Сегодня суббота первой недели Великого поста. И сегодня впервые в этом Великом посту в храме читалось Евангелие. Как вы, наверное, знаете, в великопостный период богослужение проводится по особому чинопоследованию, в соответствии с которым Евангелие на первой неделе Великого Поста, с понедельника по пятницу включительно, не читалось. То есть сегодня первое евангельское чтение, которое мы слышим в храме в Великом посту.
Но вот что удивительно. Ведь тот евангельский текст, который нам с вами сегодня предложен, на первый взгляд никак не связан с Великим постом. Ведь речь шла о том, что Христос проходил со Своими учениками через засеянные поля. Апостолы, желая утолить голод, стали срывать колосья, очищать зерна от шелухи и есть их. А дело происходило в субботу. И фарисеи, увидев эту картину, стали упрекать Христа, говоря: «смотри, что они делают в субботу, чего не должно делать».
Действительно, суббота, как мы уже не раз об этом говорили, была заповедным днем Господним. Каждый правоверный иудей должен был неукоснительно соблюдать этот день. С одной стороны, это был день молитвенного собрания, чтения слова Божия. А с другой стороны, это был день покоя. Ведь само слово «суббота», по-еврейски «шаббат», переводится как «покой». То есть человек в этот день не должен был работать.
И вот некто из фарисеев, о ком Господь сказал: «вы, оцеживающие комара и проглатывающие верблюда», вот эти законники и усмотрели в движении рук апостольских, очищающих зерна от шелухи, какую-то трудовую деятельность, а значит, и нарушение субботнего покоя.
Господь им в ответ приводит пример из жизни царя Давида. Он говорит, что Давид – царь, пророк, псалмопевец и основатель Израильского государства в какой-то момент тоже нарушил закон: он захотел есть и съел хлебы предложения, то есть тот самый хлеб, который согласно богослужебной традиции Израиля, могли есть только священники во время богослужения в храме.
Христос приводит в пример Давида, потому что для фарисеев Давид был высочайшим авторитетом. А затем Господь произносит фразу, которая является ключевой в сегодняшнем евангельском отрывке: «Суббота для человека, а не человек для субботы». То есть день покоя, день молитвы, день воздержания от трудов дан Богом в помощь человеку для его телесного отдохновения и духовного возрастания.
И не случайно первым в Великом посту Церковь нам предлагает именно это евангелие. Ведь, казалось бы, можно было бы подобрать более подходящий к тематике поста текст. Ну скажем, тот эпизод, когда ученики спрашивают Христа, почему они не могли изгнать беса из этого человека. А Господь отвечает, что «сей род изгоняется только молитвой и постом», то есть совершенно явное указание о пользе поста и о силе его воздействия на темную силу. Или, скажем, можно было бы напомнить о сорокадневном посте Господа в пустыне перед тем, как он вышел на служение, на свою проповедь.
Но Церковь напоминает нам именно об этом, казалось бы, менее значительном событии, о срывании колосьев в субботу. И делается это не случайно. Ибо напоминает нам Церковь о посте, как бы немного перефразируя слова Христа: пост для человека, а не человек для поста. Пост – это не цель, а средство к достижению цели.
Цель поста заключается не в том, чтобы человек скрупулезно исполнял все его предписания. А чтобы, исполняя эти предписания насколько это возможно, человек внутренне менялся к лучшему, преображался, стал ближе к Богу, в конкретных делах проявил это свое внутреннее изменение.
Не Богу мы делаем приятное тем, что постимся: пост не для Бога, а для нашего обновления, духовного и телесного. Вот так мы должны с вами воспринимать пост.
Но, к сожалению, и сегодня во многих из нас живет фарисейская психология, которая очень успешно прошла сквозь толщу веков и тысячелетий. И сегодня многие идут по куда более легкому пути: отказывая себе в какой-либо пище, соблюдая внешние правила церковной дисциплины, ставя свечу в храме, но все это не сопровождается никаким внутренним изменением человека. И забывают такие люди о том, что Богу не нужна ни наша свеча, ни наша жертва, Его не интересует наш пищевой рацион – Богу нужно наше сердце, наша открытость Ему и наша любовь: «Сыне, дай Мне сердце», – говорит Господь. И можно не есть, не пить, не спать весь пост. Но если сердце остается глухим, если никаких положительных изменений в духовной жизни человека не происходит, если не загорается внутри тебя огонь любви, но не абстрактной любви к Богу, которого не видишь, а реальной, к человеку, который нуждается в твоей помощи, и ты реализуешь эту любовь через конкретные добрые дела, если это происходит, то слава Богу, мы на правильном пути и достигаем цели поста. А если нет, то тогда грош цена всему нашему воздержанию и всем нашим внешним подвигам.
И конечно, если человек без всяких на то причин не соблюдает пост – это грех. Но если он начинает уж слишком оцеживать комара и, глядя на обыкновенный хлеб, с подозрением думать, а нет ли там, упаси Бог, чего-либо скоромного, то, знаете, это самое настоящее фарисейство.
И очень часто мы можем наблюдать, как те люди, которые очень придирчиво относятся к соблюдению внешних форм, никакого внутреннего содержания в себе не имеют: ни любви, ни сострадания, ни спокойствия, ни гармонии, ни радости – ничего; только сухость, раздражение и бездушие.
А вот давайте вспомним, кто осудил Господа на смерть крестную? Да вот такие постники и законники, книжники и фарисеи. Значит, внешнее проявление благочестия без внутреннего содержания не только не имеет никакой ценности в очах Божиих, но и может привести к богоубийству.
Вот почему Церковь и предлагает нам первым в Великом посту именно это евангельское чтение, а не какое-либо другое. «Суббота для человека, а не человек для субботы». Или говоря применительно к сегодняшнему дню: пост для человека, а не человек для поста.
Господь дает нам пост, как средство воспитания и изменения к лучшему. Не мы свое воздержание дарим Богу. Ведь Богу ничего подарить невозможно, кроме добрых дел, совершенных во имя Его.
Постараемся не забывать об этом весь пост, помня, что молимся мы на длительных богослужениях, воздерживаемся от чего-либо – для нас это все, нам это все надо, и нашего ради спасения. Аминь.
≈ протоиерей Александр Глебов
azbyka.ru