“Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче...” — зазвучало вновь во всеуслышание в храмах Божиих. И повеяло тихим покаянным временем поста. Евангельские фарисей и мытарь заставляют нас сегодня заглянуть в свое сердце и увидеть в нем или фарисейское: “...я не таков, как прочие человецы...” — или, узрев там бездну греха, склониться перед Богом с мытаревым смирением в покаянии (Лк. 18, 11).
Архимандрит Иоанн Крестьянкин
На этой неделе мы вспоминаем евангельскую историю о фарисее и мытаре. Что за человек был этот фарисей? Наверное, это был добрый человек, который соблюдал все заповеди Божии, был высоконравственным. Другой, пришедший во храм, был грешник. Он стал в конце храма и чувствовал себя очень неуютно и совершенно недостаточно тому святому месту, в котором находился. Мытарь понял, что он предстоит пред Богом, перед совершенным Богом безграничной любви и блага. И он, конечно, сравнил себя с Ним, и, обратившись к Нему, увидел бездну своей недостаточности, своего отпадения. И тогда он воскликнул: «Боже, ты меня помилуй!»
В этом прошении говорится о многом. Конечно, мы понимаем, что человек не всегда все осознает, потому что духовная жизнь совершается в глубинах человеческой природы. Но когда человек взирает ввысь, к Богу, к Его святыням, он понимает, насколько он сам недостаточен, несовершенен и греховен. Тогда он, имея богоподобную душу, начинает взывать к Нему: «Господи, помилуй меня!»
Человек в глубинах своих чувствует свою призванность к Богу, чувствует, что он призван быть чадом Царствия Небесного. И когда он осознает это своим сердцем, человек начинает обращаться к Богу — «помилуй меня, восстанови меня, избави меня от моих грехов, от поражения и недостаточности». Вот тогда Господь, видя кающуюся душу, как любящий Отец Небесный, милует, прощает, очищает и вновь соединяет с Собой.
Но когда человек, даже если он благочестив и праведен, но при этом отвернулся от своего Создателя, взирает на свои совершенства и достоинства, ему не видно своих недостатков. Тогда человек взирает не на Бога, он оглядывается вокруг себя и что он видит? Человек, возлюбивший не Бога, а самого себя, начинает видеть в других людях их недостатки. Ведь он видит свои достоинства и говорит себе: «Я ведь и пост соблюдаю, и молитву совершаю, и заповеди исполняю». Но ему не видно сердца и души других людей. И он говорит: «Я не таков, как эти».
В этом состоянии гордой души человеческой мы видим слепоту человеческой гордости.
И Господь не сказал, что Он осудил фарисея. Он сказал, что молитва мытаря была принята Им более, нежели молитва фарисея.
Почему же молитва фарисея все же была принята? Потому что он жил праведно, он исполнял закон, он постился и, самое главное, он славил Бога и благодарим Его.
Когда мы говорим о фарисее, часто забываем, что Бог не осудил его. Господь в молитве мытаря нас призывает к смирению, к уподоблению Себе.
В настоящее время много людей ищут Бога и пытаются осознать, ощутить Божественное Откровение не таким, какое оно дано нам Творцом, а через призму наших достоинств и несовершенств. Пытаются оценивать и Божественное Откровение, и жизнь Церкви. И, конечно, такой человек, который не приемлет абсолютного достоинства Божиих совершенств, а рассматривает все через самого себя, начинает видеть мнимые недостатки и своих близких людей, и всех дел Божиих, потому что правда Божия искажается в его сердце.
Господь не сказал, что он кого-либо отверг. Он ждет смиренного и покаянного обращения каждого, живущего на земле. Потому что каждый человек есть чадо Божие.
И тот, кто возлюбил Бога, не может не любить и человека, которого любит Творец и Бог.
Поэтому, братья и сестры, мы с вами — последователи Христа, Который пришел в этот мир, взял на Себя все грехи человечества, претерпел распятие, жертвенную смерть за наши грехи, чтобы избавить нас от последствий этих грехов. И мы так же, как и Христос, должны любить своих ближних. Даже если они не понимают нас. Даже если они своей недостаточностью или гордыней продолжают дело фарисея, гордеца, превозносящего себя в своих мыслях, осуждающего близких своих.
Мы должны помнить, что в каждый человек в любой момент может прийти в осознание своего сыновства пред Богом и покаяться. Именно через покаяние возвращается наше достоинство пред Богом. И, конечно, каждый христианин подражает образу мытаря, который со смирением и покаянием взирает на самого себя. Конечно, каждый христианин молится о своих близких, чтобы и они пришли в осознание своего Божественного призвания.
Сегодня мы с вами также совершаем память святых новомучеников и исповедников Российских. Это наши деды и прадеды. Это совсем недавно жившие люди, которые населяли Россию и в момент испытания проявили крепость веры, твердость убеждения в духовном пути следования за Христом. И никакие испытания, страдания, соблазны и пытки не смогли сломить их веры и упования на Бога. Этим самым они сподобились венцов небесных и Царствия Небесного. Мы помним обетование о том, что претерпевший до конца спасен будет.
Сейчас очень много вокруг христианского мира соблазнов. Мир любит свое, он ненавидел всегда Христа и Церковь Христову. Мир всегда клеветал на Церковь, на всех последователей Христа, на всех служителей Христа и этим самым мир оказывался и оставался во зле. Но мы должны молиться за этот мир, потому что это люди. Мы должны так же, как и Христос, которого распинали, продолжать ходатайствовать о каждом человеке и говорить, как апостол Стефан: «Не ведают, что творят — Господи, прости им!»
Мы не знаем завтрашнего дня, братья и сестры. Но видим, как усугубляется зло в этом мире, как оно ополчается на всех последователей Христа. Я желаю, братья и сестры, укреплять всем веру свою, чтобы в момент испытания, который может случиться у каждого из нас, мы сохранили твердость веры, смогли победоносно осуществить свое земное шествие ко Христу.
Укрепление в вере является основанием, фундаментом духовной жизни. Конечно, когда мы читаем Священное Писание и сравниваем свой внутренний мир с тем, что мы должны иметь, безусловно, мы с вами чувствуем свою недостаточность и несоответствие этому идеальному, святому образу человеческой жизни и человеческой природы. И, конечно, для того, чтобы достичь высоты человеческих достоинств, нужно прилагать усилия, трудиться над своей душой. И в Священном Писании Господь говорит, что этот труд является своего рода условием достижения святости. Всякий, понуждающий себя, трудящийся над собою, достигает Царствия Небесного.
Конечно, когда мы проявляем усилия — а их у нас мало, недостаточно, то Господь нас милует, и когда мы стараемся преодолеть скорби, когда мы пытаемся победить свои немощи, тогда Господь близ нас, Он помогает нам. Вы посмотрите, как сейчас мир предается свободе и вольности и к чему это приводит. Человек утрачивает высоту своей человечности, цель и смысл своего духовного и нравственного пути. Человек ставит во главу Вселенной уже не Бога, а самого себя.
Я желаю, чтобы мы все, братья и сестры, укреплялись в вере. Потому что в день испытания каждый человек будет или богат, или беден своею верою. Я еще раз всех поздравляю, призываю благословение Божие на всех вас и желаю, чтобы мы не поддавались никаким соблазнам и искушениям того зла, которое действует в этом мире.
митрополит Зиновий (Корзинкин), Саранский и Мордовский