которого эта история не сохранила, был согласен выдать транзитную визу всем желающим, но при одном условии: они должны были иметь и японскую транзитную визу для того, чтобы проехав транзитом через СССР и Японию, отправиться в другие страны тихоокеанского региона.

31 июля 1940 года консул Цугахире получил распоряжение Министерства иностранных дел Японии - виз никому не давать.

Но Тиуне Цугахире был христианином и поступил вопреки подобному распоряжению. Он говорил близким и коллегам: «Если я повернусь спиной к тем, кто нуждается в моей помощи, я предам свои убеждения, как христианин».

Хотя решение нарушить приказ начальства далось человеку, воспитанному в традициях жесткой иерархии, очень нелегко, он стал выписывать сотни и тысячи транзитных виз для еврейских семей.

Многие беженцы не имели всех необходимых документов для формального получения визы. Большинство из них не имело требуемой для визы суммы денег. Некоторые не имели вообще никаких документов. Сугихара подписывал все.

Весь август 1940 года Сугихара провел за письменным столом. Официальные бланки виз быстро закончились, и он был вынужден чертить их от руки, что только увеличивало нагрузку. Авторучки ломались в пальцах. Чтобы выполнить норму в 300 виз в день, консулу приходилось работать с восьми утра до поздней ночи.

Когда консульство закрыли, он продолжил выписывать транзитные документы в своем гостиничном номере. А когда дипломату предписали уезжать из Литвы, последние чистые листы с печатями он бросал уже из окна поезда, на котором покидал страну. Всего Цугахире успел выписать 2139 виз.

За 29 дней усилиями этого человека было спасено более 6 000 евреев, пытавшихся избежать ужаса нацистских концлагерей. Сегодня около 40 000 человек по всему миру считают, что живут на земле благодаря Тиунэ Сугихара.

Непослушный начальству дипломат был отправлен из Каунаса в Прагу, потом в Кенигсберг, а в конце концов оказался в Бухаресте, где его арестовало советское командование. Полтора года бывший консул и его семья провели в лагере для дипломатических работников в Румынии.

На родину Тиунэ попадал лишь в 1947-м. В Японии, однако, Сугихару никто не ждал. Его уволили из Министерства иностранных дел. Формально - "по сокращению штатов». А неофициально ему было сказано, что уволен он за самоуправство во время “литовского инцидента”. Причем, уволили с “волчьим билетом”, так, что устроиться на работу ни в одно государственное учреждение он не мог. 

Чтобы прокормить семью, Сугихара брался за любую работу. Но человеку в его возрасте и с его образованием найти хоть что-то приличное в то время практически не было возможности. Он работал почасовым переводчиком и репетитором, торговал электрическими лампочками вразнос.

Но, по воспоминаниям жены Сугихары Юкико, Тиунэ никогда не жаловался на правительство или министерство, лишившее его средств к существованию. И никогда не рассказывал никому о том, что ему обязаны жизнью более 6000 человек.

В 1960 году Сугихара наконец получает неплохую работу в торговом представительстве частной японской компании в Москве, где в 1968 году его узнал один из спасенных им людей.

Оказалось, что с самого конца войны те, кого когда-то спас Сугихара, объединились в поисках японского дипломата, рискнувшего своей судьбой и жизнью для спасения тысяч людей. Японское правительство отказывалось сотрудничать с организацией “Спасенные Сугихарой” и не давало никаких сведений о судьбе бывшего консула. И только спустя 28 лет, случайно, экономическому атташе посольства Израиля в Токио удалось найти своего спасителя.

В 1969 году Сугихара Тиунэ посетил Израиль. Он сам и вся его семья стали почетными обладателями пожизненной визы в эту страну. Его дом в Фудзисаве теперь постоянно наполняли письма и приглашения от благодарных людей.

Тиунэ Цугихаре умер 31 июля 1986 года у себя дома в Фудзисаве. Соседи очень удивились, когда на похороны незаметного старика внезапно прибыл израильский посол в Японии и множество людей, пожелавших почтить его память.

Юкико Цугахире вспоминает случай, произошедшей с нею уже после смерти мужа: «Недавно я была в Израиле, и ко мне подошел мальчик лет пяти или шести. Он сказал, что его не было бы на свете, если бы не мой муж, спасший от смерти его деда».

Тиунэ Цугихаре входит в десятку самых известных японцев в мире и почитается как местночтимый святой в Японской Православной Церкви, в лике праведных. 



источники: "Православие ФМ", asiarussia.ru