1/14 октября Русская Церковь празднует Покров Пресвятой Богородицы. В этом светлом празднике выражается особая близость к нам Пресвятой Девы, которая, с давних времён и до наших дней, простирает Свой всесильный Покров над теми, кто всем сердцем обращается к Ней.
“Днесь, благовернии людие, светло празднуем", – поёт святая Церковь за сегодняшним богослужением. Что же празднуем мы сегодня? Память события, случившегося тысячу лет назад в чужой стране, за синим морем? Или, может быть, мы радостно благодарим Бога и Его Пречистую Матерь за то, что тогда сарацины не смогли погубить православный город и он чудом Божиим, предстательством тёплой Заступницы мира холодного был пощажён завоевателями? А кто-то, возможно, видит в этом празднике отголоски языческой старины и полагает, что сегодняшнее торжество – всего лишь завершение сельскохозяйственного года, итог полевой страды, начало благословенного отдыха земледельца, когда закрома полны новым урожаем, когда тело, измученное летними трудами может, наконец, возопить, как безумный богач: “Душа! Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись.” Не думайте, что такое объяснение праздника так уж невероятно для современного христианина; лучше вспомните, что многие из нас, кто в глубине души, а кто и не скрываясь особенно, веруют, что Покров Пресвятой Богородицы – не что иное, как праздник первого снега.
Так что же мы празднуем сегодня, отчего тепло на душе среди холода и ненастья осени, зачем возносятся с клиросов церковных и из душ наших ликующие песнопения? Нет сомнений, мы все хорошо знаем, что именно мы празднуем: явление Пресвятой Богородицы, простёршей Свой блистающий Покров над народом Божиим во Влахернском храме Константинополя тысячу лет тому назад, как это открылось духовному взору святого Андрея, Христа ради юродивого, и ученика его Епифания. Знаем, но всякий раз почему-то забываем об этом. Иначе чем же объяснить наше такое частое уныние, наши бесконечные жалобы на невыносимую тяжесть жизни, чем, как не забвением, оправдать наши бесконечные стоны и вздохи о “смутном времени”, в котором Господь судил нам жить?
А между тем – и это то, о чём нам также следовало бы помнить, – святому Андрею Мать Пресвятая Богородица открылась тогда с Пречистым Ликом, залитым слезами. Та, Которую мы с тихой радостью зовём “Умягчением злых сердец”, проливала слёзы жалости о каждом из нас: о праведниках и грешниках, о злых и добрых, о молящихся и богохульствующих. Как когда-то предсказывал своим апостолам Её Божественный Сын, когда говорил им на Тайной Вечери: “Печаль ваша в радость будет”(Ин.16.20), – так печаль Матери Божией, пречистые Её слёзы о несчастном роде человеческом сделались радостью всем нам, христианам, которые вместе с Церковью Христовой почитают Пресвятую Деву Матерью и Защитницей всех людей.
Поэтому и празднуем мы не очередную годовщину некоего исторического события и, уж конечно, не банальную смену времён года, а Праздник Защиты и Заступничества. Никто из нас теперь, не кривя душой, не может посетовать на то, что некому за нас, одиноких и брошенных, молится, некому нас, грешных, пожалеть, некому заступиться за нас и сказать на Страшном Суде Господу: “Он грешил, Господи, но вопреки Закону Твоего Правосудия, прости и пощади его!” Уж если Она, чьего Сына мы распяли и теперь предаём по семьдесят раз на день, проливает о нас слёзы жалости и сочувствия, уж если Она с тех давних времён до наших дней простирает над беснующимся миром Свой всесильный покров, чего же нам бояться? Зачем тосковать и унывать в одиночестве и недугах душевных и телесных?
Да, есть ещё надежда и упование, есть ещё время и способ оказаться достойными этих святых слёз. Бог ещё длит нашу жизнь. Он, по молитвам Пресвятой Девы Богородицы, по молитвам всех святых сродников наших, вновь и вновь даёт нам возможность остановить страшный поток греха, не какого-то чужого, постороннего, но нашего, индивидуального, собственного греха. И эта возможность покаяния, которая возобновляется для всякого каждым утром, когда мы пробуждаемся от сна, эта возможность начала новой жизни, не с нового года, не с понедельника, даже не с утра, а вот с этой самой минуты, когда мы стоим в храме и Матерь Божия смотрит на нас любящими глазами, глазами, полными слёз, эта возможность новой жизни даёт нам силы радоваться и ликовать и сегодня, и завтра, и всегда. Аминь.
Священник Сергий Ганьковский, 14 октября 1998 г.