• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Поминовения
  • Таинство Крещения
27 декабря 2018 года

Пою Богу моему, дондеже есмь...

Духовные наставления блаженной памяти герондиссы Харифéи (†2000), игумении монастыря святого Ираклидия, Кипр.


На всех богослужениях Герондисса молилась со многим вниманием и умилением. По храму советовала нам передвигаться предельно тихо и осторожно, следить за каждым своим движением. Делала нам замечания по поводу наших безцельных перемещений и признавалась, что и сама много раз понуждала себя, даже в случае крайней необходимости, не выходить из храма во время службы. 

Рекомендовала нам не забывать о том, что храм – это дом Божий, и мы должны стоять в нем со страхом и трепетом, а когда наш ум рассеивается и не может сконцентрироваться на молитве, вспоминать особый тропарь: «В храме стояще славы Твоея, на небеси стояти мним…» И когда мы утвердимся в этой мысли пред Богом, она будет понуждать нас к молитве, потому что сама молитва есть внутренняя потребность человека. Человек отдыхает, когда молится. 

Во время богослужения, даже во время чтения канонов, когда монахам позволяется сидеть, Герондисса стояла прямо и неподвижно, выстаивая так практически всю службу. А ей ведь было не 30–40, а 80 лет! В ее старческом теле пребывала по-юношески пылкая душа. Не раз, когда она когда замечала, что мы мысленно парим в облаках, говорила со своего места: 

– Сестра, что ты бродишь? – тем самым понуждая нас внимать словам молитв.

Особенно любила Герондисса Божественную литургию. В письме от 1 сентября 1982 г. она пишет:

«Благословен Бог, который ежедневно дарует нам обилие Своих благ, и материальных, и духовных. Сегодня 1-е сентября, начало индикта и праздник стольких святых нашей Церкви! Отслужили Литургию и возрадовались духовно… И в самом деле, эти ежедневные Литургии – особая радость для меня. Кроме того, цель нашей монашеской жизни – духовный труд, духовное восхождение. Это наше общее устремление и даже обязанность перед Богом. И эта цель достигается посещением Божественной Литургии и частым причащением Святых Христовых Таин. Какие великие, божественные, неизреченные, безценные Дары дает нам Господь! Как же мы не осознаем величия дара и щедрости Дарителя?! Мы достойны осуждения!»

Герондиссу до глубины души волновало искусство церковного пения. Она была регентом правого клироса. Только последние два года своей земной жизни, из-за ухудшения здоровья, она не пела в храме, хотя постоянно желала этого и скучала по клиросу. Когда сестры, движимые любовью, говорили ей: «Довольно, Герондисса, Вы устали и больше не можете петь», – она отвечала с дерзновением: «Пою Богу моему дондеже есмь!» И действительно, до последнего вздоха, пела в больнице тропари Богородице «Взбранной Воеводе» и «Красоте девства Твоего». Она очень любила церковное пение, для нее это был способ выразить, излить Господу исполненное святой любви сердце. К одному знакомому архимандриту, с которым Герондисса переписывалась, она обращается так: 

«Полагаю, Вы вполне удовлетворены своей духовной жизнью. Наверное, служите сейчас Литургию. Светлые духовные праздники, которые установила Святая наша Церковь и которые воспеваются в прекрасных гимнах во славу сошедшего на землю Господа, мы проводим в несказáнной духовной радости. И как хорошо, что Вы к тому же участвуете в таинствах и имеете счастливую возможность петь на клиросе! Церковными песнопениями, которые захватывают, возвышают нас, невозможно насытиться. Уверена, Вы можете описать это лучше. 

Радуйтесь о Господе, отец И., и благодарите Бога, Подателя всех благ, за величайший дар, которого Он Вас удостоил. С Богом все легко преодолевается – и болезни, и жизненные трудности, потому что мы верим, что Он с нами рядом и направляет нашу жизнь на пути духовного совершенствования. С другой стороны, Он сказал, «не оставлю тебя и не покину тебя» (Евр. 13:5). Конечно, невозможно жить без трудностей, но у нас есть надежда спастись терпением и святыми молитвами. 

На этом заканчиваю и жду Вашего ответного письма. Напишите, как чувствуете себя. Искренне желаю Вам духовного возрастания и плодотворного в плане добродетелей Нового года. 

С уважением и любовью во Христе 
Игумения монастыря святого Ираклидия Монахиня Харифея»

Когда мы спросили Герондиссу, каким образом человек может избежать искушения леностью в молитве, она сказала: 

– Нужно быть искусным, чтобы понуждать себя, чтобы заставить себя протянуть хотя бы одну чётку. Зато потом ты не сможешь остановиться, пройдешь и второй круг, и третий. Блаженство! Христос не оставляет тебя! Сама молитва учит, как нужно молиться, и не нет особой нужды в учителе, если тобой движет любовь к Богу. 

Смиренно просите Бога: «Господи, Иисусе Христе, помоги мне спастись. Научи меня молиться, научи соблюсти себя в чистоте пред Тобою, Боже мой. Господи Боже наш, мир Твой даждь нам. Созижди нас, Господи. Соделай нас чадами Твоими, Боже. Даруй мир душам нашим». 

Так, умоляя Бога соделать нас Его чадами, восставить нас, откроем Ему свои сердца, чтобы Он сотворил Себе в них жилище. Бог не приходит, если мы не зовем Его, потому что Он уважает человеческую свободу. 

Душевный мир – это плод благодати Божией, он водворяется только в смиренных и чистых сердцах. К сожалению, сегодня души человеческие растревожены и очень нуждаются в этом Божием мире. И конечно же, мир душевный – обязательное условие любого духовного труда. Будем молиться Богу мирно, неторопливо. Так потихоньку человек научается молитве. 

Однако необходимо упорство, так как молитва не должна ограничиваться только временем, отведенным для нее, она должна быть непрестанной. Неужели, находясь в церкви столько часов, мы не молимся? Ведь слушаем и читаем – с книгой в руках, с четками за поясом – о трудах и подвигах святых отцов, которые служили Богу и в голоде, и в холоде, и в нищете, в скорбях и мучениях. Если мы считаем, что, исполнив определенное правило, мы вольны суетиться и хлопотать о всевозможных вещах, то нам еще далеко до монашества. 

Молитва требует усилия, требует борьбы, но это нечто совершенно индивидуальное, и каждый человек может молиться Богу, как хочет, как ему удобно. И даже когда человек достигает истинной молитвы и богообщения, его сердце не в состоянии прекратить ежеминутно призывать Господа.

Когда мы сказали, что не имеем умиления в молитве, Герондисса ответила: 

– Эх, сестра, если ты только представишь, если возьмешь во внимание, хотя бы на минуту, страдания Христовы, неужели не придешь в умиление? Ведь это не мелочь какая: Сам Бог взошел на крест! 

На каждой Божественной литургии я вижу Христа, причащающего святых апостолов, я переношусь на место Его Святых Страстей, размышляю о Его безконечном милосердии и смирении по отношению к Своему созданию, – и плачу. Может ли человеческое сердце не сокрушиться, не преклониться, не разрыдаться от любви и умиления перед таким Богом? Думайте так – и увидите, как слезы потекут рекой, когда будете молиться. Постараемся так подвизаться и, если Богу будет угодно, если Он соблаговолит, у нас будут и слезы, и умиление в молитве. 

Но никогда не теряйте надежды. Бог велик и преисполнен любви. Мы не должны забывать, что Он пришел в мир во плоти, чтобы мир мог спастись Им. 



С греческого перевела Наталия Кривенко 
Источник: http://apantaortodoxias.blogspot.com, "Иное житие"