Беседа о духовной жизни в день памяти преподобного Антония Великого.
Сегодня я бы хотел привести краткое назидание из жития святого отца нашего Антония Великого. Когда авва Антоний жил в египетской пустыне, его атаковали многочисленные греховные мысли. И он сказал Богу: «Господи, я хочу спастись, но эти мысли не оставляют меня в покое. Что мне делать в моей скорби? Как мне спастись?»
Вскоре после этого он вдруг увидел такого же человека, как он сам, который сидел за плетением четок. Незнакомец вставал от работы, чтобы помолиться, потом опять садился и начинал плести и снова вставал помолиться. Это был ангел Господень, посланный, чтобы исправить и успокоить авву Антония. Ангел сказал ему: «Поступай так, Антоний, и ты будешь спасен». При этих словах авва исполнился радости и ободрился, он стал так делать и был спасен.
Это назидание из жития святого Антония Великого написано другим отцом в лике святых, Афанасием Александрийским. Чему мы должны научиться из этого небольшого и замечательного примера? Во-первых, давайте обратим внимание на то, что святой Антоний при всей его духовной силе был человеком, который глубоко и серьезно подвизался. И пусть это будет напоминанием для нас в противовес тому, что так часто остается невысказанным в нашем восприятии святости, будто в духовной борьбе святых упраздняются всякие искушения. Настоящая духовность, истинный духовный рост заключается в борьбе с искушениями, в приобщении к этой борьбе, а не в ее упразднении или отказе от нее.
Святой Антоний достиг святости путем большой и глубокой духовной борьбы. И так как он жил в пустыне, он искушался собственными греховными мыслями. Я подчеркиваю это потому, что так часто общаюсь с людьми, которые глубоко обескуражены живучестью своих греховных мыслей. Мы снова и снова приходим на исповедь подавленными, потому что те же самые мысли, которые тяготили нас вчера, на прошлой неделе, в прошлом месяце и в последнее десятилетие, до сих пор преследуют нас, и, как бы мы ни старались, они все еще остаются. Они по-прежнему приходят, чтобы искушать и насмехаться над нами во время молитвы и не только. И очень многие люди находят в этом источник духовного уныния, если не отчаяния. Но мы видим одного из величайших святых нашего монашеского наследия, одного из величайших святых во всей Церкви, который жил настоящей подвижнической жизнью в пустыне и подвергался множеству греховных мыслей.
Так давайте же утешаться тем, что у нас есть святой отец, который испытал то же, что и мы, и точно знает, что значит бороться, как мы в своей собственной немощи боремся сегодня.
Он вопрошал Бога: «Господи, я хочу спастись, но эти мысли не оставляют меня в покое. Что мне делать в этой скорби? Как мне спастись?» Это вопрос, с которым сталкивается каждый из нас в какой-то момент жизни, когда мы действительно начинаем видеть масштабы и постоянство наших греховных путей: «Господи, возможно ли мне спастись, именно мне? Я знаю, что ты можешь спасти других, но можешь ли ты спасти меня?»
Даже святой Антоний задает этот вопрос. И, как часто бывает в подобных историях из древних патериков, мы видим, что Божий ответ приходит не в форме прямого ответа. Авва Антоний смело задает свои вопросы, но ответ ему приходит не в словах, не в фразе, а в том, что Бог позволяет ему видеть Своего ангельского служителя. Святой, излив пред Богом таким образом свое сердце, вдруг видит ангела в образе сидящего за работой человека, который был послан ему для утешения. И надежда для нас здесь заключается в следующем: святой Антоний исполнился радости, стал делать так, как показал ему ангел, и был спасен.
|
Какой урок мы можем вынести из этого? Очевидно, что Бог желает и имеет силу спасти каждого человека, который ищет этого. Нет такого греха и искушения, которые могут отлучить человека от любви Своего Искупителя. Каждый из нас время от времени оплакивает свой грех, потому что с нашей точки зрения он кажется непобедимым. Но с точки зрения Бога, Который имеет силу победить даже смерть по Своей воле, нет ничего во всем творении, не говоря уже о моем грехе, чего Он не мог бы победить.
Вопрос, что нам делать? Должны ли мы стоять день и ночь перед Богом и говорить: «Я пытаюсь, но у меня ничего не получается. Выхода нет. Мой грех слишком силен»? Будем ли мы снова и снова оплакивать нашу жалкую участь? Соблазн к тому очень большой, и все мы склонны к хныканью. Мы часто жалуемся перед Богом: «Моя жизнь тяжела, у меня столько соблазнов». Это правда, но Бог каждый раз нежно обращается к нам и говорит: «Да, чадо, а теперь что ты будешь делать?» Это христианская жизнь с ее борьбой, и ее нужно прожить.
Быть христианином – это не значит стоять в углу и ждать, пока ко мне придет спасение. Быть христианином – значит жить жизнью Христа, жить тем, во что мы верим. А мы верим, что Бог победит наш грех. Мы верим, что лукавый побежден. Мы верим, что истинная, небесная жизнь достижима для каждого христианина.
Поэтому, обладая такой верой в сердце, мы должны действовать. И это то, что делает святой Антоний, когда он видит ангела в образе человека. Ангел находится в действии. Он сидит и работает. Затем он встает и молится. Когда его молитва завершена, он опять садится за работу и потом переходит от этой работы к молитве.
И мы можем убедиться из наследия пустынников и всего монашеского предания, что с чем большим усердием и верой совершаются это дело и эта молитва, тем больше они смешиваются между собой и превращают через пот и кровь жизнь подвижника в святую. Так что работа превращается в молитву, а молитва – в радостную, небесную работу. Таким образом вся жизнь подвизающегося возносится к Богу и преображается. И по этой причине ангел обратился к святому Антонию и спокойно сказал: «Поступай так и спасен будешь». Эти слова должны слышать и мы, когда наше собственное сердце вопиет к Богу: «Я стараюсь, я хочу спастись, но не знаю, как. Возможно ли это вообще?» Мы должны услышать, как Христос через Его ангелов, через Его святых, через Его Церковь и пастырей говорит нашему собственному сердцу: «Поступай так, чадо, и ты будешь спасен».
Живите жизнью, посвященной Богу. Выполняйте работу, которую вам поручают, соответствующую вашему призванию. Переходите от работы к молитве, и от молитвы к работе, пока они не смешаются воедино. И все, что вы делаете, будет для Бога. Как и все, что делается для вас, вы будете видеть исходяшим от Бога, ведущим вас к Его славе. Прислушаемся же к совету, который преподобный Антоний услышал от ангела, будем поступать так и найдем утешение. Чтобы однажды, когда-нибудь, по милости любящего Бога нашего о нас тоже могли сказать: «Он был исполнен радости и бодрости, он поступал так и был спасен».
Молитвами святого отца нашего Антония Великого Египетского и всех святых помилуй и спаси нас, Господи. Аминь.
Епископ Ириней (Стинберг)
Ancient Faith, monastery.ru