Сегодня память святых отцов Седьмого Вселенского собора, последнего в истории Церкви. Он состоялся в VIII веке, в 787 году. На этом соборе были подведены итоги разработки церковного учения, церковных правил, догматического учения Церкви о Боге, о мире, а также был принят догмат об иконопочитании. Мы, воспитанные в Церкви Христовой, почитаем иконы. Но не всегда и не всеми иконы почитались, и Седьмой Вселенский собор был созван именно для осуждения ереси иконоборчества.
Кто такие иконоборцы? Иконоборческая ересь возникла в Христовой Церкви. Иконоборцы начали учить, что поскольку Бог есть дух, поклоняться Ему нужно только духом и в духе, то есть никаких изображений Бога не может быть, так как Бога не видел никто никогда (Ин. 1, 18) и, следовательно, обращаться к Богу нужно только непосредственно душой. Но если мы посмотрим на историю Церкви, то увидим, что еще во времена апостолов появилось первое изображение Христа Спасителя.
Предание церковное сохранило нам рассказ о том, как эдесский царь Авгарь, заболев, позвал своего живописца, чтобы тот написал образ, портрет Христа. Живописец, по преданию, прибыл в Палестину и встретился со Христом, но ему не пришлось писать Его образ: после того, как Христос взял белый плат и приложил к Своему лику, он сам отпечатался на плате. Так возникла икона, называемая «Спас Нерукотворный».
Мы знаем, что первые христиане были гонимы в Римской империи и спасались в катакомбах — в погребальных пещерах, которые считались священными местами и охранялись римским законом; поэтому в них можно было укрыться от преследований и арестов. Древние христиане избрали в период гонений именно катакомбы, чтобы там собираться и совершать литургию на гробах христианских мучеников, которых там погребали.
В катакомбах до сих пор сохранились древнейшие изображения Христа и Божией Матери. Но эти катакомбные изображения имеют символический характер, это еще античное искусство; христиане не решались на реальное изображение Христа, опасаясь гонений и казни. Например, Христос изображался в виде юноши, на плечах которого лежит агнец. Это изображение восходит к притче о заблудшей овце. Использовались и другие сюжеты, взятые из Евангелия. Например, изображались пять хлебов и две рыбы — это воспоминание о чуде умножения хлебов, совершенном Христом Спасителем.
Однако уже с начала II века в катакомбах появляются реальные образы Девы Марии, запечатленной вместе с пророком, который указывает рукой на звезду (пророчество о рождении Христа Спасителя от Девы). Образ Христа в то время уже был представлен в виде традиционной, привычной для нас теперь иконы. Иконопись начального периода восходит именно к древнему преданию. Иконы были попыткой изобразить воплотившегося Сына Божия таким, каким Он был во время Его земной жизни. Потом, уже позже, в VII веке, возникло иконоборчество, и продолжалось оно до тех пор, пока не был провозглашен догмат, положивший конец этой ереси.
Так как же Церковь относится к догмату об иконописании? Что такое образ, что такое икона в православном понимании? Согласно догматическому изложению веры Седьмого Вселенского собора, мы выражаем иконе почтительное поклонение, поскольку она есть предмет священный, изображающий Иисуса Христа, Божию Матерь и святых угодников Божиих, но мы не обожествляем ее, не считаем Богом.
Иконоборцы, которые боролись с иконопочитателями в VIII и IX вехах, утверждали, что мы кланяемся идолам, но ведь никто из нас икону за идола не считали и не считает. Икона — это только изображение. Мы почитаем икону как символ, изображающий Бога, Божию Матерь или святых. Почитание иконы есть почитание лица, изображенного на ней.
Предав анафеме иконоборцев, отцы Седьмого Вселенского собора составили вероопределение, в котором сказано, что «Когда через изображение на иконах лики Спасителя, Богородицы и других бывают видимы, то взирающие на них побуждаются к воспоминанию и люблению первообразов их...». То, что слово евангельское сообщает нам через слух, то же самое икона показывает через изображение.
Поэтому наше поклонение иконе не есть поклонение краскам, дереву, при помощи которых она изготовлена, но эта есть наше выражение почитания первообраза. Икона помогает нам возводить ум и сердце к Господу Богу, Божией Матери и святым, на ней изображенным.
Святая Церковь защитила истинность своего учения о поклонении иконами тем самым отстояла истину Боговоплощения.
Святые отцы Седьмого Вселенского собора проявили мудрость, сумели распознать способность иконы воздействовать на души человеческие и приближать их к первообразу. И если мы вдумчиво, с молитвой и открытой душой будем созерцать первообраз, изображенный на святых иконах, то потом он Духом Святым может проявиться и в каждом из нас, как он проявился во многих угодниках Божиих, к коим, конечно же, принадлежат и святые отцы Седьмого Вселенского Собора, укрепившие Святую Православную Церковь принятием догмата иконопочитания.
архиепископ Анатолий (Кузнецов), Керченский