Святые апостолы Петр и Павел своей жизнью подали нам пример того, что каждое человеческое падение может обратиться в вечную славу.
Первоверховные апостолы Петр и Павел, столпы Православия, укрепившие вечное здание Церкви и просветившие вселенную радостным светом Евангелия, в высшей степени заслужили именоваться «апостолов похвала» и пребывают таковыми во веки.
Скромный рыбак, горячий и порывистый, Петр. Образованный человек, одаренный выдающимся умом, и отличный знаток греческого языка, Павел. Они оба стали главными исполнителями премудрого божественного замысла и из скромного уголка земли распространили «сокровище истины» по всему миру.
Когда нас одолевает разочарование и колеблется наша вера в спасение, нам следует обратиться умом к святым апостолам Петру и Павлу. Ибо оба они, прежде чем расправить крылья и стать орлами духа, имели прошлое, отягощенное великим падением.
Апостол Петр отрекся от Христа в самое трудное для Него время. А апостол Павел был ярым гонителем христиан, пока не стал свидетелем чуда, ниспосланного ему ради вразумления, когда он услышал слова Христовы: «Савл, Савл! что ты гонишь меня?» (Деян. 9, 4), навсегда изменившие его жизнь. Один горько плакал, каясь в содеянном, а потом увидел Воскресшего Христа, Который с любовью обличил его. Другой, услышав глас Божий, упал замертво, и на три дня ослеп и ничего не ел. Они оба переживали тяжелые потрясения, ставшие для них сильным «толчком», который привел их к глубокому покаянию и духовному возрождению.
Петр, отрекшийся от Христа, проповедовал Его учение вплоть до своей мученической кончины, когда он был распят в Риме, прося поместить его головой вниз на кресте, потому что считал себя недостойным страдать как Христос. Павел же, временно утративший зрение в наказание за свою неразумную ревность, был тем, кто открыл духовные очи рода человеческого своими боговдохновенными посланиями, своей пламенной проповедью и учреждением поместных Церквей. Он тоже принял мученическую кончину в Риме, испустив дух после обезглавливания.
Эти два человека, один из который отрекся от Христа, а другой был фанатичным гонителем христиан, через свое покаяние получили такую благодать, что могли воскрешать мертвых и исцелять больных даже своей тенью. Апостол Павел, охранявший одежды, оставленные у его ног иудеями во время побиения камнями первомученика Стефана, достиг такого духовного «воскрешения», что написал гимн любви — непостижимый по красоте и непревзойденный по глубине духа. Такой преобразующей силой обладает покаяние!
Апостолы Петр и Павел оставили неоценимый вклад в понимание истинной природы Церкви. Они научили верующих тому, что любые конфликты мнений могут быть решены в Духе Святом через принятие соборных решений — при условии, что Собор во всем следует истинам, которым учил Спаситель Христос.
Апостолы были исполнены Божественной благодати и передали нам Божественное учение. В то же самое время, у них как у людей бывали свои разногласия и трения. Так, например, они спорили о том, следует ли распространять слово Божие среди язычников, то есть неевреев, идолопоклонников. Петр колебался, а Павел был уверен, что они тоже наследуют Царствие Божие. Этот вопрос был решен на Апостольском Соборе в Иерусалиме в 49 году от Р. Х., где Петр наконец признал, что Бог не делает различий между евреями и язычниками.
Таким образом, апостол Петр принялся проповедовать Евангелие иудеям, а апостол Павел — другим народам. Вместе с остальными апостолами они трудились над распространением Веры, которую Христос явил Своей жизнью, Своей проповедью, Своим Распятием и Своим Воскресением.
С самого начала были, да и сегодня есть трения в Православной Церкви. Но пример Первоверховных апостолов показывает нам, что приоритетом всегда является сплоченность Тела Христова, единство Церкви, единодушие духовенства и народа, совместно трудящихся ради одной святой цели.
Апостолы также явили нам живой пример готовности отстаивать свою веру (греч. αγωνιστικό φρόνημα), которая должна быть характерна для Церкви, поскольку они без колебаний вступали в прямой конфликт с властями и сильными мира сего, не считались с императорами, указами, гонениями, пытками, лишениями, наветами и предательствами. В вопросах веры они были бескомпромиссны и непоколебимы.
В то время Римская империя была некоей системой глобализации, которая порабощала народы, требовала полного подчинения и нейтрализовала «противников» международного режима. Ситуация, прообразовавшая то, что происходит сегодня, но уже в гораздо большем масштабе, гораздо более коварными способами. Чтобы определить свое отношение к глобализации и понимать те темные цели, к которым она стремится, важно следовать примеру апостолов Христовых.
Против Апостолов ополчился буквально весь мир, но они победили его, потому что последовали за Тем, Кто сказал: «Мужайтесь, Я победил мир» (Ин. 16, 11).
Слово Петра и Павла остается бесценным и спасительным во все времена. Один, как рыбак, до сих пор уловляет души для вечного спасения, а другой, который делал палатки, предназначенные для краткосрочного пребывания и ночлега, препровождает верующих в обители вечные.
Давайте попросим святых апостолов Петра и Павла, чтобы мы удостоились духовного преображения. Чтобы мы, будучи немощны по своей человеческой природе, смогли извлечь для себя урок из каждого своего падения и исправиться. Дай Бог, чтобы их святыми молитвами мы стали способны к проповеданию Евангелия Христова. Это особенно важно сегодня, когда повсюду распространяется губительная духовная засуха...
Элевтерий Андронис
enromiosini.gr, перевод "Трость скорописца"