16/29 января совершается праздник поклонения веригам апостола Петра. Вериги святого Петра — христианская реликвия, цепи, которыми, по преданию, был скован апостол Пётр во время своих арестов: во время его ареста в Иерусалиме около 42 года по приказанию Ирода Агриппы: «И вот, Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу. [Ангел], толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с рук его» (Деян. 12:7); в Мамертинской тюрьме в Риме при императоре Нероне около 64 года.
Есть на севере Израильских территорий местность под названием Галилея. Эта местность у многих людей, живших во времена Христа в Иерусалиме – городе святого Храма – считалась тёмной, непросвещённой, языческой. Господь Иисус Христос провёл всё своё сознательное детство и юность в городе Назарете Галилейском – именно об этом Нафанаил (в историю он вошёл как апостол Варфоломей) сказал с недоверием: «Из Назарета может ли быть что доброе (Ин. 1:46)?».
В Галилее важным источником воды и пищи служило озеро, где процветал рыболовный промысел. Однажды Иисус увидел двух братьев, закидывающих сети в Галилейское озеро и сказал им: «Идите за Мною, и я сделаю Вас ловцами человеков (Мф. 4:19)». И они сразу же, оставив сети, последовали за Ним. Одного из этих братьев звали Симон, который впоследствии получил новое имя от Господа – Пётр, что означает «Камень». С этим именем он и запомнился в Церковной истории.
Пётр – первый из апостолов во многом. Он первым исповедовал Иисуса тем самым обещанным Мессией, Христом, который должен был прийти для спасения человечества; он первый, от слов которого, после сошествия Святого Духа на апостолов, в веру обратились многотысячные толпы народа – сначала три, потом пять тысяч человек; он первый, кому Господь даёт откровение о том, что настало время проповеди Христова учения всем народам без исключения, а не только евреям…
За многие труды, понесённые в деле проповеди Истины, апостол Пётр почитается первоверховным, наравне со святым апостолом Павлом.
Но это первенство среди апостолов нисколько не нарушает их равенства между собой. Данный принцип получил в Церкви название «первенства чести» и соблюдается в ней до сих пор. Это мы можем видеть на соборных богослужениях, когда все священники выстраиваются в определённом порядке рядом с Престолом, соответственно их церковным наградам, хотя несмотря на эти награды все священники равны между собой и каждый из них в равной мере может возглавлять богослужение и совершать Таинства Церкви.
Когда приближались последние дни земной жизни Господа, Он собрал под кровом у одного из своих тайных последователей двенадцать апостолов – любимых учеников, которые всё время Его странствия пребывали с Ним во всех напастях. Уже этой ночью Он будет предан в руки ненавидящих Его. И вот, под видом хлеба и вина, приобщив всех собравшихся Своим Телом и Кровью на вечерней трапезе, Он обратился к Петру с таинственными словами: «Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих (Лк. 22:31-32)». Господь знал, что апостол Пётр отречётся от Него. Но знал, что и покается в этом и обратится, и будет следовать за Ним с новой силой. И утверждением своих братьев по вере он занимался, в частности, и через послания, которые дошли до наших дней…
Примечательно, что апостол Пётр пишет первое своё послание тем общинам, которые были основаны не им, а святым Павлом.
Но дело в том, что к тому времени – 60-е годы от Рождества Христова – апостол Павел находился под арестом в городе Риме. Поэтому апостолу Петру приходится как бы выручать своего собрата – ведь проблемы и нестроения имели место в церковной среде во все времена и, если их вовремя не уладить, весь апостольский труд святого Павла мог обратиться в ничто.
Первое послание апостол начинает с приветствия, в котором своих собратьев он называет пришельцами, а вернее, некими постояльцами, людьми, как бы временно проживающими на своих территориях, будто в гостинице: «Петр, апостол Иисуса Христа, пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии…», но тут же обращает их внимание на то, что всякий, уверовавший во Христа, это избранный Богом человек, удостоившийся дара веры «…по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа».
Здесь – одно из прямых упоминаний о троичности Божества из уст одного из самых близких учеников Христа. И на протяжении всего послания апостол будет напоминать христианам, что они призваны Троицей к великой славе и чести. «Вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет… (1 Пет. 2:9)».
Много святой апостол Пётр говорит о том, чтобы жить по вере в простоте сердца и проводить свою жизнь среди неверующих так, чтобы дела этой веры сами говорили за себя: «Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу, и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения (Глава 2, стихи 11-12)».
Интересно, что в наши дни слова этого послания актуальны и не только по отношению к язычникам, которые пытаются снова возродить свои культы, но и по отношению к воинствующим атеистам и неверующим. Пожалуй, только жизнь и является самым лучшим и верным способом проповеди нашей веры среди них.
«Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках (глава 1, стихи 14-15)».
Эти строки очень напоминают слова Бога, обращённые к Лоту и его семейству, убегавшим из Содома в день суда над этим городом: «Не оглядывайся назад (Быт. 19:17)». Так и святой Пётр наставляет христиан не сочувствовать своему прошлому «…ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям, пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению; почему они [неверующие] и дивятся, что вы не участвуете с ними в том же распутстве, и злословят вас (глава 4, стихи 3-4)». Когда человек, следуя Богу, меняет свою жизнь к лучшему – это нагляднее всяких слов.
Целый пласт наставлений у святого Петра – о послушании. «Итак, будьте покорны всякому человеческому начальству (глава 2, стих 13)». Здесь он говорит о правителях, вне зависимости от их веры и взглядах; о начальниках, как благосклонных к нам, так и суровых; о церковном начальстве – епископах и священниках; о послушании жены мужу и, наконец, послушании друг другу.
Очень ценны слова апостола об отношениях в семье. Не секрет, что на данный момент в храмах Божиих больше женщин, чем мужчин. И многие из этих женщин скорбят о том, что их мужья не разделяют их веры, а порой даже противятся ей. И здесь ответ на то, как же быть? Апостол советует: «Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову [Божиему], житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие (глава 3 стихи 1-2)».
В другом месте в подтверждение этой истины сказано, что «неверующий муж освящается женою верующею», также как «и жена неверующая освящается мужем верующим (Первое послание к Коринфянам Апостола Павла)».
«Что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу. Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его (глава 2 стихи 20-21)». Пожалуй, это одно из главных наставлений апостола Петра – терпение скорби во имя Господне.
Испытания в нашей жизни неизбежны, но главное дело христианина – выработать к ним правильное отношение. Древнегреческий философ Сократ, которого некоторые из святых отцов называли «христианином до Христа», был приговорён к смерти из-за ненависти людей, которых он в своих беседах обличал в безнравственном отношении как к мудрости, так и к окружающим. Его жена негодовала и восклицала: «Тебя же казнят без вины!». Но Сократ отвечал ей спокойно: «А разве лучше, чтобы меня казнили за вину?». И ответить ей в тот момент было нечем… Такой удивительный пример согласия со словами апостола Петра встречается даже за пять веков до Рождества Христова в той среде, откуда их, кажется, нельзя было ожидать.
Если в послании апостола Иакова автор говорил, что всякое искушение – это инструмент к совершенствованию, то апостол Пётр в своём послании ещё добавляет: терпя скорби, вы уподобляетесь вашему Учителю. «Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному (стих 23)».
В первом послании святого Петра можно встретить ряд непростых изречений, касающихся тайн веры – о Святой Троице (глава 1, стих 2), о сошествии Христа во ад и проповеди всем умершим (глава 3, стихи 19-20), о том, что Он распялся за наши грехи (глава 2, стих 24), о восшествии Его на Небо, где Ему преклонились в покорности все Ангелы (глава 3, стих 22). Эти и многие другие слова легли в основу исповедания веры Церкви и свято хранятся ею до сегодняшнего дня.
≈ Священник Даниил Маслов
источник: "Просветительский портал "Логосъ"
≈ фотографии протоиерея Игоря Пчелинцева