Преподобноисповедник Георгий (Лавров) - насельник Данилова монастыря в 20-х годах ХХ столетия - почитался как известный московский старец. Постриженик Оптиной Путыни, он был последним перед закрытием настоятелем Мещовского Георгиевского монастыря Калужской губернии.
В 1918 г. батюшка был арестован и приговорен к расстрелу, но чудесным образом спасся. В тюрьме он познакомился с фельдшером, который научил его простейшим медицинским навыкам: перевязкам, промыванием, компрессам. Благодаря этому отец Георгий исполнял должность санитара и имел возможность встречаться со многими людьми и исповедовать их, у него даже была возможность посещать камеры смертников. В тюрьме он получил благословение на старчество от отбывающего здесь свой срок митрополита Кирилла (Смирнова).
Владыка Феодор (Поздеевский) после своего освобождения в 1922 г. взял отца Георгия «на поруки» в Данилов монастырь. Здесь послушанием батюшки была исповедь. Слух о нем быстро облетел всю Москву. В будни в маленькой домовой церкви на первом этаже храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов, а в праздники — в Троицком соборе, около раки с мощами преподобного князя Даниила Московского, он принимал прихожан.
По воспоминаниям монахини Екатерины (в миру Елены Владимировны Чичериной), «отец Георгий имел дар утешения и прозорливости. К каждому человеку у него был особый подход. Он как бы видел указываемый Богом жизненный путь человека и направлял его на этот путь. Многие, приходя к нему в беспросветной скорби, уходили облегченными. Часто можно было слышать: „От батюшки выйдешь — как на крыльях полетишь...“ Помнится, в юности придешь к нему с огромным списком грехов, недоумений, вопросов. Все это смешано, неясно для самой себя. Смотришь, после первого же разрешенного греха или недоумения в списке уже почти ничего не остается, как-то сразу несколькими словами он ликвидируется, и вся эта длинная хартия становится ни к чему. И так станет легко и беззаботно, да батюшка и скажет, бывало: „У тебя, деточка, все хорошо“. И вполне и надолго успокоишься, и порхаешь себе пташечкой...».
На каждой службе к нему на исповедь стояла большая очередь. У отца Георгия, хотя он не имел большого образования (окончил только три класса, так как поступил в Оптину в отрочестве), окормлялись в основном люди образованные: художники, скульпторы, инженеры, они советовались с ним в своих делах, и всех он отлично понимал. Особенно много внимания он уделял молодежи. «Путь человека складывается смолоду, и потом трудно его изменить», — говорил отец Георгий. Из числа духовных его детей вышли ряд видных деятелей науки и культуры. Батюшка привлекал к себе людей своим добрым и простым отношением ко всем, душевной теплотой, умением утешать в скорбях и жизненных невзгодах. Он умел проникать в самое сердце человека и направлять его на доброе устроение всей жизни.
|
Агроном Игорь Константинович Фортунатов, духовный сын батюшки, позже сам прошедший за веру тюрьмы и лагеря, писал в своих воспоминаниях, что «отец Георгий учил внимательно относиться к людям и усердно исполнять свои семейные и служебные обязанности. Он требовал от духовных детей постоянства в вере и ежедневной молитвы, пусть краткой по необходимости, но внимательной и искренней, и доказательства веры добрыми делами. Всегда говорил, что нужно и можно быть подвижником в повседневной жизни <...>. Батюшка советовал жить трудовой, размеренной, мирной и благочестивой жизнью <...>. Не поощрял пустой болтовни о религии за увеселительным чаем и говорил, что веру нужно утверждать в себе, в семье и в окружающих постоянными добрыми делами, соединенными с молитвою».
В 1928 г., еще до окончательного закрытия монастыря, архимандрит Георгий был вновь арестован. Обвинили его в том, что он якобы играл роль «старца» в черносотенном Даниловом монастыре и в антисоветской пропаганде. Архимандрит Георгий был выслан в Казахстан сроком на три года. За ним последовали некоторые его духовные чада. Чтобы облегчить батюшке тяготы ссылки, его навещали московские чада, хотя путь был не близок и опасен. В тяжелых условиях отец Георгий заболел раком гортани. После освобождения старец поселился в Нижнем Новгороде.
4 июля 1932 г., причастившись Святых Христовых Таин, отец Георгий скончался и был погребен на местном Бугровском кладбище.
11 октября 2000 г. были обретены святые мощи старца, которые перевезли в Данилов монастырь в Москве.
Духовные семена, посеянные отцом Георгием в душах своих пасомых, принесли обильные плоды. И после смерти батюшки его чада держались вместе, стараясь друг друга поддерживать. Через полгода многие из них были арестованы и высланы из Москвы, но даже эти испытания не поколебали их веры, не заставили отойти от Церкви. Преподобный Георгий воспитал по-настоящему верующих православных людей, стойких воинов Христовых.
В 2000 г. архимандрит Георгий был причислен Архиерейским Собором к лику святых. Святые мощи преподобноисповедника Георгия почивают в Покровском храме Данилова монастыря.
Часто старец давал своим «деткам» наставления, облеченные в легко запоминающиеся образные формы. Бережно записанные ими, некоторые из его «поговорок» сохранились:
«Берегите дорогое, золотое время, спешите приобрести душевный мир»;
«жизнь наша не в том, чтобы играть милыми игрушками, а в том, чтобы как можно больше света и теплоты давать окружающим людям. А свет и теплота — это любовь к Богу и ближним»;
«ласка от Ангела, а грубость от духа злобы»;
«после бури — тишина, после скорби — радость»;
«не будь обидчивой, а то станешь как болячка, до которой нельзя дотронуться».
На вопрос, можно ли узнать, где проявляется воля Божия, а где и от человека зависит, он отвечал: «Можно, только нужно внимательно вглядываться в жизнь, а то большей частью мы невнимательны».
Еще он говорил: «Нет, деточка, сейчас, смолоду, надо прокладывать жизнь правильно, а к старости уже не вернешь времени. Одного мудреца спросили: «Что дороже всего?» «Время, — ответил мудрец, — потому что по времени можно приобрести все, а самого времени нельзя купить ни за что».
Тех, кто много спит, батюшка назидал: «Проспишь Царство Небесное».
Если духовные дети отца Георгия постом излишне беспокоились, в достаточной ли мере постно купленное ими яство, он весело пресекал «буквоедство»: «Э, деточка, да кто же его оскоромил?»
Тропарь преподобному Георгию Даниловскому, глас 2
Издетска монашескую жизнь возжелал еси, / преподобне отче Георгие, / в нейже любовь Христову стяжав, / пастырь добрый многим людем был еси, / последи же и изгнание претерпев, / венцем исповедничества украсился еси. / И ныне, предстоя престолу Святыя Троицы, непрестанно моли // спасти и просветити души наша.
Кондак преподобному Георгию Даниловскому, глас 4
Евангельским словом вооружився, / всяку скорбь жития сего тленнаго и непостояннаго претерпел еси, / утешая чад твоих любовию, яже во Христе Иисусе, / преподобне Георгие, Даниловская похвало, // моли Христа Бога спасти и нас, чтущих тя.
Молитва преподобному Георгию Даниловскому
О преславный угодниче Божий, преподобне отче Георгие, Даниловы обители похвало и украшение! Ты от юности своея монашеское житие возжелал еси, в нем же подвизався, любовь Христову стяжал еси и был еси пастырь добрый притекающим к тебе: последи же изгнания и многи скорби претерпев, Небесное Царство наследовал еси. И ныне призри на нас, чад твоих, молящихся тебе, и управи души наша ко спасению; обитель же нашу святую миром и благочестием укрепи, да чистым житием благоугодим Богу, Ему же всякая слава подобает, честь и поклонение, во веки. Аминь.
monasterium.ru, msdm.ru