• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Поминовения
  • Таинство Крещения
9 октября 2020 года

Память апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Во имя отца и Сына и Святого Духа.

Тихую, мирную картину рисует нам сегодня евангелист Лука: берег Тивериадского моря. На нем рыбаки моют свои сети после неудачного лова. Там Симон Ионин (апостол Петр) и брат его Андрей (Первозванный, его уже позвал Христос одним из первых среди своих учеников), там и отец их Иона; там и два других родных брата Иаков и Иоанн Зеведеевы, также множество народа, пришедшего послушать услаждающую душу проповедь Божественного Учителя. Здесь и Христос. Люди с жадностью стремятся послушать Его поучения. Люди теснятся, толпятся, замирают в молчании. Чтобы уловить каждое слово. И Христос, желая утолить их жажду, чтобы слово Его доносилось до каждого, чтобы усилить акустику, обращается к Петру, как к своему знакомому, и просит у него лодку, и садится в нее, и отплывает несколько от берега, делая из лодки как бы трибуну, и поучает народ, призывая к наследию Царствия Божия.

Апостолы – как Петр, так и другие – еще не отошли окончательно от своих дел. Они, как и многие из народа, приходили послушать Христа, а потом снова возвращались домой и принимались за обычные повседневные дела. Но вот закончил Христос поучение и как бы в благодарность Петру говорит: «А теперь ты садись в лодку и отплыви на желаемое тебе расстояние от берега и закинь сети на какую хочешь глубину и лови рыбу». И Петр докладывает Ему, говоря: «Наставник, мы всю ночь трудились и ничего не поймали, но я закину сети только потому, что ты говоришь (по слову Твоему) и закинул сети. И, о чудо! Сети в один миг наполнились рыбой доверху, так что даже прорывались, когда их тащили к берегу». Пойманной рыбой наполнили две лодки. Такой необыкновенный улов нам может быть мало понятен, его до конца может оценить только специалист, рыболов. Если представить себе: ночь, тишина, спокойное море, когда вышел на ловлю рыбы Петр. Он, может быть, и приманками пользовался, но сети были пустые. А теперь представим другую картину: день, море уже несколько взволновано, говор людей на берегу мог испугать притаившихся рыбок, они весьма чуткие и легко могли уйти в глубину или еще более притаиться. Но тут не человеческие расчеты и предположения, а Повелитель природы сказал «слово», и все рыбы, подвластные Творцу, устремились в сети, как на хорошую приманку.

Этот случай настолько удивил Петра, что он, как опытный рыбак, был потрясен, поражен. В жизни он никогда не только не видел, не слышал подобного случая. А он уже немолодой: уже посеребрились сединой виски, глубокие морщины отложились на лице, огрубевшем от морского ветра. Всю жизнь он рыбачил, но подобного ничего не видел и не предполагал. Он потрясен! Доведя лодку до берега, Симон падает к ногам Христа и в испуге, и в охваченном чувстве смирения, чувстве своего недостоинства быть вместе с Повелителем Природы, улавливая Его неизъяснимое величие, падает ниц и говорит: «Выйди от меня, Господи, я человек грешный». А Христос и пришел ради таких, Он никого не отвергает, Он обращает тех, кто познал свое недостоинство. Он успокаивает Петра. Он говорит ему: «Чего испугался? Не бойся, отныне будешь ловить не рыбу в море, а человеческие души будут тянуться к тебе (будешь ловить человеков)». Такой решительный зов Христа совершил окончательный переворот в душе Петра. Он оставляет на берегу и лодки, и рыбу, и поспешно идет за Христом, и все присутствующие в данный момент идут за Христом. Но Петр с той поры уже неотступно следовал за своим Учителем, внимая словам Его проповеди, а потом, как и все апостолы, разносил Учение Христово по всей вселенной, как и поется в тропаре «Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их». Как уже говорилось, вместе с Симоном на этот раз были Иаков и Иоанн – сыновья Зеведеевы, и Андрей, и их отец.

Самый младший их них Иоанн – сегодняшний святой Иоанн Богослов. До пришествия Христа Иоанн был учеником своего тезки Иоанна Крестителя. Но когда Креститель, вернувшись из пустыни после поста, увидел идущего Иисуса, он указал на Него рукой и сказал присутствующим: «Се Агнец Божий вземлет грехи мира... хоть и родственник мой, но я не знал Его Божественного происхождения. Но вот Отец Небесный, пославший меня проповедовать покаяние и крестить, показал мне Духа Святого, сходящего на Него, и я слышал голос Неба, свидетельствующий, что Сей есть Сын Божий. Его слушайте!»

А на другой день, снова увидев Христа, идущего навстречу, Иоанн повторил слова: «Вот Агнец Божий, который берет на Себя грехи мира, Его послушайте». И некоторые ученики Иоанна Крестителя захотели перейти к этому Божественному Учителю, но, боясь обидеть своего первого Наставника, спрашивали у Иоанна Крестителя разрешения оставить его и последовать за Христом. Благо – святым чуждо чувство ревности или зависти, и Иоанн охотно отпустил лучших своих учеников, среди которых и был Иоанн Богослов, сегодня празднуемый святой.

И был Иоанн любимый ученик Христа. Любил его Иисус за преданность, за ласковость, за чистоту сердечную. Он был девственник и всего себя посвятил Христу. За то и Христос открывал ему тайны, которые не знали другие ученики. Он вместе с Петром и Иаковом был свидетелем Преображения Господня на Фаворской горе; он был свидетелем воскрешения дочери Иаира, он один осмелился спросить на Тайной Вечере, кто же предаст Христа, и был удостоен откровением. Он один из учеников находился в предсмертные минуты при страданиях Христа у подножия креста... И получил особую личную награду быть сыном Пречистой Приснодевы Марии. Христос в предсмертные минуты, видя душевные страдания Матери Приснодевы, видя как сбываются слова праведного Симеона (Богоприимца), что оружие страдания пронзает Ее сердце, хочет смягчить это страдание, облегчить Ее одиночество, хочет, чтобы Она не чувствовала Себя оставленной, осиротевшей. Ведь оставленность, одиночество – это ужасное чувство, чувство безутешное. И вот, несмотря на Свои страдания душевные и телесные, Он, измученный пытками, бичеванием, насмешками, допросами, после бессонной ночи, вися на кресте, проявляет нежную сыновнюю заботу о Своей Матери. Он, опуская на Нее Свой уже угасающий взор, шепчет запекшимися губами: «Жено! Се Сын Твой», – указывая не рукой, которая прибита гвоздем ко кресту, а переводит взор на Иоанна Богослова.

Никому иному, а чистому девственнику вручил Христос опекать Пречистую Приснодеву. И потом, как бы остановив взор на Своем любимом ученике, говорит: «Се Мати твоя» – и снова переводит угасающий, но всегда живой взор на Пречистую Деву...

И как говорит Священное Писание, «с той поры взял Иоанн Богоматерь и опекал Ее старость, проявляя нежную сыновнюю заботу и любовь». Он сподобился после Успения Божией Матери нести перед гробом райскую ветвь, которую принес архангел Гавриил Богородице, возвещая о переходе Ее от земли на Небо, к Сыну Своему и Богу. Святой Иоанн, сын Зеведеев, брат Иакова, он и апостол, и богослов, и друг Христов, и сродник, и наперсник. Его называют апостолом Любви. Он проповедовал о Любви до самой смерти и считал, что в этом слове заключается все, ибо Бог – Любовь. Любовь всеобъемлющая, все содержащая, всему дающая жизнь. Он неизменно твердил слова: «Дети, любите друг друга. Да любите друг друга»... Некоторые из его учеников думали, что он старый и уже забывается и потому повторяет одни и те же слова. И когда спрашивали его, почему он повторяет одно и то же, то Иоанн отвечал, что нет ничего выше любви. Бог – Сама Любовь. И пока теплится в людях любовь, до тех пор и долготерпит Господь, потому что в этом заключено исполнение заповеди Божией.

Святой Иоанн прожил 120 лет, пережил всех апостолов и один из всех умер своей смертью. Но за Христа он, как и прочие апостолы, страдал, терпел гонения, мучения и лишения. Он был даже сослан на необитаемый остров Патмос, где ему было откровение о судьбах мира, и он написал Апокалипсис.

...Еще при Христе была молва среди учеников, что Иоанн не умрет своей смертью, но Христос этого не сказал, а молва эта держалась в людях. И вот он, старенький, утомленный трудами и годами жизни, живет и живет. И жизнь ему уже не на радость, и не желает он лучшей отрады, как соединиться с Христом. И вот Иоанн попросил своих учеников вырыть яму, и он лег в нее и велел прикрыть его. И прикрыли его и ушли. Но когда наутро пришли – яма была пуста. Иоанна на том месте не оказалось, и лишь благоухание разливалось вокруг. Такое же благоухание разливалось и в последующие годы на этом месте в день его погребения.

Да будет благословение апостола Любви над всеми нами, да не угаснет в нас до конца и любовь к Богу, и любовь друг к другу. С прискорбием, приходится признать, что оскудела в мире любовь, и сознавать это, и видеть это – очень грустно.

Но вот мы пришли сюда объединиться в молитве ради любви к святому Иоанну в день его святой памяти. Нас мало, но велико предстательство пред Богом святого, славного и всехвального апостола Иоанна Богослова. Он неизменно печется о судьбах мира, и верится: Господь внемлет его ходатайству, и да прибавит Он Свою милость к нам молитвами Своего возлюбленного Ученика. И де не застанет нас час Страшного Суда врасплох, неготовыми, с угасшими светильниками, как у неразумных дев. Но паки и паки взываем: да проявит Господь Свою милость и долготерпение к нам грешным. Аминь.



~ Архимандрит Исаакий (Виноградов), 9 октября 1960 г.